Девочка 7 лет после общения с подругами перенимает их манеру поведения, постоянно подражает. Что делать?
Ответ Ирины Коваль из чата курса “Психосексуальное воспитание”
Мозг в младшем школьном возрасте и подростковом "запрограммирован" на имитацию, чтобы обучаться социальным нормам, языку, навыкам.
Дети пробуют разные роли и модели поведения, чтобы понять: "Кто я?", "Каким мне быть?", "Что вызывает одобрение/отвержение окружающих?"
У ребенка пока нет собственного "банка" реакций на все ситуации. Копирование - быстрый способ получить готовое решение.
Подражая популярным детям, ребенок повышает свои шансы на принятие в коллективе. Это "программа выживания" в социуме.
💡Вместо борьбы с подражанием доброжелательно (❗️) учите осознанному выбору и критическому мышлению.
Не "Опять ты как Маша кривляешься!", а "Я заметила, ты сегодня нарочито громко смеешься) Это твой новый способ реагировать на шутки?"
✔️Исследуйте поведение вместе с ребенком, чтобы помочь связать действие с внутренним состоянием:
"А что ты чувствуешь, когда так делаешь? Тебе это нравится/помогает/удобно?"
“Интересно, почему Катя так делает? Как ты думаешь, ей это помогает привлекать внимание/казаться взрослой/показать, что она не боится?"
✔️Предложите альтернативу, расширяйте "банк" поведенческих моделей:
"Да, можно привлекать внимание громким смехом. А еще можно рассказать смешную историю или показать интересный фокус. Что тебе больше подходит?"
"Если хочешь показать, что не боишься, можно твердо сказать: “Я не согласна”. Попробуем?"
➡️Если подражание проявляется слишком ярко, возможно, в воспитании не хватает подчеркивания собственной уникальности ребенка, мало поддержки, мало грамотной похвалы.
✔️Подчеркивайте уникальность: "Знаешь, мне так нравится, как ты умеешь рассказывать истории - с такими интересными деталями! Это твоя особенная черта".
✔️Хвалите за самостоятельные решения: "Как здорово, что ты сама придумала, как решить эту ссору!"
✔️Обсуждайте ценности семьи: "У нас в семье важно быть честным, даже если другие так не делают", "Мы считаем, что помогать слабым - правильно".
✔️Анализируйте героев книг/мультфильмов, тренируйте критическое мышление:
"Почему поступок принцессы был смелым? А что плохого сделал этот персонаж?"
Как бы ты поступила на его месте? Есть ли другой способ?"
✔️Знакомьте с разными людьми, читайте биографии сильных личностей, адаптированные для детей. Обращайте внимание на реальные примеры достойного поведения вокруг.
➡️Если подражание негативное - грубость, агрессия, вредные привычки, то формируйте правильное поведение грамотно, по методам доброго воспитания (курс “Доброе воспитание”).
➡️Слепое подражание в 7 лет не равно подражанию и согласии со всеми во взрослом возрасте. Сейчас мозг ребенка физиологически не готов к полному самоконтролю - лобные доли, отвечающие за анализ, прогноз, волевую регуляцию, активно развиваются до 20-25 лет.
Вот что защитит ребенка в будущем:
✔️Сформированная самооценка - "Я знаю, кто я, и ценю свои качества"
✔️Уверенность в вашей поддержке - "Родители - моя безопасная гавань, я могу прийти к ним с любой проблемой"
✔️Навык критического мышления - "Я умею анализировать: зачем это делают? подходит ли мне?"
✔️Четкие внутренние ориентиры на ценности - "В нашей семье считается важным..."
За подражанием скрывается важная внутренняя работа - поиск себя.
❤️Задача взрослых - не запрещать, а помочь ребенку понять себя. И тогда со временем, благодаря поддержке и терпению родителей, из множества примеренных масок проявится уникальная цельная личность.