Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Поиски сокровищ Тюдоров в поисках давно потерянного кинжала Генриха VIII

Легендарное прошлое украшенного драгоценными камнями кинжала, долгое время считавшегося принадлежавшим печально известному монарху, стало темой новой выставки в Лондоне. Даже среди пышности и великолепия культовых портретов короля Генриха VIII выделяется один аксессуар: украшенный драгоценными камнями кинжал, сжимаемый в левой руке могущественного монарха. Хотя оружие выполняло преимущественно церемониальные функции, оно служило мощным символом богатства, власти и военной доблести династии Тюдоров. Один особенно изысканный кинжал, долгое время считавшийся принадлежавшим Генриху VIII, теперь стал легендой. Османский экземпляр, инкрустированный рубинами и бриллиантами, таинственно исчез на рубеже XX века. Предстоящая выставка в лондонском музее Strawberry Hill House проследит драматическую историю кинжала: от его создания в турецкой мастерской XVI века до его роли в политике Тюдоров и нескольких веков, когда он был желанным предметом охоты английской аристократии, и наконец, стал реквизи

Легендарное прошлое украшенного драгоценными камнями кинжала, долгое время считавшегося принадлежавшим печально известному монарху, стало темой новой выставки в Лондоне.

Ганс Гольбейн Младший, Портрет Генриха VIII (1540 г.). Galleria Nazionale d'Arte Antica, Палаццо Барберини, Рим. Изображение: Strawberry Hill House & Garden.
Ганс Гольбейн Младший, Портрет Генриха VIII (1540 г.). Galleria Nazionale d'Arte Antica, Палаццо Барберини, Рим. Изображение: Strawberry Hill House & Garden.

Даже среди пышности и великолепия культовых портретов короля Генриха VIII выделяется один аксессуар: украшенный драгоценными камнями кинжал, сжимаемый в левой руке могущественного монарха. Хотя оружие выполняло преимущественно церемониальные функции, оно служило мощным символом богатства, власти и военной доблести династии Тюдоров.

Один особенно изысканный кинжал, долгое время считавшийся принадлежавшим Генриху VIII, теперь стал легендой. Османский экземпляр, инкрустированный рубинами и бриллиантами, таинственно исчез на рубеже XX века. Предстоящая выставка в лондонском музее Strawberry Hill House проследит драматическую историю кинжала: от его создания в турецкой мастерской XVI века до его роли в политике Тюдоров и нескольких веков, когда он был желанным предметом охоты английской аристократии, и наконец, стал реквизитом викторианского театра.

Джон Картер, кинжал Генриха VIII (ок. 1788 г.). Библиотека Льюиса Уолпола, Йельский университет.
Джон Картер, кинжал Генриха VIII (ок. 1788 г.). Библиотека Льюиса Уолпола, Йельский университет.

Выставка «Утраченный кинжал Генриха VIII: от двора Тюдоров до викторианской сцены», открывающаяся 1 ноября, также рассказывает о недавних поисках утраченного сокровища. Сейчас оно сохранилось только по рисункам Джона Картера, но на выставке будут представлены два идентичных кинжала, предоставленных Музеем истории искусств в Вене и аббатством Уэльбек в Англии.

В 1770 году ныне утраченный кинжал был выставлен на аукционе, где его преподносили как историческую диковинку, связанную с королевской семьей. Его приобрёл выдающийся антиквар Горас Уолпол, обладавший даром на драгоценности с интригующим происхождением. Вернувшись на свою сказочную неоготическую виллу, известную как Строберри-Хилл, он был выставлен в «Трибуне» – небольшой восьмиугольной комнате, посвящённой самым ценным жемчужинам коллекции Уолпола. Он назвал его «кинжалом Генриха VIII».

Османский кинжал. ​​Музей истории искусств в Вене.
Османский кинжал. ​​Музей истории искусств в Вене.

Хотя точных доказательств связи кинжала с самым печально известным монархом в истории не сохранилось, Уолпол, похоже, поверил в эту легенду. Дизайн кинжала, несомненно, напоминал тот, что Ганс Гольбейн использовал для портретов, написанных для двора Тюдоров. После смерти Генриха VIII в 1547 году в его инвентаре среди его имущества был отмечен «богато украшенный» кинжал. Эти предметы роскошного османского арсенала часто коллекционировались европейской элитой, которая восхищалась ими как «экзотикой» и всё больше осознавала значение Османской империи как мировой державы.

«Трибуна» в Строберри-Хилл-Хаус, где будут выставлены кинжалы (в Лондоне с 1 ноября по 16 февраля 2026 года)
«Трибуна» в Строберри-Хилл-Хаус, где будут выставлены кинжалы (в Лондоне с 1 ноября по 16 февраля 2026 года)

Для Уолпола, страстного любителя истории, кинжал стал редкой возможностью окунуться в романтизированный мир древнего королевского величия. Он был не единственным, для кого богато украшенный кинжал раскрепощал воображение, становясь порталом в прошлое.

В 1842 году коллекция Уолпола была распродана его наследниками, а таинственный фрагмент османских доспехов приобрёл актёр, игравший Шекспира, Чарльз Джон Кин. Он снискал немалую известность в викторианской Англии благодаря пьесам, в которых он тщательно воссоздавал исторические обстановки и костюмы, будь то средневековая Шотландия в постановке  «Макбета»  (1857) или Италия эпохи Возрождения в «Венецианском купце»  (1858). Его интерес к эпохе Тюдоров, возможно, был вызван постановкой шекспировской « Знаменитой истории жизни короля Генриха VIII».

Актёр пьес Шекспира Чарльз Джон Кин и его жена Эллен Три в ролях Макбета и леди Макбет в костюмах, созданных с учётом исторической достоверности (1858). Strawberry Hill House & Gardens.
Актёр пьес Шекспира Чарльз Джон Кин и его жена Эллен Три в ролях Макбета и леди Макбет в костюмах, созданных с учётом исторической достоверности (1858). Strawberry Hill House & Gardens.

Хотя мы не можем быть уверены, использовал ли Кин потерянный кинжал на сцене, он, безусловно, повлиял на его подход и пробудил в нём интерес к детальным архивным исследованиям. Один критик даже назвал пьесы Кина «живыми музеями», которые обещают приукрасить традиционные методы повествования, чтобы увлечь зрителей в путешествие во времени.

После смерти Кина кинжал был продан на аукционе Christie's лондонскому дилеру Джорджу Ханту Хейгему, и с тех пор о нём ничего не слышно. Куратор музея «Строберри Хилл» Сильвия Даволи много лет вела поиски утерянного кинжала, движимая «верой в то, что прикосновение к прошлому через предметы может переносить нас во времени». Хотя утерянный кинжал остаётся неуловимым, Даволи обнаружила шесть практически идентичных экземпляров в коллекциях по всему миру. Включение двух из них в экспозицию «Утерянный кинжал Генриха VIII» позволит зрителям приблизиться к драгоценному предмету.