Великобритания, XX век начинается. Сердце колониальной империи становится эпицентром инопланетного вторжения. Пришельцы, обладающие невероятными технологиями, в считанные дни подавляют всякое сопротивление, низведя человечество в статус беженцев. Теперь для тех, кто пережил бойню этих первых дней, встаёт сложный вопрос – как жить дальше…
Герберт Уэллс – один из отцов-основателей жанра научной фантастики. Его наследие в сильнейшей степени заметно во влиянии идей. Можно конечно сказать, что если бы не Уэллс, то кто-нибудь другой – но факт остаётся фактом. Всякие вторжения пришельцев и путешествия во времени (сюжеты «Мстителей») не дошли бы до нас в том виде, в каком они нынче имеются, если бы не Уэллс.
Кинематографисты, похоже, всегда опасались экранизировать Уэллса слово в слово. Уж слишком универсально сложены были его сюжеты и сильны образы, что всплывают в воображении при чтении. А на первых порах помимо несоответствия зрительским ожиданиям тут был ещё один противник – слабость технологии. Посему выкручивались как могли, адаптируя сюжеты под современность, либо вообще переиначивая их до неузнаваемости.
«Войне миров» меньше всего везло с экранизациями, вспомним самые главные. Сперва был дорогой-богатый по эффектам, но совершенно дилетантский по всему остальному фильм 1953 года. Полвека спустя за постановку взялся Стивен Спилберг. Вердикт его фильму можно дать тот же – дорого-богато по эффектам, но совершенно дилетантски по всему остальному. Только теперь вместо религиозного пафоса доминировал семейный идиотизм.
До следующей адаптации не пришлось ждать ещё полвека. Британцы отправили экранизацию прямиком на телевидение, а её действие – в родные края и времена. Постановщиком назначили Крэйга Вивейроса, который ранее экранизировал «10 негритят» и «Риллингтон-плейс». Последний не впечатлил – историю маньяка Джона Кристи гораздо убедительнее и за меньший хронометраж поведал Ричард Флейшер в фильме 1970 года.
Чисто ремесленная режиссура Вивейроса вполне могла бы дать плоды на хорошем сценарии. Однако, Питер Харнесс принял ожидаемое решение – взять старый сеттинг, но скрестить его с актуальными современности идеями. Поэтому действие незаметно перенесли в Эдвардианскую эпоху. Политизация женщин в тот период вполне созвучна нынешним настроениям MeToo, BLM, и прочей woke-повестке. Это, кстати, было первым решением Харнесса – дать полноценную роль жене главного героя. На минуточку – в романе Уэллса жене главного героя отведено ровно столько внимания, сколько и нужно его отводить в рассказе, посвящённом вторжению инопланетян. Кто читал – тот поймёт.
С этим нет никаких проблем, тем более игра лучезарной Элинор Томлинсон оправдывает все прегрешения сценариста. Проблема в другом – в сотый раз подряд из-за того, что деняк нет, сценарий превращает катастрофу в фон, выставляя на первый план то, что в фильме про катастрофу вообще неинтересно. В данном случае тандем Харнесса и Вивейроса умудряется сделать неинтересным примерно всё.
С изяществом слона в посудной лавке из эпохи столетней давности пытаются достучаться до волнений умов современности. Ради этого в ход пускаются совершенно глупые политические уколы в адрес России. Причём глупые вдвойне, поскольку их отпускают персонажи, интеллект которых никак не согласуется с их сединами и должностями. Какую-то смутную интригу пытаются городить из постапокалиптического сюжета, когда Землю постигли последствия терраформинга, начатого марсианами. На этой почве сценарист очень скудно пытается нафантазировать что-то сверх того, что было в последней главе романа Уэллса. Конфликт науки и религии принимает буквальную форму.
Хотите ли вы как полоумный фанат с пеной у рта доказывать что «вкнигибылонитак», или же пытаетесь проникнуться новой историей, в любом случае возникнет только один вопрос – зачем? Зачем вот эта вот вся отсебятина? Чтобы показать, как спустя столько времени мы могли переварить идеи писателя и обобщить их в новой форме? Тогда почему это выглядит настолько вымученно и просто ненужно?
В общем, сценарная основа ужасна. И это ещё речь не заходила об элементарной логике – а с ней тут тоже хватает проблем. Так может быть, как и предыдущие версии, хоть есть на что поглядеть? Ну… В прошлых сериях было на что поглядеть лишь эпизодически. Хороший дуэт с Томлинсон составляет Роберт Карлайл. Гарри Меллинг – идеальный выбор на роль артиллериста в полноценной экранизации романа, но не в этой. Остальные актёры вроде Ле Прево или Грейвза в ролях лондонских чинуш заурядны. Хуже всех – Рейф Сполл с его бухгалтерской физиономией, которая отказывается менять выражение несмотря на то, что сюжет того требует.
Там, где катастрофы или ужасы, Вивейрос преимущественно работает банальными приёмами, постановки которых не потребуют лишних кадров – ибо бюджеты для телевидения не самые большие. Помимо растягивающего хронометраж постапокалиптического сюжета, тут попытались нагородить загадочности ещё и в представлении пришельцев. Тут лучше сразу отбросить все попытки искать логику в том, как именно работают боевые шарики несквика.
В новой версии опять никто не рискнул изобразить пришельцев такими, какими их описывал Уэллс. Вместо этого сделали так, что треножники, по сути – гигантские экзоскелеты, смоделированные по физиологии марсиан. Вот только этих беженцев из серии Quake или Doom, поставленных на лезвия для косы, не получается воспринимать как технологических гениев, и они скорее напоминают какой-нибудь побочный продукт от «Атаки пауков».
Как это ни печально, но британская адаптация «Войны миров» получилась гораздо хуже фильма с Томом Круизом. Непонятно, что вообще авторы пытались этим сказать. Вероятно, ничего. Складывается впечатление, что поступил заказ – сценарист без какого-то энтузиазма и собственных идей переписал текст чтобы вышло «по другому», снабдив всё это «повесточкой», режиссёр отработал как умел – ну вот и результат. И снова хочется спросить – зачем? То, что получилось – это совершенно глупый, скучный и ненужный продукт, сплошное недоразумение.
А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.