Найти в Дзене
Weekend

125 лет с издания «Толкования сновидений» Зигмунда Фрейда

Главный труд по теории бессознательного и его история

В книге впервые дана развернутая теория бессознательного — и обнаружен эдипов комплекс. Эта работа стала первой попыткой предложить целостную концепцию сновидений и их анализа с позиций современной психологии.

Текст: Владимир Максаков

В «Толковании сновидений» Фрейд впервые вступил на территорию, которую впоследствии психоанализ будет считать своей вотчиной. До выхода книги новое учение было только одним из методов, основанным, как не без гордости полагал венский врач, на солидной научной базе. А теперь он совершил настоящий прыжок в неизвестное, и вскоре на почту Фрейду и его коллегам стали приходить письма, где люди рассказывали, как они сами воспринимают свои сны.

«Толкование сновидений» стало не только первой большой работой Фрейда — он писал ее около пяти лет, выверяя если не каждое слово, то каждую фразу,— но и познакомило с психоанализом Россию. Книга была переведена на русский и издана в нашей стране в 1913 году — кстати, в том же, что и в Англии, на фоне волновавших в то время российское общество споров о философии и религии. Труд читался едва ли не как мистика. Его активно использовали в том числе и на спиритических сеансах — и не только в России, но и в США, например.

Упражнявшиеся в остроумии критики психоанализа язвили, что, возможно, Фрейд увидел свою книгу во сне. Фрейд не оставался в долгу: «Такое прозрение выпадает на долю исследователя лишь раз в жизни». При этом отправной точкой для разработки его собственной теории сновидений и правда послужил сон, известный как «Об инъекции Ирме»,— об одной из первых его пациенток, прервавшей лечение. Впоследствии этот сон стал самым исследуемым в мире.

Продавалось «Толкование сновидений» плохо. 600 экземпляров первого тиража расходились в течение восьми лет, за которые не только психоанализ шагнул вперед, но и взгляды его создателя изменились.

Поначалу «Толкование сновидений» покупали как сонник — и в основном женщины. В некоторых магазинах книга продавалась вместе с оккультной литературой. А критики того времени отмечали, что, несмотря на всю свою сложность и местами даже бессмысленность, книга хорошо написана. И ее относили даже к разряду почти художественной литературы.

Среди самых внимательных ее читателей — и почитателей — были Джеймс Джойс и Сергей Эйзенштейн. Для обоих в литературе и кино был важен подтекст, и они считали себя обязанными в том числе и Зигмунду Фрейду, обратившему их внимание на двойные значения предметов в снах. А австрийский писатель Артур Шницлер в том числе под впечатлением от работы Фрейда в 1920-е создал повесть с характерным названием «Новелла о снах». Мы знаем ее как литературный источник картины Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами». До публикации автор называл ее «Двойной новеллой», намекая на те самые двойные значения.

Ситуация с продажами книги улучшилась после того, как на нее обратила внимание церковь — в качестве строгого морального судьи. Иронично, что пока церковные деятели, в том числе и прекрасно образованные, призывали оставить сны в покое и особенно негодовали из-за того, что, с точки зрения Фрейда, они служат формой «исполнения желаний», академические психологи, наоборот, посчитали «Толкование сновидений» трудом ненаучным. И лишь гораздо позже врачи заметили, что Фрейд увидел в сне фактически целебную функцию психики и призывал спать столько, сколько хочется.

Время шло, и только при жизни основателя психоанализа «Толкование сновидений» было переиздано еще семь раз, став самой известной его работой. Фрейд шутил, что по одному изданию приходится на каждый год, в который не был распродан первый тираж,— впрочем, редактировал он свою книгу до последнего. Считая «Толкование сновидений» слишком сложным для широкой публики и веря в пользу изложенной в нем теории, Фрейд переделал его в книгу «О сновидениях», но, как ни странно, она не могла сравниться по популярности со своим предшественником.

Неожиданное признание к «Толкованию сновидений» пришло во время Первой мировой войны. Военные врачи в армиях стран Антанты выяснили, что раненным в схожих условиях солдатам в какой-то период лечения в госпиталях снятся тематически близкие сны. И книга Фрейда оказала важную помощь в их интерпретации.

Возможно, самую необычную оценку «Толкование сновидений» получило от английского историка-марксиста Эрика Хобсбаума: «Случилось так, что этой книгой Зигмунд Фрейд словно попрощался с XIX веком, который теперь, с высоты века XX, представлялся сновидением, нуждавшимся в истолковании. Ему на смену пришла новая и гораздо более тревожная реальность, которую Фрейд — в полном соответствии с принципами психоанализа — не мог не предчувствовать».

В Telegram каждый день Weekend. А у вас еще нет? Присоединяйтесь!