Найти в Дзене
Фильманьяк

Десять негритят (1987) - да что ты знаешь о неожиданных финалах?

Некоторые критики усматривают в мрачном облике острова аллюзию на картину Арнольда Бёклина «Остров мёртвых» На одиноко стоящем посреди моря небольшом Негритянском острове оказываются десять человек. Кто-то из них приглашён в качестве обслуги, кто-то - в качестве гостя. Во-время ужина выясняется, что все здесь не просто так - неизвестный голос с граммофонной пластинки сообщает, что каждый из присутствующих стал виновником чьей-то смерти. Гости пытаются разобраться в произошедшем, ещё не понимания, что каждому их них уже вынесен смертный приговор... Довольно странно, что в момент, когда обстановка накалилась как никогда, Ломбард решает оставить оружие в комнате. Знаменитая писательница детективов Агата Кристи, мать Мисс Марпл и Эркюля Пуаро, выпустила роман «Десять негритят» в 1939 году, и считала его лучшим своим произведением. Поспорить сложно, ибо, как сказал один из его персонажей: «Разыграно как по нотам». Обстановка полной изоляции, в которой группу людей настигает расплата за гр
Некоторые критики усматривают в мрачном облике острова аллюзию на картину Арнольда Бёклина «Остров мёртвых»
Некоторые критики усматривают в мрачном облике острова аллюзию на картину Арнольда Бёклина «Остров мёртвых»
На одиноко стоящем посреди моря небольшом Негритянском острове оказываются десять человек. Кто-то из них приглашён в качестве обслуги, кто-то - в качестве гостя. Во-время ужина выясняется, что все здесь не просто так - неизвестный голос с граммофонной пластинки сообщает, что каждый из присутствующих стал виновником чьей-то смерти. Гости пытаются разобраться в произошедшем, ещё не понимания, что каждому их них уже вынесен смертный приговор...
Довольно странно, что в момент, когда обстановка накалилась как никогда, Ломбард решает оставить оружие в комнате.
Довольно странно, что в момент, когда обстановка накалилась как никогда, Ломбард решает оставить оружие в комнате.

Знаменитая писательница детективов Агата Кристи, мать Мисс Марпл и Эркюля Пуаро, выпустила роман «Десять негритят» в 1939 году, и считала его лучшим своим произведением. Поспорить сложно, ибо, как сказал один из его персонажей: «Разыграно как по нотам». Обстановка полной изоляции, в которой группу людей настигает расплата за грехи прошлого, придаёт сочинению оттенок фаталистического произведения, сюжет которого подобен петле, затягивающейся с каждой страницей всё туже. Богатство деталей, коими обрамляется истребление мечущихся в беспомощности буржуа, приведёт в восторг даже тех, кто не самый большой поклонник жанра.

За 9 лет до Кристи малоизвестный драматург Оуэн Дэвис выпускал пьесу «Девятый гость», где была схожая завязка. В тексте Кристи имена Оуэн и Дэвис фигурируют в качестве подставных. Совпадение?
За 9 лет до Кристи малоизвестный драматург Оуэн Дэвис выпускал пьесу «Девятый гость», где была схожая завязка. В тексте Кристи имена Оуэн и Дэвис фигурируют в качестве подставных. Совпадение?

Огромный успех произведения вдохновил многих других авторов и, разумеется, породил с десяток экранизаций. С одним но - почти все они нынче гнездятся на свалке истории кинематографа, откуда их периодически достают только самые въедливые читатели, желающие увидеть каждую интерпретацию событий в игровой форме. Конечно, много существует выдающихся книг с посредственными экранизациями, но в случае с «Негритятами» стоит за это сказать спасибо именно автору неповторимого оригинала, которая сперва превратила книгу в пьесу «И никого не стало». Видимо, в условиях Второй Мировой войны на британской сцене не шибко горели желанием за раз разом тиражировать пессимистичный финал истории. Поэтому Кристи позволила Филиппу Ломбарду вместе с Верой Клэйторн переиграть и уничтожить мегаманьяка, план которого, при очень въедливом рассмотрении, действительно мог бы посыпаться как карточный домик. В общем, несмотря на характерное название, в финале вполне себе оставались, целовались, весело танцевали и мчали в закат. Стоит ли говорить, что для жидких людей из Голливуда только подобный расклад событий был приемлем для экранизаций?

Мисс Брент пару раз произносит реплики, явно пришедшие из другой знаменитой пьесы Кристи - «Мышеловка». Тоже знаменита своей неожиданной развязкой.
Мисс Брент пару раз произносит реплики, явно пришедшие из другой знаменитой пьесы Кристи - «Мышеловка». Тоже знаменита своей неожиданной развязкой.

Кто рискнул потратить своё драгоценное время, тот знает, что киношники раз за разом меняли имена, место действия, детали, мотивы, характеры, убийства, концовку - спрашивается, для чего? Спасибо Агате Кристи, которая предала своё произведение. Потому что когда двое из десяти персонажей книги стали положительными героями, вся уникальность произведения тут же улетела в мусор, оставив взамен лишь чёрно-белую трактовку. Символично, что и новое название на западе куда активнее закрепилось за книгой, которую вскоре стали подвергать цензуре. Ибо слово «niggers» через некоторое время стало считаться оскорбительным для чернокожих. «Негритят» с тех пор переименовали в «индейцев», потом в «солдат», ну и в итоге сошлись на «И никого не стало», чтобы не затронуть чувства ни одной из ныне существующих категорий людей.

Самый главный специалист по неожиданным концовкам в Голливуде, М. Найт Шьямалан, написал сценарий фильма «Дьявол» (про застрявших в лифте), вдохновившись «Негритятами»
Самый главный специалист по неожиданным концовкам в Голливуде, М. Найт Шьямалан, написал сценарий фильма «Дьявол» (про застрявших в лифте), вдохновившись «Негритятами»

В общем, высока вероятность, что книга Кристи так и осталась бы известной только среди почитателей творчества Агаты Кристи, если бы не СССР - страна, в которой сила и мощь кинематографа была столь велика, что британскую прозу у нас экранизировали в десятки раз аутентичнее, чем это делали сами британцы - просто вспомните работы Игоря Масленникова про Шерлока Холмса. На руку сыграло ещё и время - «Десять негритят» снимали в Перестройку, тот недолгий исторический отрезок, который можно сравнить с американскими 70-ыми вместе отменой кодекса Хейса. Перед тем, как улететь в бездну безвкусицы и кооперативного кино, у кинематографа было немного времени, чтобы говорить со зрителем о чём угодно на понятном языке нашей реальности. Кто знает, дали бы Говорухину завершить свой фильм в соответствии с исходным текстом, если бы он взялся его снимать, скажем, на десять лет раньше.

В пьесе Ломбард пытался спасти туземцев, но не успел. А Вера  угодила на остров стараниями возлюбленного, который отпустил Сирила плавать, удерживал её от попытки спасти мальчика, а сам позже обвинил её в произошедшем.
В пьесе Ломбард пытался спасти туземцев, но не успел. А Вера угодила на остров стараниями возлюбленного, который отпустил Сирила плавать, удерживал её от попытки спасти мальчика, а сам позже обвинил её в произошедшем.

Поздний Говорухин - это критика коммунистов в «Россия которую мы потеряли», а затем поддержка КПРФ. Это соперничество с Путиным на выборах 2000 года, а позже - вступление в Единую Россию. Но то было потом, а до того постановщик, редко но метко так же выступавший в качестве актёра (очень символична его в роль в фильме «Сукины дети»), в основном снимал безобидное приключенческое кино, изредка позволяя выдавать в себе человека, искренне обеспокоенного неоднозначностью действительности. Его «Место встречи изменить нельзя» под маской типично советского детектива о борьбе со злыми бандитами было полноценной полемикой вокруг тем непростой послевоенной жизни, несовершенства системы и прочих нюансов правосудия. Снятый через 20 лет «Ворошиловский стрелок» - это уже на грани с пошлостью и неуместным юмором манипулятивное кино, подобное горящей головёшке - главное, что взбодрит сознание зрителя, а уж форма и содержание при поднятой теме совершенно вторичны. И где-то между ними, между плодами лихих 90-ых и брежневского застоя, оказались «Десять негритят». Этот материал для Говорухина стал настоящим подарком, ведь его центральные мотивы как раз были воплощением тех противоречий, что так волновали режиссёра. А сеттинг в виде ретро-детектива про далёких от нас британцев и вовсе служил идеальным алиби для любых маневров с моралью - просто вспомним, сколько правок было внесено в «Место встречи изменить нельзя» благодаря неспящим чиновникам.

«Лебединую песню» озвучил Игорь Ясулович. Не в обиду актёру, но запомнилось куда сильнее, чем большинство его ролей.
«Лебединую песню» озвучил Игорь Ясулович. Не в обиду актёру, но запомнилось куда сильнее, чем большинство его ролей.

Текст Кристи вращался вокруг «воров, что должны были сидеть в тюрьме», которые натурально угодили в Чистилище. И одна из главных прелестей тут кроется как раз в том, чего нет ни в тексте, ни на экране - а именно, преступления, за которые добропорядочным и верным своему долгу гражданам приходится расплачиваться. Здесь как раз и начинаются самые интересные вариации трактовок, которые в том числе позже позволили самой писательнице изменить состав преступления так, чтобы сделать героев из своих персонажей. Убийца решает собрать на острове тех, кому удалось избегнуть наказания - и подчёркивает, что найти таких не составило труда. Более того - его витиеватый план достигает своей кульминации исключительно благодаря тому, что неспешное истребление убийц быстро заставляет многих пересмотреть своё отношение к произошедшему. Вот к примеру, в британской экранизации 2015 года дело дошло до пошлых флэшбеков, в которых с лёгкой руки сценариста-отсебятника всех десятерых сделали однозначно виновными. Говорухин до подобного не опустился. У него сохраняется двоякость взгляда на событие, которое можно трактовать и как несчастный случай, и как умышленное убийство. А окончательное решение в этом вопросе ставит пробуждающийся пред лицом смерти голос совести.

Съёмки проходили в Крымских достопримечательностях - Ласточкино гнездо и усадьба Воронцова. Популярность этих локаций сильно взлетела благодаря фильму.
Съёмки проходили в Крымских достопримечательностях - Ласточкино гнездо и усадьба Воронцова. Популярность этих локаций сильно взлетела благодаря фильму.

Разумеется, дабы не скатиться в декларативность, не всякий персонаж удостоился возможности исповедоваться. Что, в свою очередь, играет на руку истории. К примеру, взять Этель Роджерс - въедливый сыскарь Блор не просто так отмечает, что её переживания разыгрались не на пустом месте. Аналогично стоит отметить и предельно натянутое поведение её супруга, которого с головой выдаёт фраза: «А собственно, почему она не могла это сделать, хотел бы я знать?» Особо интересен случай Эмили Брент, высокие моральные принципы которой не позволили проявить обыкновенного христианского сочувствия к её бедной служанке. Тут совсем неважно, знал ли убийца какие-то подробные детали, позволившие именно на мисс Брент повесить вину (а не на родителей Беатрис). Важно, что непотопляемая старая дева всё-таки начинает понимать, что «Падающего - толкни» - это отнюдь не по-христиански. И её последняя цитата из Библии (Псалтирь, глава 9, стих 16) как выражает наконец-то пришедшее осознание, что своим поступком мисс Брент обеспечила себе безутешный финал. Что характерно - выживают сильнейшие. Оставшиеся в живых пять человек, вне зависимости от стадии отрицания, всё-таки не шибко мучаются от осознания своей виновности. К примеру, Блор, у которого что ни день - то сделка с совестью. В этом плане всё-таки самым страшным персонажем данной истории стоит считать Веру Клэйторн, которая больше страдает от неразделённой любви, нежели того ужасного преступления, на которое она пошла.

Сперва Говорухин хотел на роль Веры взять Веру. Глаголеву. Но позже решил, что она не особо тянет на британку.
Сперва Говорухин хотел на роль Веры взять Веру. Глаголеву. Но позже решил, что она не особо тянет на британку.

27-летняя Татьяна Друбич - няшность во плоти, внешность которой порой даже сильнее, чем актёрская игра. Идеальный кастинг на роль монстра под маской ангелочка. Причём, это не единственный пример высокоточного кастинга. Владимир Зельдин, вместе с его узнаваемой (и частенько пародируемой) театральной манерой подачи реплик, к примеру, здесь как нельзя кстати в роли рассудительного судьи Уоргрейва. Александр Кайдановский просто блистателен в амплуа «восхитительного мерзавчика» Ломбарда. Работа Говорухина с актёрами здесь вообще бесподобна, что особенно хорошо понимаешь после знакомства с текстом книги. Может быть то проблема перевода, либо читательского восприятия, но в описании диалогов постоянно встречается «завопил», «заорал» и прочие глаголы, от которых складывалось впечатление, будто чопорные британцы, столкнувшись с неиллюзорной угрозой смерти, мгновенно стали истеричками, общающимися друг с другом только на ультравысоких тонах. В фильме всего этого нет и в помине, а есть лишь грамотно выстроенные взаимоотношения, в которых просматривается реальная динамика, обусловленная подозрениями. К примеру, в моменте когда Ломбард и Армстронг начинают кидать друг на друга стрелки. Или же когда Блор, увлёкшись своей очередной теорией, начинает пристально наседать на потенциального подозреваемого. Не забывает Говорухин и про саспенс - в передышке между диалогами камера так и норовит выцепить подозрительные взгляды на очередной возникший в отражении силуэт. Общеизвестен факт, что в начальной сцене фигурки негритят на подносе расставляет именно рука режиссёра, отражение которого даже можно заметить. И в этом смысле он в фильме действительно будто шахматист или опытный кукловод, который периодически заставляет своих персонажей подвигаться, заставляя зрителя пристально вглядываться в каждое движение. К слову, при повторном просмотре можно не без удовольствия отметить, что убийца избежал участи «быть спрятанным», как это обычно делают в детективах, старательно отводя подозрения от антагониста.

Ирина Терещенко сперва была приглашена на роль мисс Брент, но позже Говорухин решил утвердить на эту роль Людмилу Максакову.
Ирина Терещенко сперва была приглашена на роль мисс Брент, но позже Говорухин решил утвердить на эту роль Людмилу Максакову.

Однако же вся виртуозная работа актёров и мастистая режиссура этого фильма мгновенно потеряет свою силу, если из него изъять музыку Николая Корндорфа, на которой, без преувеличения, держится примерно 50% успеха этого кино. Его в кино привёл из мира классической музыки именно Говорухин - и большая потеря, что потом он мигрировал в Канаду, где позже погиб от неудачной травмы. Корндорф в «Негритятах» - это всё равно что Бернард Херрман в фильмах Хичкока - и даже больше. Карпентеровским минимализмом смычок скользит по одной единственной струне второй октавы в пределах малой терции, будто крадучись, раз за разом всё более уверенно натягивая нервы всех персонажей. Эта скрипка одновременно воплощает и ту болезненную параноийяльность, с которой начинают прислушиваться к малейшему шороху в коридоре, и забитую глубоко в душе совесть, которая с кровью прогрызает себе путь обратно. В кульминационные моменты скрипичные сперва съезжают в нижний регистр, волнообразно раскачиваясь под отбиваемый клавишными ритм, чтобы затем резко взорваться вместе с медными оглушающим траурным маршем, который каждый раз завершается нисходящими мотивами, сильнее подчёркивая фатализм происходящего. Музыка будто становится итерацией оглашения приговора, убрать её, и что останется? Повизгивания Веры Клэйторн? Нет, всё-таки не будет преувеличением сказать, что Корндорф сделал этот фильм, ибо сколько раз доводилось смотреть - и каждый раз его музыка пробирает до мурашек, будто заставляя прочувствовать, как душа очередного грешника мучительно извивается на сковороде постигшего её суда.

Видный актёрский состав был очень востребован, отчего график стал головной болью - всех десятерых с трудом смогли собрать для съёмки сцены ужина.
Видный актёрский состав был очень востребован, отчего график стал головной болью - всех десятерых с трудом смогли собрать для съёмки сцены ужина.

Косметические правки, что Говорухин внёс в текст Кристи, в итоге только пошли на пользу. Так, в первую очередь из финала убрали мегаманьяка аля Декстер, который сублимировал свою жажду к убийствам и справедливости пред лицом собственной неизбежной смерти. Небольшой финальный монолог убийцы выдержан на недосказанности, обнажая главное - всю относительность справедливости, которую может обеспечить правосудие. Вместе с тем из сценария исчезли и прочие чересчур мудрёные детали хитрого плана. Можно конечно со снобистской въедливостью гадать, а чего персонажам не пришло в голову банально объединиться. А можно просто насладиться этим замечательным произведением. Счастливцы те, кто ещё не удостоился такой возможности, и я говорю вам - берегитесь спойлеров. Автор этой статьи умрёт с незакрытым гештальтом, ибо ему при первом же просмотре примерно в первые полчаса рассказали, кто убийца. И с тех пор ни разу не довелось посмотреть это кино так, чтобы не испытать желание стереть себе память и открыть это кино для себя заново. И если у вас есть какие-то претензии к воплощению - вспомните, как другие постановщики поступили с текстом Агаты Кристи. Говорухин сохранил все детали, название, финал - и в этом оказался верен первоисточнику даже больше, чем сама Кристи. Если и составлять список идеальных экранизаций книг - отечественные «Десять негритят» точно будут в первой десятке.

Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о фильме!