Сигер Брабантский: заблудший учитель в Раю.
В X песне «Рая» Данте принимает удивительное решение: помещает Сигера Брабантского, осуждённого Церковью философа-аверроиста, чья жизнь оборвалась при загадочных обстоятельствах, в круг величайших мудрецов Рая. И это очень странно: ведь его учение о смертности индивидуальной души и вечности мира противоречило христианским догматам. Ещё удивительнее, что Фома Аквинский, при жизни обвинявший Сигера в «бесстыдстве противиться истине», в Раю с уважением представляет его Данте: «То вечный свет Сигера, что читал в Соломенном проулке в оны лета и неугодным правдам поучал». Почему же Сигер в Раю с Фомой, а не в Лимбе с Аристотелем и Аверроэсом?
Ключ к разгадке, возможно, в собственном прозрении Сигера. В трактате «De anima intellectiva» (VII) он все же приходит к исповеданию веры: «Mihi dubium fuit a longo tempore quid via rationis naturalis in praedicto problemate sit tenendum, et quid senserit Philosophus de dicta questione; et in tali dubio fidei adhaerendum est, quae omnem rationem humanam superat»/«В течение долгого времени я пребывал в сомнении, какого мнения следует придерживаться в указанной проблеме на пути естественного разума и что думал Философ по данному вопросу; и в таком сомнении должно держаться веры, которая превосходит всякий человеческий разум».
Вероятно, Данте оценил эту философскую честность, ведь Сигер, как истинный последователь Аристотеля, "предпочел истину чтить выше дорогих себе людей".