Вот и Россия присоединилась к состязанию в войне «шестого поколения изображений». Новый этап в гонке рендеринга разгорячил информационное поле, порождая порой откровенно абсурдные и весьма вымышленные спекуляции о том, «что это за аппарат и на что он способен?».
Чем может обладать изображение? Разумеется, способностью доставлять удовольствие тем, кто увлекается разнообразными визуалами. Серьезно рассуждать о летно-технических параметрах боевого истребителя можно лишь после того, как он взлетит и пройдет полный цикл тестов. И даже тогда вовсе не факт, что запланированные характеристики воплотятся в реальность.
Пример тому — тот же F-22, который на стоянках якобы подпрыгивает на метр над бетоном. Это машина, о которой твердилось одно, а в итоге вышло нечто совершенно иное.
Мы неоднократно разбирали вопрос о том, что представляет собой шестое поколение авиации. И все напрасно, поскольку воплотить в жизнь то, что легко придумать в уютном кресле, а тем более за мощным ПК, — задача крайне сложная. К тому же мы сами же опровергали свои фантазии.
Скорость, приближающаяся к гиперзвуковой? Крейсерский режим без форсажа до 4 Махов? Конечно, и пилот, который расплющится при малейшем маневре на таких скоростях или, как альтернатива, потеряет сознание от инсульта.
Искусственный интеллект, способный выдерживать полеты на гиперзвуке? Безусловно, но такого пока не существует. А имеющиеся аналоги не справляются даже с управлением дронами. Да, беспилотники могут сопровождать пилотируемые самолеты, выступая в роли летающих аккумуляторов, но их реальную эффективность лучше всего продемонстрировал наш С-70.
Авиационные аппараты, переходящие в космолеты и ведущие бои даже в околоземном пространстве? Здесь есть рациональное зерно: поднявшись на высоту около 70 км, бомбардировщик становится недоступным (пока что) для противовоздушных ракет, но цена за это — дополнительные двигатели (вероятно, ракетные), запасные баки для окислителя (керосин как горючее вполне подойдет), усиленная обшивка для космических полетов, системы жизнеобеспечения и прочее. Плюс термоизоляция для входа в верхние слои атмосферы. В итоге возникают чудовища, весящие куда больше современных стратегических бомбардировщиков.
Вопрос малозаметности тоже поднимался. Она, само собой, должна превосходить таковую у машин пятого поколения. Для этого требуются новые материалы, инновационные методы рассеивания сигналов… То есть, технологии, которых на данный момент нет в наличии.
К тому же эти самолеты по замыслу должны нести вооружение, как выразился один влиятельный политик, «основанное на новых физических принципах». Что подразумевается под этими новыми принципами, если физика в нашем мире остается прежней, — оставим на ответственности оратора. Здесь уместно лишь отметить, что ничего близкого к такому описанию пока не изобретено. Да, ракеты теперь пролетают большие расстояния. И это, по сути, единственное достижение, которым могут похвастаться оружейные специалисты со всего мира. Лазеры, бластеры, лучевые установки и рельсотроны остаются в далеком будущем. На сто лет далеком.
В итоге складывается забавная картина, словно в той поговорке о теле — оно наличествует, а слов нет. Шестое поколение существует на бумаге и в эскизах, но без реального смысла. По крайней мере, на данный момент.
Некоторые сейчас возразят: пока одни рисуют наброски, другие уже взлетают.
Не все так однозначно, уважаемые, не все так просто. О том, что уже летает, мы поговорим в заключение. Оно действительно в воздухе, и от этого не уйти. Пусть летает. Нас же больше волнует то, что способно взлететь в будущем.
Начнем, разумеется, с американцев. Они ведь лидируют, и их самолеты… это сплошной огонь и ужас для воздушных шаров с дронами.
Возьмем их F-47
Точнее, его размытые эскизы, которые там именуют рендерами. Все, что удалось выудить из них, — это продолжение культа «стелс». Следовательно, от F-47 не стоит ожидать гиперзвуковых скоростей или космических высот. Физика этого проекта не об этом. И я уверен, что при первых же тестах в аэродинамической трубе макета это станет ясно. F-47 — это просто эволюция линии F-22 — F-35 и ничего сверх того. Американцы просто мастера в искусстве раздувать щеки. Этому не отнять.
Кстати, дополнительным подтверждением служит провальная затея объявить B-21 самолетом шестого поколения.
Такое было, но сообщество экспертов по всему миру единогласно отреагировало: «Фууу», поскольку на деле B-21 — это следующий этап в развитии B-2, своего рода миниатюрная доработка ошибок. И в нем нет ничего, что могло бы квалифицировать его для полки шестого поколения, как в «Райдере».
Но B-21 хотя бы воплощен в металле и летает. Это факт. А вот F-47 под большим сомнением. Он такой… невидимый, что до сих пор никто его не узрел. Сами американцы противоречат сами себе насчет F-47: то у них прототип на стадии индивидуальной сборки, как недавно заявил глава штаба ВВС Дэвид Алвин, с первым полетом в 2028 году, то летающие прототипы уже давно в деле. Где именно — не уточнил.
Но его слова шокировали многих в теме, вызвав эффект отвисшей челюсти у большинства. Здесь нужно разделить два проекта. Первый — NGAD от «Локхид-Мартин» — это одно, а F-47 от «Боинга» — совсем другое. И, насколько знали все заинтересованные, первые толковые новости о программе F-47 всплыли в марте этого года.
«Локхид-Мартин» как раз говорил об испытательных полетах в рамках NGAD, но… это был демонстратор на базе F-16, где тестировали отдельные компоненты. Да, ходили слухи о подъемах в воздух на секретных полигонах «Локхида» в 2019 и 2022 годах, но дальше сплетен не ушли. Никто по-настоящему не видел, что там могло летать и летало ли оно вообще.
Знаете, даже забавно: в такой любопытной стране, как США, за пять лет работ и «полетов» прототипов NGAD никто ничего не заметил и не заснял на смартфон. Учитывая страсть американцев к пиару и «утечкам» ради него, здесь все чересчур засекречено. О публичности как символе демократии и говорить не приходится.
Именно поэтому мировое экспертное сообщество отнеслось к заявлениям о скором полете F-47 не просто прохладно, а скептически.
Суть в том, что в ВВС США для знающих людей не секрет: генерал Алвин — лоббист интересов «Боинга», и поговаривают, что именно он постарался перетянуть заказ от «Локхида» к своим приятелям.
Впрочем, лобби в Америке — норма и основа политики. Так что мотивы Алвина прозрачны. И стоит отметить, что вырвать такой контракт для компании с кучей проблем, как «Боинг», — это достойно уважения, и генерал явно заработал каждую комиссионную за свое посредничество.
Но в то, что «Боинг» с его бедами обогнал «Локхид», ковырявшийся пять лет, за семь месяцев, — в это даже в Штатах мало кто верит. Тем более что американцам нужны доказательства. На слово давно не верят.
К тому же все сравнивают с подходом «Нортроп-Грумман» к B-21. Все по правилам: эскизы, «слитые» секретные снимки, презентации, демонстрации на стоянках и, наконец, полеты. Как шутил покойный Задорнов, все файлы сошлись. В B-21 верят, потому что все в открытом доступе.
Кстати, примерно так же действуют в Китае, но о Китае мы поговорим отдельно в конце.
С F-47 же — сплошная тишина и ноль информации. Ни фото, ни видео, ни данных, ни очевидцев. Только пара нечетких рендеров, где 70% — дым, из которого что-то высовывается. В наше время это слишком мало, чтобы поверить, что нечто из этого дыма уже летает. А то, что проектом размахивал с трибуны главный миротворец планеты, только усиливает ощущение, что это часть грандиозного шоу «Сделаем Америку снова великой».
Картинками тут не обойтись.
А что в Европе?
В Европе было два проекта, если вспомнить: GCAP или «Темпест» от Британии, Италии и Японии, и FCAS от Германии, Франции, Испании и Бельгии.
Первый проект, если и продвигается, то без лупы это не разглядеть. Честно говоря, я уверен, что из него ничего не выйдет. Да, всем трем странам пора заменять устаревшие «Торнадо» и «Тайфуны», а японцам — F-2. Но у всех троих есть F-35…
В общем, F-35 со всеми своими недостатками, которые мы разбирали досконально, уничтожил европейское авиастроение наглухо.
Сколько британцы будут мучиться с проектом «шестерки», предсказать трудно. Ясно, что Япония и Италия — не союзники в работе, а просто спонсоры, и основная нагрузка ляжет на британцев. А хватит ли их сил — большой вопрос.
У второго альянса дела еще хуже. Союз Франции, Германии, Испании и Бельгии… распадается! Бельгия вышла из соглашения, немцы и испанцы в панике ищут пути отхода, а французы… французы все и разрушили. Огромный скандал между Dassault Aviation, Indra Sistemas и Airbus поставит точку на шансах FCAS — главной европейской надежде на возрождение производства боевых самолетов.
Семь лет усилий Airbus, Dassault Aviation и Indra Sistemas пошли коту под хвост. FCAS позиционировался не как простой истребитель, а как система, включающая машину шестого поколения (NGF), группу дронов разного типа, «лояльных напарников» и вспомогательные аппараты. Все это должно было интегрироваться в «цифровое боевое облако» — сеть для обмена данными между платформами в реальном времени.
Задумка проекта выглядела весьма впечатляюще, на бумаге все казалось безупречным. Однако, реализация оказалась сложной задачей: согласование с бюрократическими структурами Евросоюза заняло пять из семи лет. Лишь в 2022 году появился прогресс.
За три года ситуация не изменилась: проект остался на прежней стадии. В то же время, французская сторона настояла на том, чтобы 80% компонентов нового самолета производились во Франции. Эрик Траппье, руководитель Dassault Aviation, заявил, что им проще построить самолет самостоятельно, чем сотрудничать с Германией, поскольку 90% всех know-how в FCAS принадлежит им.
В общем, французы стремятся создать свою собственную систему, независимую от других участников. Важно, чтобы результат был лучше, чем «Рафаль».
Остальные участники, вероятно, останутся с устаревшими самолетами и приобретут F-35.
Программа F-35 достигла ключевой цели: практически уничтожила европейское авиастроение, лишив Европу возможности разрабатывать и производить собственные истребители. Большинство европейских стран закупили или планируют закупить F-35, и этот процесс, скорее всего, необратим, поскольку альтернатив практически нет.
Ведь не станешь же покупать самолеты у России или Китая.
Если учесть энергетический кризис, в который Европу погружают политики, такие как Урсула фон дер Ляйен, то о создании новых самолетов не может быть и речи. Деньги должны быть направлены на поддержку киевского режима, а F-35 Вашингтон предоставит в кредит.
Сможет ли Франция в одиночку справиться с задачей? Маловероятно. Разработать, возможно, да, но создать и довести до ума – вряд ли. К тому же, энергетический кризис и финансовые трудности ставят под сомнение возможность выделения необходимых миллиардов евро.
А что у нас?
Рассмотрим восточную часть мира, прежде всего Китай с его двумя самолетами, которые называют «якобы шестым поколением». Пусть так, Китай умеет хранить секреты, и характеристики самолетов не раскрываются.
Однако J-36 и J-50, в отличие от других проектов, летают. Мировое экспертное сообщество не признало эти самолеты шестым поколением, что, конечно, неприятно для Китая. Но и Китай не торопится убеждать мир в обратном.
Да, J-36 и J-50 существуют в виде прототипов или летающих моделей. Важно, что они летают. Насколько далеко китайские авиаконструкторы заглянули в будущее – неизвестно, но при желании они могут ответить на этот вопрос.
В России неловко говорить о шестом поколении, учитывая проблемы с пятым. Су-57 имеет больше воздушных побед, чем F-22 и F-35 вместе взятые, хотя сравнивать количество выпущенных самолетов некорректно.
Тем не менее, работы над Су-57 продолжаются, самолет летает, участвует в боевых действиях и делает это успешно. Желать большего было бы странно.
Можно считать, что пятое поколение освоено. Что дальше? Шестое поколение…
И возникает вопрос: зачем?
У американцев все понятно: им важно быть лидерами. Европейцам нужно избежать зависимости от США. Цели Китая не ясны, но у них есть противники, стремящиеся к лидерству.
Вакханалия, происходящая в российском инфопространстве, порой поражает воображение, но в основном является результатом фантазии авторов. Никто не может объяснить, зачем нам нужен самолет шестого поколения.
Возьмем одного автора, который не разбирается в самолетах, но пишет статьи на эту тему. В стране много таких авторов, к сожалению, но ничего не поделаешь. Я наткнулся на материал, где автор серьезно рассуждал о задачах МиГ-41, самолета, который якобы «максимально приближен к требованиям шестого поколения».
