895 год. Король Аурвандил предательски убит родным братом Фьёльниром. Амлет, юный сын Аурвандила, избегает расправы, покинув остров и поклявшись отомстить. Спустя годы Амлет - бесстрашный берсерк, хладнокровный убийца, закалённый в боях. После очередной схватки, ночью ему является дух прорицательницы. Нити судьбы ведут его обратно, на путь отмщения...
«Гамлет», выполненный в декорациях викингов, своего рода неповторимый оригинал. Если не брать отдельно схожие моменты, то «Варяг» в большей степени похож не на «Гамлета», а на «Конана-варвара» - причём речь идёт не о персонаже, а о потрясающем фильме 1982 года. Некоторые визуальные элементы явно могут напомнить о влиянии фильма Джона Милиуса, который до выхода «Властелина колец» считался эталоном фэнтези.
«Варяг» роднит с «Гамлетом» та поэтичность, что присутствует в речи и образах. Жанр фильма текуч – его не назовёшь однозначно исторической драмой, но и в полноценное фэнтези он не обращается. Роберт Эггерс, одержимый духами прошлого времени, поставил перед собой задачу выразить мировосприятие людей прошлого, со всеми верованиями и ритуалами.
Странно правда, что при этом Эггерс, судя по интервью, претендовал на достоверность. Ведь на экране - не просто отдалённая эпоха. Это целый вымышленный мир, оживший миф. В своё время в Пазолини в фильме «Царь Эдип» сознательно перемешал элементы разных культур и эпох, творя на экране параллельную реальность, своего рода зеркало нашего мира.
Эггерс вместе с поэтом Сьоном добились того же эффекта. Многие элементы сценария, многие решения сцен - не просто очередная дикая выдумка с претензией на аутентичность. Это целый калейдоскоп из различных мифов и легенд, подчас не имеющих между собой ничего общего. В совокупности получается именно сюрреалистичная картина, в которой люди и боги существуют.
И не так картинно, как в какой-нибудь «Битве титанов». Если что и вышло у Эггерса - так именно с достаточным мастерством сплести в одну ткань разные миры. Зрелище, стоит оговориться - не для всех. Среди зрителей уже нашлись недовольные волчьими повадками главного героя. А кто-то и вовсе умудрился упрекать авторов в отсутствии логики, едва на экране появлялись мистические элементы.
Пожалуй можно вполне представить, что снимал бы это кино Луис Бунюэль - был бы самый настоящий шедевр. В руках же Эггерса «Варяг» производит впечатление, подобно одной из самых запоминающихся сцен фильма - снятого длинным планом набега на деревню. Которую снимали 25 раз.
Камера Джарина Блашке плавно следует сквозь пыл сражения - но без каких-то хитроумных виртуозных пируэтов в духе Любецки. Стычки кровавые - но без упоения в духе «Убить Билла». Хореография сражения - полное отсутствие изящества, зато свирепая грубая сила. Фильм Эггерса вместе с его причудливыми образами подобен игре цветов - мрачная грязь днём, ясные облики при свете огня, таинственные силуэты под луной.
Можно конечно считать Эггерса выскочкой. Тем более что особо матёрые знатоки кинематографа прекрасно знают, на что Эггерс ориентировался в каждой своей режиссёрской работе. Но всё же это кино - куда умнее и лучше всего того, чем ныне пытаются выделиться иные кинематографисты. И хотя при монтаже Эггерс оказался под сильным давлением студии, «Варяг» всё-же получится фильмом, про который можно смело сказать, что «не только лает, но и кусает».
Можно немного пожалеть, что не довелось увидеть его на большом экране – операторская работа Джарина Блашке, и работа композиторов и мастеров звукового сопровождения просто завораживают. При том, что работа Блашке лишена какой-либо чрезмерной стилизации или же витиеватых понтов – даже самая технически сложная сцена взятия деревни снята с явно бесстрастным приземлённым оттенком.
Интересно ещё и то, что Эггерс и Сьон при написании сценария явно вдохновлялись не Гамлетом единым – уж очень сильно чувствуется влияние «Макбета» вместе с его темой предсказанной судьбы. Эггерс предельно серьёзен в отношении аутентичности и это работает на историю – фильм очень сильно западает в память.
Возможно, что после славы, которая настигла постановщика с выходом «Маяка», от него даже ждёшь слишком многое – и «Варяг», с его серьёзной интонацией, возвышенной поэтичностью, реалистичной приземлённостью, и мифической мистикой так и остаётся неким объектом несбывшегося эпоса – от фильма словно ждёшь чего-то большего. Но он словно далёк от категории фэнтези или блокбастера (а на это намекали промо-материалы).
Более того – нас ждёт ещё и неожиданный сюжетный поворот, который станет тем самым камнем преткновения, из-за которого Амлету суждено будет выбирать меж двух дорог. В общем, не ждите неких откровений от «Варяга» - ждите нестандартное, суровое, мужское кино, взывающее прямиком к сильным чувствам. К тому же зачаровывающее своим аудиовизуалом. Посмотреть стоит, пускай это кино явно не для всех.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.