Настало время и нам совершить путешествие в Снежную страну...
Я должен начать с того, что это очень хорошее произведение, и добавить, что хорошо оно ровно как и все произведения у этого автора. И, может, даже чуточку больше. Этот роман я должен признать самой сложной, из всех созданных Кавабатой, образных конструкций, во всяком случае, из того, что я прочёл на данный час. Я не читаю литературоведческие статьи о произведениях и не пересказываю чьё-то мнение - пытаюсь дойти до всего, что есть внутри, сам. И если до меня не доходит что-то с первого раза - я могу перечитать, разложить по схемам, представить взаимодействие частей. Я люблю разгадывать художественные загадки. И вот, прочтя этот роман пару месяцев назад, с тех пор пережёвывал, перечитывал, перекручивал, переживал раз за разом, чтобы раскрыть это чудо...
Параллельная реальность в произведениях Кавабаты можно считать авторской находкой. Он не отрицает бытие, но говорит нам: "Обратите внимание вот сюда, пожалуйста. Посмотрите, как интересно выходит, не так ли?" Он погружает нас в свой рассказ, реальностей в котором как минимум две. Как я их уже стал называть "отражение" и "отражаемое". Как оказалось, в "Снежной стране" их три. И третья, создаётся контекстом, при работе суммы образов. Всё начинается с того, что мы едем в поезде, и смотрим в снежную даль. И тут замечаем, что в стекле, через которое мы смотрим, отражается прекрасная девушка, которая сидит в соседнем купе, напротив. Мы не наблюдаем за ней непосредственно, мы разглядываем её отражение. Отражение несуществующей девушки, как некой мечты или образа, существующего в прозрачном стекле. А за отражением Снежная страна. Все мы так делаем, когда едем в метро - рассматриваем призраки людей, едущих с нами в соседнем вагоне, мчащемся по параллельному маршруту параллельного метро, по параллельному расписанию, по своим параллельным делам. Это первый образ. Мы едем в вагоне, смотрим в окно на Снежную страну, но видим ещё и отражение девушки.
У рассказчика есть совершенно обычная жизнь, где есть работа, жена и дети, всякие дела и проблемы. Но время от времени он удаляется в Снежную страну, где живёт в рёкане высоко в горах, общается с гейшами и слушает их пение под аккомпанемент сямисена. Жизнь в Снежной стране размерена и спокойна, она больше похожа на сон или серию снов. Моральные качества, которые постоянно предъявляет к тебе общество, как будто уходят на второй план. В Снежной стране ты свободен по-настоящему, а может быть и впервые в своей жизни. То, что происходит овеяно ощущением гнетущей странности, которая бывает только во сне. В жизни вы не чувствуете реальность "странной", а тут автор добивается этого, через действие и описание, что возникает идея внутри: "это Я и одновременно не Я", "всё Так, но что-то не То", "с нами говорят на рыбьем Языке, который в мелком масштабе не имеет никакого значения, но подсознательно чувствуем, что в нём есть и Образы и Смыслы и Знаки". Это второй образ. Мы убегаем от нашей реальности в Снежную страну, в которой всё тоже реально, но реальность эта странна, будто является тоже является отражённой.
И через эти два образа, проступает гораздо бОльший, выходящий за рамки двух или более в сумме всего произведения. Когда я понял это и прочёл этот сравнительно небольшой по объёму роман ещё раз - всё стало на свои места... "Снежная страна" - это литература, это книга сама по себе. Её страницы, белы как снег. А люди - знаки, символы, иероглифы, живущие в этой заснеженной степи свои странные жизни параллельной реальности, которая то ли быль, то ли небыль. Всё время, пока мы читаем, мы смотрим и видим текст, даже не подразумевая, что это пейзаж с его отдельными образами, живущими своей отдельной жизнью. Мы наблюдаем их в отражении страницы как в отражении стекла, совершая своё недвижное путешествие на поезде внутри себя. И вместо "тудух-тудух" мерное перелистывание страниц. Как я писал когда-то ранее, литература - лучший вид эскапизма. Тут мы можем поехать на поезде, поплыть на пароходе, уехать от своей обычной жизни кататься на лыжах в горы и кутить с гейшами. Тут мы один на один с автором и его рассказом, и в то же время мы абсолютно свободны, даже следуя замкнутому пути повествования и сюжета. Книги, эти далёкие Снежные страны, заставляют нас мечтать, выходя за собственные человеческие рамки, так же как сложные, громадные образы снежной лавиной сходят со страниц произведений Кавабаты, захлёстывая нас с головой...
В хорошей книге автор вместе с читателем мечтает, создаёт миры, наполняет их персонажами, образами и смыслами. Если вы думаете, что автор всё придумывает за вас, то я уверяю вас, что автор создаёт гораздо меньше половины - остальное создаёт сила вашего воображения и желание окунуться в предлагаемый образ, пережить чужую жизнь, понять чужие идеи, увидеть мир с иной точки зрения. Если вы не поняли этого произведения с первого раза - прочите еще раз с новым знанием, и вы увидите настоящую "Снежную страну". А в нашей группе альпинистов Сартр, Набоков, Барнс и Иллиес уже наточили и смазали лыжи, готовясь совершить внеочередной дикий фри-райд прямо с заснеженного пика в мир людей...
Произведения Ясунари Кавабаты:
Списки литературы, в которые входят произведения Ясунари Кавабаты: