При общении с подросшей дочерью отец часто допускает ряд ошибок. Дочь же расценивает эти ошибки как специально спланированное поведение, чтобы ее унизить, указать на ее незначительные роль и место в его жизни.
- Он меня за человека не считает! – так обычно восклицает дочь, чувствуя сильнейшую обиду.
Обида от того, что она ожидала одного сценария поведения от отца, а он повел себя совсем иначе.
Отец тоже обижается в свою очередь, но не так сильно и тотально, как дочь. Скорее – он приходит в тупик от ее поведения, и искренне не понимает – Хочу как лучше, а она не понимает.
Столкновение 1. Отец меня не видит.
Сценарий дочери: надо, чтоб он смотрел на меня поддерживающе, я не знаю кто я, как поступать мне, и мне надо, чтоб мне он это рассказал, чтоб меня хвалил, а он смотрит мимо, не видит меня, отмахивается как от мухи. Я ему противна.
Сценарий отца: я ей советую, а она вместо того, чтоб слушать – начинает спорить, у меня нет сил, раздражаюсь, лучше самоустранюсь, пусть повзрослеет – тогда поговорим. И потом – откуда я знаю куда ей идти и чем заниматься. Я бы хотел, чтоб она хорошие отметки приносила, чтоб научилась хорошо готовить, а она этим всем не интересуется.
Столкновение 2. Отец - беспардонный человек.
Сценарий дочери: отец беспардонный человек, называет меня разными глупыми словами – малыш, ребенок - меня это ставит в тупик, я же не маленькая и как мне реагировать на такие обращения, а если плохую отметку принесу или что-то сделаю не так, то обзывается, может в комнату ко мне ворваться, допрашивать, он груб и насмешлив.
Сценарий отца: она же маленькая и несмышленая, в людях не разбирается, опасности не видит, дружит не с теми, нет бы с отличниками дружить, а выбирает себе разнузданных, говорит, что они смелые, свободные, современные, а я отсталый от жизни, я злюсь на ее глупость.
Столкновение 3. Отец ничего не понимает, кроме своих мыслей, он – тиран, преследователь.
Сценарий дочери: я плАчу, а он злиться в ответ и начинает со мной разговаривать как с мальчиком - Не ной! – а как мне реагировать еще – я же не нарочно плАчу, само собой выходит, если с ним говорить бесполезно – он только себя слышит, ничего не понимает, кроме своих мыслей, правила диктует, тиранит, преследует.
Сценарий отца: не выношу слез, т.к. это бессмыслица, ведь так просто запомнить простые правила и их выполнять, а она не хочет, и не понимает, что сама себе делает хуже беспорядком жизни, объясняю-объясняю, а она отмахивается - значит остается только суровая дисциплина.
Путь выхода из столкновения сценариев состоит в искреннем Я-сообщении о своих чувствах.
Отец чувствует насколько дорога ему дочь и поэтому он так переживает за нее. Можно ведь сказать ей об этом. Например:
- Я не владею собой от того, что очень боюсь за тебя. У меня земля уходит из-под ног, сердце останавливается от страха. Умоляю только об одном - будь осмотрительна!!!
В любом случае отец может сказать то, что чувствует. Но почему-то только спорит и обижается, что его не поняли.
Дочь хочет свободы. Пусть скажет об этом.
- Я хочу свободы! Мне больно, когда мне не дают ее.
Дорогой читатель! Давайте обменяемся мнениями этому по поводу.
Автор: Мусина Вера Петровна
Психолог, Канд-пси-наук доцент
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru