Найти в Дзене
Альтернативная история

5 советских специальных самолётов, у которых до сих пор нет преемников, а некоторым они и не нужны. Но это не точно

В период существования СССР в России было разработано множество военных и специализированных летательных аппаратов для обеспечения потребностей Военно-воздушных сил. Значительная часть этих разработок продолжает эксплуатироваться и сегодня, при этом некоторые модели, особенно востребованные Воздушно-космическими силами (ВКС), до сих пор не имеют аналогов. Несмотря на попытки модернизации и обновления, возраст техники дает о себе знать, и количество легендарных самолетов постепенно сокращается. Современная армия немыслима без самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). По сути, это воздушные радиотехнические комплексы, оснащенные антеннами с круговым обзором. А-50 способен обнаруживать и сопровождать цели на расстоянии сотен километров. Информация, собранная самолетом ДРЛОиУ, используется для корректировки действий как военных самолетов, так и наземных подразделений. Важным преимуществом подобной техники является высокая вероятность обнаружения и идентификаци
Оглавление

В период существования СССР в России было разработано множество военных и специализированных летательных аппаратов для обеспечения потребностей Военно-воздушных сил. Значительная часть этих разработок продолжает эксплуатироваться и сегодня, при этом некоторые модели, особенно востребованные Воздушно-космическими силами (ВКС), до сих пор не имеют аналогов. Несмотря на попытки модернизации и обновления, возраст техники дает о себе знать, и количество легендарных самолетов постепенно сокращается.

Авиация реальная и альтернативная | Альтернативная история | Дзен

Авиация для разведки. Самолёт ДРЛО А-50

Современная армия немыслима без самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). По сути, это воздушные радиотехнические комплексы, оснащенные антеннами с круговым обзором. А-50 способен обнаруживать и сопровождать цели на расстоянии сотен километров. Информация, собранная самолетом ДРЛОиУ, используется для корректировки действий как военных самолетов, так и наземных подразделений. Важным преимуществом подобной техники является высокая вероятность обнаружения и идентификации низколетящих объектов. А-50 был разработан еще в советское время. В СССР насчитывался 31 такой самолет. Точное количество машин, оставшихся в распоряжении России, неизвестно, но, по некоторым оценкам, речь идет о примерно 10 экземплярах. Некоторое время назад А-50 был модернизирован до версии А-50У. В 2010-х годах ожидалось появление нового самолета ДРЛОиУ – А-100 на базе Ил-76. Однако новинка до сих пор не представлена. Более того, есть информация, что проект был приостановлен в пользу очередной модернизации А-50.

Военно-транспортный самолёт Ан-12

-2

Самому молодому Ан-12 уже более полувека. Однако, несмотря на солидный возраст, эти самолеты по-прежнему востребованы. Парадоксально, но производство Ан-12 было прекращено еще в советское время – последняя машина этой серии была выпущена в 1973 году. На протяжении десятилетий Ан-12 оставался одним из ключевых военно-транспортных самолетов СССР и России. Естественно, время оказывает негативное влияние на состояние самолетов, и устаревшие машины постепенно выводятся из эксплуатации по причине выработки ресурса. В настоящее время полноценной замены Ан-12 не существует. Конечно, есть Ил-76, но это разные машины, предназначенные для решения разных задач и эксплуатации в разных условиях. Интересно, что в Китае Ан-12 до сих пор выпускается по лицензии под названием Shaanxi Y-8.

Уникальность этого самолета заключается в его универсальности. В отличие от Ил-76, который пытаются использовать в качестве замены, Ан-12 менее требователен к качеству взлетно-посадочных полос. Он может эксплуатироваться даже на грунтовых аэродромах, что невозможно для самолета Ильюшина. Однако, по мере сокращения количества таких аэродромов, снижается и актуальность Ан-12. Поэтому, на мой взгляд, необходимость замены этого самолета является спорным вопросом.

Противолодочный самолёт Ил-38

-3

Еще один советский самолет, для которого в военно-воздушных силах до сих пор нет достойного преемника. Противолодочный самолет средней дальности Ил-38 был разработан в 1961 году. С тех пор он продолжает службу, неся вахту у берегов России. Самолет может использоваться для разведки, постановки минных заграждений, поисковых и спасательных операций, но основной задачей Ил-38 остается борьба с подводными лодками. При необходимости самолет может выступать в качестве носителя тактического ядерного оружия. Ил-38 производился до 1972 года, всего было выпущено 65 машин. Количество действующих самолетов неизвестно. Часть Ил-38 сегодня эксплуатируется в Индии. По некоторым данным, в мире осталось всего около двух десятков таких самолетов.

В ВКС России его может успешно заменить Ил-114, адаптированный для борьбы с подводными лодками.

Военно-транспортный самолёт Ан-26

-4

Судьба этой машины во многом схожа с судьбой Ан-12. В серийное производство Ан-26 был запущен в 1969 году. Этот легкий военно-транспортный самолет выпускался до 1986 года. С тех пор ему так и не нашлось замены, хотя в свое время с этой целью разрабатывался Ил-112В. К сожалению, в 1990-е годы проект не был завершен, хотя, в отличие от многих других прототипов, опытный образец самолета был построен. В 2021 году проект находился в высокой степени готовности, но затем в СМИ появилась информация о проблемах с двигателями и несоответствии новинки техническому заданию. Последняя информация об Ил-112В появлялась в 2023 году, но, несмотря на это, замены Ан-26 до сих пор нет.

В принципе, ситуация аналогична ситуации с Ан-12: особой необходимости в его замене нет, можно обойтись и без нее.

Еще одна незаменимая машина. Ту-142

-5

Еще один артефакт ушедшей эпохи. Серийное производство этого противолодочного самолета началось в 1968 году. Как и Ил-38, Ту-142 может выполнять широкий спектр боевых и гражданских задач. Помимо морской разведки, эти самолеты активно используются в поисково-спасательных операциях. Главное отличие от Ил-38 – значительно большая дальность полета. На сегодняшний день эти самолеты уже устарели, но замены им нет, и в обозримом будущем она не предвидится. Впрочем, за последние несколько десятилетий Ил-38 и Ту-142 неоднократно модернизировались. В советское время было выпущено более сотни этих самолетов. Достоверное количество оставшихся машин неизвестно, но, по некоторым данным, Россия сохранила 24 таких самолета. Однако на боевом дежурстве остается только 8.

Как и в случае с Ил-38, эту машину может заменить Ил-114. Но, насколько известно, разработка нового морского патрульного самолета не ведется. Сейчас важно довести до ума серийный Ил-114, а затем можно будет заняться и специальными машинами на его базе.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Зачем ВКС еще один самолет? - Альтернативная История
Патрульные противолодочные самолеты Breguet Br.1150 Atlantique. Франция - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/5-sovetskih-speczialnyh-samolyotov-u-kotoryh-do-sih-por-net-ni-preemnikov-a-nekotorym-oni-i-ne-nuzhny-no-eto-ne-tochno/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