Найти тему
Фильманьяк

Варяг (2022) - лучший фильм 2022 года

Если во время просмотра у вас в памяти будут звучать строчки из песни «Викинг» в исполнении группы «Ария» - это нормально.
Если во время просмотра у вас в памяти будут звучать строчки из песни «Викинг» в исполнении группы «Ария» - это нормально.
895 год. Король Аурвандил предательски убит родным братом Фьёльниром. Амлет, юный сын Аурвандила, избегает расправы, покинув остров и поклявшись отомстить. Спустя годы Амлет - бесстрашный берсерк, хладнокровный убийца, закалённый в боях. После очередной схватки, ночью ему является дух прорицательницы. Нити судьбы ведут его обратно, на путь отмщения...
Фильм получился во многом благодаря Александру Скарсгарду. Он очень давно хотел сняться в фильме про викингов, и когда он общался с Эггерсом насчёт потенциального сотрудничества, предложил идею. Эггерс, незадолго до этого посещавший Исландию, проникся идеей.
Фильм получился во многом благодаря Александру Скарсгарду. Он очень давно хотел сняться в фильме про викингов, и когда он общался с Эггерсом насчёт потенциального сотрудничества, предложил идею. Эггерс, незадолго до этого посещавший Исландию, проникся идеей.

«Гамлет», выполненный в декорациях викингов, своего рода неповторимый оригинал. Если не брать отдельно схожие моменты, то «Варяг» в большей степени похож не на «Гамлета», а на «Конана-варвара» - причём речь идёт не о персонаже, а о потрясающем фильме 1982 года. Некоторые визуальные элементы явно могут напомнить о влиянии фильма Джона Милиуса, который до выхода «Властелина колец» считался эталоном фэнтези.

Роль Торира - кузена Амлета - должен был исполнить брат Александра, Билл Скарсгард. Однако график съёмок сдвинулся из-за пандемии, и Билл выбыл из проекта из-за образовавшегося конфликта в расписании.
Роль Торира - кузена Амлета - должен был исполнить брат Александра, Билл Скарсгард. Однако график съёмок сдвинулся из-за пандемии, и Билл выбыл из проекта из-за образовавшегося конфликта в расписании.

«Варяг» роднит с «Гамлетом» та поэтичность, что присутствует в речи и образах. Жанр фильма текуч – его не назовёшь однозначно исторической драмой, но и в полноценное фэнтези он не обращается. Роберт Эггерс, одержимый духами прошлого времени, поставил перед собой задачу выразить мировосприятие людей прошлого, со всеми верованиями и ритуалами.

С другой стороны, пандемия кое в чём сослужила хорошую службу. У актёров было дополнительное время, чтобы отрастить бороды. А отстроенные декорации благодаря погоде обрели более естественный, потрёпанный временем вид.
С другой стороны, пандемия кое в чём сослужила хорошую службу. У актёров было дополнительное время, чтобы отрастить бороды. А отстроенные декорации благодаря погоде обрели более естественный, потрёпанный временем вид.

Странно правда, что при этом Эггерс, судя по интервью, претендовал на достоверность. Ведь на экране - не просто отдалённая эпоха. Это целый вымышленный мир, оживший миф. В своё время в Пазолини в фильме «Царь Эдип» сознательно перемешал элементы разных культур и эпох, творя на экране параллельную реальность, своего рода зеркало нашего мира.

Фильму очень не повезло в прокате. Однако он вошёл в число самых популярных проектов уже на видеосервисах. Один из продюсеров даже утверждал, что картина в итоге отбила свой бюджет и даже принесла небольшую прибыль.
Фильму очень не повезло в прокате. Однако он вошёл в число самых популярных проектов уже на видеосервисах. Один из продюсеров даже утверждал, что картина в итоге отбила свой бюджет и даже принесла небольшую прибыль.

Эггерс вместе с поэтом Сьоном добились того же эффекта. Многие элементы сценария, многие решения сцен - не просто очередная дикая выдумка с претензией на аутентичность. Это целый калейдоскоп из различных мифов и легенд, подчас не имеющих между собой ничего общего. В совокупности получается именно сюрреалистичная картина, в которой люди и боги существуют.

Ввиду кассового провала «Варяга» полностью обделили вниманием в выдвижении на различные кинопремии. Хотя фильм как минимум заслуживал победы во всех технических номинациях.
Ввиду кассового провала «Варяга» полностью обделили вниманием в выдвижении на различные кинопремии. Хотя фильм как минимум заслуживал победы во всех технических номинациях.

И не так картинно, как в какой-нибудь «Битве титанов». Если что и вышло у Эггерса - так именно с достаточным мастерством сплести в одну ткань разные миры. Зрелище, стоит оговориться - не для всех. Среди зрителей уже нашлись недовольные волчьими повадками главного героя. А кто-то и вовсе умудрился упрекать авторов в отсутствии логики, едва на экране появлялись мистические элементы.

Простой, но эффектный приём - когда мать Амлета рассказывает ему правду, она шагает ему навстречу, и свет всё меньше покрывает её лицо. Облик матери в считанную минуту обращается из светлого лика в тёмный оскал ведьмы.
Простой, но эффектный приём - когда мать Амлета рассказывает ему правду, она шагает ему навстречу, и свет всё меньше покрывает её лицо. Облик матери в считанную минуту обращается из светлого лика в тёмный оскал ведьмы.

Пожалуй можно вполне представить, что снимал бы это кино Луис Бунюэль - был бы самый настоящий шедевр. В руках же Эггерса «Варяг» производит впечатление, подобно одной из самых запоминающихся сцен фильма - снятого длинным планом набега на деревню. Которую снимали 25 раз.

Гиперболой показано, как в человек обращается в зверя в моменты неистового насилия.
Гиперболой показано, как в человек обращается в зверя в моменты неистового насилия.

Камера Джарина Блашке плавно следует сквозь пыл сражения - но без каких-то хитроумных виртуозных пируэтов в духе Любецки. Стычки кровавые - но без упоения в духе «Убить Билла». Хореография сражения - полное отсутствие изящества, зато свирепая грубая сила. Фильм Эггерса вместе с его причудливыми образами подобен игре цветов - мрачная грязь днём, ясные облики при свете огня, таинственные силуэты под луной.

Реальность «Варяга» - это мир условностей, к которым совершенно бесполезно придираться, если ощутить сюрреализм происходящего.
Реальность «Варяга» - это мир условностей, к которым совершенно бесполезно придираться, если ощутить сюрреализм происходящего.

Можно конечно считать Эггерса выскочкой. Тем более что особо матёрые знатоки кинематографа прекрасно знают, на что Эггерс ориентировался в каждой своей режиссёрской работе. Но всё же это кино - куда умнее и лучше всего того, чем ныне пытаются выделиться иные кинематографисты. И хотя при монтаже Эггерс оказался под сильным давлением студии, «Варяг» всё-же получится фильмом, про который можно смело сказать, что «не только лает, но и кусает».

Возможно конечно, что не пандемией единой. «Варяг» был в числе особо ожидаемых премьер года, но не исключено, что выйди он в другое время, ему бы так же не повезло с прокатом. Поскольку кино вышло действительно чем-то нетипичным, с чем глазу обывателя трудно свыкнуться.
Возможно конечно, что не пандемией единой. «Варяг» был в числе особо ожидаемых премьер года, но не исключено, что выйди он в другое время, ему бы так же не повезло с прокатом. Поскольку кино вышло действительно чем-то нетипичным, с чем глазу обывателя трудно свыкнуться.

Можно немного пожалеть, что не довелось увидеть его на большом экране – операторская работа Джарина Блашке, и работа композиторов и мастеров звукового сопровождения просто завораживают. При том, что работа Блашке лишена какой-либо чрезмерной стилизации или же витиеватых понтов – даже самая технически сложная сцена взятия деревни снята с явно бесстрастным приземлённым оттенком.

С другой стороны, пандемия сыграла в ещё одну отрицательную сторону. Изначальный бюджет в 65 миллионов долларов вырос до 90 миллионов.
С другой стороны, пандемия сыграла в ещё одну отрицательную сторону. Изначальный бюджет в 65 миллионов долларов вырос до 90 миллионов.

Интересно ещё и то, что Эггерс и Сьон при написании сценария явно вдохновлялись не Гамлетом единым – уж очень сильно чувствуется влияние «Макбета» вместе с его темой предсказанной судьбы. Эггерс предельно серьёзен в отношении аутентичности и это работает на историю – фильм очень сильно западает в память.

Напрасно Скарсгарда обвиняют, дескать он сыграл всего лишь ходячую «раму». Особо хорошо это демонстрируют его последние эпизоды вместе с Ольгой.
Напрасно Скарсгарда обвиняют, дескать он сыграл всего лишь ходячую «раму». Особо хорошо это демонстрируют его последние эпизоды вместе с Ольгой.

Возможно, что после славы, которая настигла постановщика с выходом «Маяка», от него даже ждёшь слишком многое – и «Варяг», с его серьёзной интонацией, возвышенной поэтичностью, реалистичной приземлённостью, и мифической мистикой так и остаётся неким объектом несбывшегося эпоса – от фильма словно ждёшь чего-то большего. Но он словно далёк от категории фэнтези или блокбастера (а на это намекали промо-материалы).

Любители Ани Тейлор-Джой - это кино для вас.
Любители Ани Тейлор-Джой - это кино для вас.

Более того – нас ждёт ещё и неожиданный сюжетный поворот, который станет тем самым камнем преткновения, из-за которого Амлету суждено будет выбирать меж двух дорог. В общем, не ждите неких откровений от «Варяга» - ждите нестандартное, суровое, мужское кино, взывающее прямиком к сильным чувствам. К тому же зачаровывающее своим аудиовизуалом. Посмотреть стоит, пускай это кино явно не для всех.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.