Найти в Дзене
Функция Архитектура

Ясунари Кавабата. Танцовщица из Идзу.

Кавабата прекрасен, образен и размерен. Судя по отзывам, это самое непонятное публике из его произведений. Судя по тому, что оно находится среди рекомендованных, что-то в нём есть. То, что автор повторит лейтмотивом в "Тысячекрылом журавле" и упомянет в "Снежной стране". Впрочем, я эту загадку разгадывать не буду. И объяснять ничего не собираюсь. Напишу, как всегда, о чём-то, чего там нет и никогда не было, а вы, как всегда, попытайтесь сами догадаться, что там к чему... Сытый не поймёт голодного. Как и тот, кто находится в погоне за богатством, вряд ли поймёт того, кто находится в погоне за Красотой. Богатство объяснимо и закономерно. Красота парадоксальна и всё время ускользает от нас. Красота это неиспользованная возможность. Красота это невмешательство в самобытных ход жизни, течение времени, приливы и отливы. Быть художником - это не "создавать красоту", как принято обычно думать. Быть художником - это "не создавать обыденность". Наблюдать за Красотой, видеть её в её мельчайших п

Кавабата прекрасен, образен и размерен. Судя по отзывам, это самое непонятное публике из его произведений. Судя по тому, что оно находится среди рекомендованных, что-то в нём есть. То, что автор повторит лейтмотивом в "Тысячекрылом журавле" и упомянет в "Снежной стране". Впрочем, я эту загадку разгадывать не буду. И объяснять ничего не собираюсь. Напишу, как всегда, о чём-то, чего там нет и никогда не было, а вы, как всегда, попытайтесь сами догадаться, что там к чему...

Сытый не поймёт голодного. Как и тот, кто находится в погоне за богатством, вряд ли поймёт того, кто находится в погоне за Красотой. Богатство объяснимо и закономерно. Красота парадоксальна и всё время ускользает от нас. Красота это неиспользованная возможность. Красота это невмешательство в самобытных ход жизни, течение времени, приливы и отливы. Быть художником - это не "создавать красоту", как принято обычно думать. Быть художником - это "не создавать обыденность". Наблюдать за Красотой, видеть её в её мельчайших проявлениях и не вмешиваться. Красота не высечена в камне, не написана краской, не изображена звуком. Но Красота стоит за всем этим. Стоит приподнять занавесу повседневности, как мы обнаружим, что она всегда рядом с нами. Не понимая, зачастую люди заклеивают Красоту милыми обоями в цветок. Чтобы её не было видно, на место Красоты иногда вешают картину в позолоченной раме. Чтобы Красоты не было слышно чаще всего ставят музыку, самую изысканную. Мне иногда становится жаль людей, которые ходят за Красотой в музеи и галереи. Её там нет. Объект, используется только как таблетка от терминальной слепоты. Мне иногда жаль тех, которые ходят за Красотой на концерты и в консерватории. Они достигают вершины, послушав, даже не понимая, что единственная вершина - создать. Жаль тех, кто думает, что можно нанять художника, дать ему вагон денег, рассказать "что нужно сделать" и он сделает Красоту. Умение видеть и слышать нарабатывается годами и теряется в один день. Но стоит хоть раз увидеть Красоту и она будет жить с тобой вечно. Хотя, удержать её невозможно никакой силой, кроме силы памяти. Телефон, заменяющий память, ослабляет силу мышц органа памяти. Мы перестаём чувствовать, запоминать, переживать, пропускать через себя. Мы фиксируем. Составляем отчёт. Ага, вот это было Красиво. Но не так, чтобы всеобъемлюще, в полноте эмоций, а в качестве плоской картинки, симулирующей память. Память, как тоннели в рассказах Кавабаты или колодцы, как в рассказах Манна, является инструментом воссоздания красоты. И "создание" здесь больше созвучно по смыслу "реинкарнации". Действие у Пруста происходит внутри самих воспоминаний, а у Кавабаты действие происходит внутри отражений, в полуреальной отраженной реальности. И вы вспоминаете то, что было будто в чужом сне. Когда-то кто-то заложил в вас код понимания Красоты. И теперь, каждый раз, фиксируя код, растворённый в ежедневном бытие, вы реагируете, возвращаетесь туда, где были счастливы. Видите тех, с кем были счастливы. Можно ли это как-то отразить в понятиях ценности и стоимости? Было бы с чем сравнить пение стрекоз в жаркий июльский полдень, запах свежескошенной травы и полевых цветов и луч яркого полуденного солнца тянущейся к тебе через листья винограда над верандой. Креативность не в создании объекта, а в создании возможности. Способности отойти в сторону, чтобы позволить Красоте случиться. Это самая большая жертва, - позволить Красоте происходить без тебя и твоего вмешательства. Невозможно завладеть ускользающим отражением бытия, незамедляемо вращающегося на оси циферблата, центробежной силой выталкивающего нас в пространства, где нас ещё нет из пространств, где мы хотели бы остаться навсегда.

Ясунари Кавабата:

Списки: