Найти в Дзене
Фильманьяк

Мелочи жизни (2024) - драма об истинной природе добродетели

1985 год, Ирландия. Билл Ферлонг - многодетный отец, промышляющий продажей угля. Однажды, незадолго до Рождества, он становится свидетелем странных и пугающих событий, которые происходят в местном католическом монастыре. Билл не знает как поступить. Ведь все вокруг говорят, что церкви лучше не перечить - и протянутая рука помощи может обернуться серьёзными последствиями... Этот фильм довелось посмотреть случайно, не зная заранее даже сюжетной завязки. Что, в некотором роде, можно описать уникальным опытом. Поскольку зритель вместе с главным героем пытается разобраться и осознать, что за зло укрывается в стенах дома Господня. И только на финальных титрах узнаёшь, что мы стали свидетелем лишь небольшой частицы зла - масштаб же той порочной деятельности, которой прославились приюты Магдалины. Режиссёр Тим Милантс озадачен не тем, чтобы живописать тот натуральный ад, в котором жили воспитанницы. Он выстраивает своё кино на принципе контраста. Главный герой живёт в провинции Ирландии, ежедн
Айлин Уолш снималась в предыдущем фильме о приютах - «Сестры Магдалины»
Айлин Уолш снималась в предыдущем фильме о приютах - «Сестры Магдалины»
1985 год, Ирландия. Билл Ферлонг - многодетный отец, промышляющий продажей угля. Однажды, незадолго до Рождества, он становится свидетелем странных и пугающих событий, которые происходят в местном католическом монастыре. Билл не знает как поступить. Ведь все вокруг говорят, что церкви лучше не перечить - и протянутая рука помощи может обернуться серьёзными последствиями...
Угрожающая атмосфера монастыря усиливается благодаря враждебному стилю общения монахинь.
Угрожающая атмосфера монастыря усиливается благодаря враждебному стилю общения монахинь.

Этот фильм довелось посмотреть случайно, не зная заранее даже сюжетной завязки. Что, в некотором роде, можно описать уникальным опытом. Поскольку зритель вместе с главным героем пытается разобраться и осознать, что за зло укрывается в стенах дома Господня. И только на финальных титрах узнаёшь, что мы стали свидетелем лишь небольшой частицы зла - масштаб же той порочной деятельности, которой прославились приюты Магдалины.

Большая семья Билла красноречиво говорит о том, как этот человек хочет счастья и делает всё, для того, чтобы они не повторили его путь в детстве.
Большая семья Билла красноречиво говорит о том, как этот человек хочет счастья и делает всё, для того, чтобы они не повторили его путь в детстве.

Режиссёр Тим Милантс озадачен не тем, чтобы живописать тот натуральный ад, в котором жили воспитанницы. Он выстраивает своё кино на принципе контраста. Главный герой живёт в провинции Ирландии, ежедневно наблюдая упадок. В мрачных клаустрофобных улицах постоянно находятся признаки нищеты и бедности. Билл, вроде бы, не простой батрак, у него есть своё дело, но при этом семья едва сводит концы с концами. Прагматичная жена Ферлонга выкидывает письма детей Санта Клаусу, понимая, что не все хотелки детей можно обеспечить.

Идея взять Эмили Уотсон на роль настоятельницы монастыря пришла Киллиану Мёрфи во сне.
Идея взять Эмили Уотсон на роль настоятельницы монастыря пришла Киллиану Мёрфи во сне.

Контрастом этой серой картине жизни внезапно становится монастырь с богатым убранством. Его коридоры напоминают лабиринт, а просторные залы несут в себе какое-то угрожающее ощущение отчуждённости. Сцена чаепития с настоятельницей монастыря - чистейшей воды хоррор. Билл, скромный мужчина, согбенно стоит перед матушкой, будто ожидая адское наказание.

Билл понимает, что его мама могла оказаться в точно такой же ситуации, если бы не доброта, проявленная посторонним человеком.
Билл понимает, что его мама могла оказаться в точно такой же ситуации, если бы не доброта, проявленная посторонним человеком.

Тут стоит отметить великолепный кастинг. Эмили Уотсон, с её постоянным лицом вечно изнасилованной жертвы, неожиданно раскрывается как актриса, представая в совершенно инфернальном образе. Киллиан Мёрфи вновь доказывает своё мастерство разнопланового актёра. Его роль - рефлексия о схожести печальной участи, продирающаяся сквозь сомнения.

Парадокс ситуации заключается в том, что безразличие и бездействие можно оправдать семейными обстоятельствами. Можно ли?
Парадокс ситуации заключается в том, что безразличие и бездействие можно оправдать семейными обстоятельствами. Можно ли?

Хотя фильм создан усилиями независимых производственных компаний (в том числе Artists Equity Мэтта Деймона и Бена Аффлека), складывается ощущение, будто специально для проката его урезали. На это намекает закончившаяся на полуслове линия с другом матери Билла. Уж не его ли в старости должен был сыграть Киран Хайндс, первоначально заявленный как один из исполнителей?

Название фильма символично - ведь иногда ради хорошего достаточно простого участия.
Название фильма символично - ведь иногда ради хорошего достаточно простого участия.

Некоторое впечатление оборванности оставил и финал. Когда пошли титры, подумалось - а как же борьба главного героя? Однако если ознакомиться с содержанием книги, открываешь для себя, что экранизация достаточно близка к исходному тексту. Это кино про борьбу, но только не внешнюю, а внутреннюю. Борьбу с сомнениями, которые заставляют отступиться от добрых побуждений. Пусть даже снято с довольно банальным языком метафор, оно всё-таки заставляет призадуматься - а как бы поступил ты?

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.