Кандидат философских наук Артем Тетерин стал одним из победителей конкурса молодых ученых по присуждению премий имени выдающихся ученых СО РАН. За цикл работ «Критика демонологии в трудах Томаса Гоббса и ее интерпретация» Артем награжден премией имени А.П. Окладникова в области истории, археологии и этнографии. В частности, в своей диссертации выпускник аспирантуры факультета философии Томского государственного университета исследовал трактовку Гоббса для понятий «дьявол» или «сатана». Критика демонологии в трудах этого политического философа нейтрализует фигуру дьявола как сверхъестественную силу. Так, в «Левиафане» Гоббс использует образ дьявола в качестве обозначения политических врагов государства. Исследование Артема Тетерина может стать основой для лекций и семинаров по истории философии нового времени, политической философии и философии религии.
Артем Тетерин окончил в ТГУ бакалавриат исторического факультета (сейчас ФИПН) по специальности «История», затем – магистратуру по социологии (автономная магистерская программа «Инновации и общество: наука, техника, медицина») и аспирантуру философского факультета (направление «Философия, этика и религиоведение»). В 2024 году он защитил кандидатскую диссертацию «Критика демонологии в политической философии Томаса Гоббса» (научный руководитель – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории философии и логики философского факультета Валерий Суровцев).
Томас Гоббс – один из виднейших политических мыслителей Англии XVII века – посвятил критике демонологии одну главу своего трактата «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
В политической философии Гоббс, говоря о дьяволе, утверждает, что даже согласно Священному Писанию на самом деле это не реальное существо из потусторонних миров и не конкретный персонаж, бросивший вызов богу, а любой враг, противник.Так о нем говорится в Ветхом завете, а неверная трактовка, скорее всего, родилась позднее из-за неточностей перевода с древнееврейского и греческого.
Взгляд на фигуру дьявола как на некий политический символ – обозначение врага для главы государства, который объединяети светскую власть, и церковную – соответствует настроениям нового времени, пришедшего на смену Возрождению, еще и потому, что философы двигали гражданский мир к так называемому «расколдовыванию». Постепенно сверхъестественное начинало уступать новому представлению о жизни, в которой не существует божественных, ангельских или демонических сил.
– На Гоббса принято смотреть только с одной стороны – как на политического мыслителя. А он очень интересен еще и своими теологическими рассуждениями, в частности, критикой демонологии. И это повод подумать о том, каковы истоки понятия политического и современного государства как явлений, каким образом демонологический язык проявляется в современном политическом дискурсе. Например, в политической риторике мы сталкиваемся с тем, что одно государство называет другое империей зла – можно вспомнить ту же риторику времен холодной войны. Если мы говорим о светском государстве, то интересно посмотреть, как там возникает и функционирует демонологическая риторика. Почему это проявляется и каким образом, сейчас посвящено целое направление – политическая демонология, – объясняет Артем Тетерин актуальность и значимость проведенного им исследования.
Основные положения и результаты диссертации Артема Тетерина были изложены на различных научных конференциях в Томске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Москве. По теме диссертации опубликованы пять статьей в российских научных журналах. Три из них вышли в «Вестнике Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология», входящем в Web of Science: «Политическое значение фигуры дьявола в «Левиафане» Томаса Гоббса»,«Фигура дьявола в контексте метафизики и политической философии Спинозы» и «Царство сатаны» в эсхатологии Томаса Гоббса». Статья «Фронтиспис «Левиафана» как визуальный источник интерпретации идей Томаса Гоббса о демонологии» опубликована в «ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики» (Scopus), статья «Языковой аспект в демонологии Томаса Гоббса» – в Сибирском философском журнале (ВАК).
– Подать заявку на конкурс СО РАН мне посоветовал научный руководитель. Это моя первая крупная премия, и я очень рад победе и тому, что молодым ученым дают возможность получить признание. Интерес со стороны коллег и общества в целом очень ценен для любого начинающего ученого. А такие конкурсы – это мотивация к тому, чтобы продолжать заниматься наукой и внести свой вклад в нее, – подчеркивает Артем Тетерин.
Размер премий имени выдающихся ученых СО РАН для участников конкурса в 2025 году составил 100 тысяч рублей.
В 2022 году одним из победителей конкурса на премии имени выдающихся ученых Сибирского отделения РАН стал заведующий научно-исследовательской лабораторией пористых материалов и сорбции химического факультета Григорий Мамонтов (премия имени Г.К. Борескова). В 2024 году за второе и третье места почетными грамотами конкурса были награждены трое сотрудников ТГУ: Денис Касымов (механико-математический факультет), Егор Федосов (факультет исторических и политических наук) и Елена Яркова (филологический факультет).
Напомним, еще в одном конкурсе – на соискание медалей с премиями Российской академии наук для студентов и молодых ученых Российской Федерации – по итогам 2024 года Томский государственный университет стал одним из лидеров в стране. В Томской области молодые ученые ТГУ оказались единственными получателями таких медалей.
Справка. Узнавать о различных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, научно-образовательных конкурсах, в том числе стипендиальных, а также оформлять заявки на конкурсы студентам и ученым ТГУ помогает Молодежный центр научного управления университета. Он создан для поддержки талантливой научной молодежи – студентов, аспирантов, докторантов, молодых преподавателей и научных сотрудников. Контакты центра можно найти по ссылке.
Источник: пресс-служба ТГУ