Предполагаемые задачи МиГ-41:
- уничтожение высотных сверхзвуковых и гиперзвуковых разведывательно-ударных комплексов;
- перехват гиперзвуковых ракет в режиме боевого дежурства в воздухе;
- уничтожение важных воздушных целей на большой и сверхбольшой дальности;
- применение противоспутникового оружия и вывод полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту;
- использование в качестве первой ступени для запуска гиперзвуковых ракет.
Создается впечатление, что это скопировано у американцев. Много умных слов, за которыми ничего не стоит. Сомневаюсь, что автор понимает, что такое «пилотируемый гиперзвуковой разведывательно-ударный комплекс», но писать глупости у нас не запрещено. И на эту основу натягивают информацию о МиГ-41, для которого Минобороны и РСК «МиГ» официально не озвучивали никаких требований.
Далее: «Перехват гиперзвуковых ракет из режима боевого дежурства в воздухе». Трудно понять, что это значит, но, видимо, автор имел в виду, что МиГ-41, находясь на боевом дежурстве, волшебным образом будет перехватывать и уничтожать гиперзвуковые ракеты. Почему «волшебным»? Потому что только два наземных комплекса, Patriot PAC-3 и С-500, теоретически могут это сделать. Теоретически – потому что в боевых условиях никто не пробовал. И что, вычислительные мощности наземного комплекса поместятся в самолет?
Далее: «Уничтожение особо важных воздушных целей на большой и сверхбольшой дальности». Ладно, это можно понять, если убрать помпезность: к самолету можно подвесить ракеты большой дальности, как это делает Су-35С.
«Применение противоспутникового оружия и вывод полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту». Занавес. Низкая околоземная орбита – это высота от 160 км до 2000 км над уровнем моря.
То есть, самолет должен подняться на такую высоту, чтобы оперировать «противоспутниковым оружием» неизвестного происхождения и запускать спутники. Заменять первую и вторую ступени ракеты-носителя.
А чем это планируется сделать? Вот вам и вишенка на торте:
ДвигательДля базового варианта рассматривается восстановление производства двигателей Д-30Ф6 от МиГ-31, но в модернизированном варианте.Предполагается, что двигатель Д-30Ф6М может быть доработан с использованием современной плазменной системы зажигания, цифровой системы управления, новых монокристаллических лопаток турбин и т.п.
Как вам? Мне понравилось. И я специально не даю ссылок на подобные «статьи» – их сотни. Пишут бред из-за отсутствия информации. Полный разгул фантазии людей, не понимающих, что такое самолет.
В инфопространство забросили рисунки, не похожие на МиГ-41. Их назвали «первым изображением российского истребителя шестого поколения». Это говорит лишь о том, что кто-то нарисовал этот рисунок. Больше никаких выводов сделать нельзя. Такие рисунки делают сотнями, если не тысячами.
Мне повезло: в городе есть авиазавод, где работают люди, которые могут все объяснить. Благодаря им я понял, что цена всем этим рисункам невелика.
С чего начинается создание самолета? С технического задания. «Без внятного ТЗ результат…»
Заказчик (Минобороны) говорит: нам нужно вот это! И дает перечень своих желаний: скорость 4-6М, выживание летчика на такой скорости, малозаметность, выход в космос, лазерная установка и т.д. Как пишут фантасты.
Исполнитель пишет техническое предложение: что он может создать в рамках этих желаний. Предлагает аэродинамическую схему самолёта, тип силовой установки и другие параметры. Говорит, что в космос полетит, но нужен бак для окислителя и еще один двигатель, малозаметность на скорости 6М вряд ли возможна, радиопоглощающие материалы не выдержат, лазер возможен, но нужна дополнительная генерация мощности. Все выполнимо, надо считать. Это называется «аванпроект».
И вот дальше начинается эскизное проектирование. Где-то сразу на компьютерах, где-то на бумаге, а потом переносится в цифру. Почему так? А пока просто от бумажных носителей не уйти, рабочий чертеж, с которым сборщик лезет внутрь собираемого самолета – он как бы на бумаге удобнее будет. Планшет тоже штука удобная, но у них есть плохая черта – смертность высокая.
И работают в одном направлении разные группы. Одни составляют и просчитывают конструктивные схемы, другие чуть ли не параллельно работают над аэродинамикой, потому что в угоду последней запросто могут что-то в конструкции изменить.
