Президент России Владимир Путин подписал указ о введении с октября 2025 года по май 2026 года моратория на обнуление выплат по топливному демпферу. Согласно указу, в этот же период отменяются акцизы на дизельное топливо, произведенное путем смешения с авиакеросином, вне зависимости от места изготовления — не только на нефтеперерабатывающих заводах. Указ вступил в силу со дня подписания.
В России перенастроят топливный рынок
«Расчет величины КДЕМП <...> определяется в установленном порядке без применения условия допустимы отклонениях средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса пять и дизельного топлива класса пять от величин ЦАБвр и ЦДТвр», — сообщается в указе. Нефтяные компании продолжат получать компенсации из федерального бюджета за поставки топлива на внутренний рынок, даже если экспортные цены будут выше внутренних.
Бензин обновил исторический максимум: с чем связан резкий рост цен на топливо
Согласно указу, дизельное топливо, произведенное российскими компаниями путем смешивания дизельного топлива, авиационного керосина и других компонентов, не признается подакцизным товаром в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Это правило распространяется на организации, которые не располагают свидетельством о регистрации на осуществление операций по переработке нефтяного сырья, а также не владеют на праве собственности или ином законном основании производственными мощностями, необходимыми для проведения технологического процесса первичной и вторичной переработки нефти либо стабильного газового конденсата.
Демпфирующий механизм действует в России с 2019 года. Он предусматривает компенсацию нефтяникам, если отпускные цены на топливо в стране ниже мировых. Благодаря этому государство мотивирует производителей продавать бензин и дизель внутри страны, а не выводить его на экспорт. По данным правительства, с начала 2025 года оптовые цены на горючее в России увеличились почти на 40%, а розничные — более чем на 9%. Несмотря на рост, в кабмине ситуацию на рынке топлива оценивают как «абсолютно контролируемую».