И вот в рамках эскизного проектирования идут разработка общих видов и компоновочных разрезов, разработка конструкций важнейших узлов и частей, разработка принципиальных схем, систем оборудования, управления и силовой установки. Отдельно идут расчёты веса и центровки и прочностные расчёты.
Все это дает приблизительную картинку того, что может получиться на выходе. Десятки раз все пересматривается, переделывается, пересчитывается. В результате может получиться Су-35, а может и Ил-112В.
И вот когда все принято, просчитано и утверждено, вот тогда начинается рабочее проектирование, то есть, завершающий этап разработки технической документации. Начинается разработка сборочных и детализированных чертежей, уточнение расчётов на прочность и веса конструкции.
И вот на этом этапе «вдруг» появились рисунки «нового самолета». Конечно, можно броситься и начинать фантазировать на тему того, что могут такие «самолеты». Но лучше было бы подумать в сторону того, а откуда и для чего они вообще появились.
Конечно, формой «самолет» очень похож на небезызвестный С-70 «Охотник» со вторым двигателем и пилотируемый. Уже из концепции «летающее крыло» понятно, что о скорости и сверхманевренности, которые до недавнего времени были козырями российских авиаконструкторов, здесь речь не идет. Про малозаметность говорить можно, в космос такое тоже вряд ли сможет полететь. Новых двигателей, способных на такие полеты у нас не заявлялось. Нет, конечно, наши фантазеры, дай им волю, они не только Д30Ф начнут выпускать, но и Р15В-300. На диване это очень просто сделать.
Скорее всего, это одна из отбракованных концепций. И почему ее решили «показать миру», понятно. Равно как понятно, что работы у нас идут, и хотелось бы думать, что идут они в нужном направлении.
Минобороны в лице ВКС не озвучивали (совершенно правильно) требований к новому самолету. РСК «МиГ» и АО «Компания «Сухой» ничего такого тоже не выбрасывали в своих отчетах, и это просто радует. Пример надо брать не с американцев, которые откровенно уже веселят весь мир рисуночками своего «чудо-оружия», которое потом оказывается не то чтобы чудом и не очень-то и оружием. Как суперпушки у «Замволтов» с их действительно чудесными снарядами по полмиллиона долларов за штуку.
Итого, что мы имеем?
- США – самолета шестого поколения нет.
- Европа – самолетов шестого поколения нет, и есть уверенность, что и не будет.
- Китай – самолеты есть, летают, но насколько он «шестые» — сказать очень сложно.
- Россия – самолета шестого поколения нет.
В целом, работа в нашей части мира идет. Да, мы пока что вроде бы отстаем от китайцев, но не стоит подходить к этому так. То, что у соседей что-то полетело – это не значит, что все пропало, надо спешно догонять и перегонять. У Китая есть одна проблема, которую они сами решить не смогут – двигатели. И лучшим подтверждением тому стали запросы Пакистана на российские двигатели для своих JF-17. Не могут китайские WS обеспечить такой ресурс и такие мощности.
Платформы для изучения возможностей? Да, почему нет? У нас же тоже есть такая платформа, Су-57. И можно изучать эти возможности, и их изучают, причем, в боевой обстановке. Для изучения действий авиации в современной очень надо сказать, изменившейся обстановке, не обязательно городить охотникоподобный блин. Выводы по малозаметности уже в целом сделаны на основании применения наших самолетов в СВО.
Нужна ли нам реклама в стиле американцев? Пожалуй, что нет. Они могут размахивать картинками сколько угодно, картинка не убивает. Надо ли нам уподобляться? Думаю, что нет, абсолютно по той же причине. Картинки не убивают, картинки не выигрывают войн.
Во времена Советского Союза самолеты (и не только) строились в режиме строжайшей секретности и это давало свои плоды. Весь мир вставал на уши от того, что «эти русские» выкатили очередной, не побоюсь этого слова, шедевр. И эти шедевры служили десятками лет, заполонив все «хит-парады» долгожителей авиамира, практически не оставив места американским, британским и французским творениям.
Конечно, можно постить картиночки и писать откровенный ненаучный фантастический бред, как это делает огромное количество людей в нашей стране. С одной стороны, вроде как и полезно, ни один враг не разберется в тех завихрениях серого вещества, которые выдают «на-гора» наши фантасты. С другой стороны, как-то не очень приятно, когда информпространство нашей страны извергает терабайты глупости.
За державу, знаете ли, обидно.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/vojna-kartinok-shestogo-pokoleniya/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