Любое искусство – это не просто эстетика, история и самовыражение автора, но и особый язык символов, который меняется от традиции к современности, от страны к стране. На протяжении веков художники и ремесленники вплетали в свои работы идеи, верования и народные предания, создавая уникальный культурный код. В этой статье мы рассмотрим топ самых главных символов традиционного корейского искусства, чтобы лучше понимать любые арт-объекты – будь то корейская народная живопись минхва или шокирующие скульптуры Ан Гючоля.
Основные символы традиционного корейского искусства
Растения
Начнем с «четырех благородных растений» – они олицетворяют сезонность и символизируют качества, которыми должен обладать истинный конфуцианец. Эти растения стали спутниками интеллектуалов в жизни и поэзии.
1. Бамбук (竹子, чжуцзы) – вечнозеленое растение, сохраняющее цвет даже зимой, подобно ёлке в славянской традиции. Бамбук олицетворяет мудрейшего и "благороднейшего" из мужей, который не отступает от принципов даже в самые тяжелые времена.
2. Орхидея (兰花, ланьхуа) – символ ученого мужа. Она не цветет в людных местах, предпочитая уединение, но ее насыщенный аромат распространяется далеко вокруг. Так и истинный мудрец не говорит громко, но его поступки весомы и продиктованы внутренней силой и высокой моралью.
3. Слива (梅花, мэйхуа) – распускается раньше других растений, знаменуя приход весны. Она цветет, несмотря на морозы, подобно благородному мужу, стойко переносящему жизненные трудности.
4. Хризантема (菊花, цзюйхуа) – расцветает осенью, позже большинства цветов. Ее тонкий, проникающий аромат символизирует духовную чистоту и искренность намерений.
Среди других значимых растений – персик (символ долголетия и изобилия), финик (олицетворение королевской власти и плодородия), виноградная лоза (знак крепких семейных уз и вечной жизни). Особое место занимают также пион ("король цветов") и лотос.
Животные
Многим знакомы образы дракона, феникса и журавля, но в корейском искусстве встречаются и менее известные символы – например, петух, кролик, сорока и цилинь (которого часто называют "восточным единорогом").
- Петух – как и в русской традиции, его крик на рассвете отпугивает злых духов и прогоняет тьму. Он олицетворяет ян (мужскую энергию), символизируя бдительность и смелость
- Кролик – хитрое и умное животное, связанное с Луной и праздником Чхусок. По легенде, кролик смог перехитрить Короля-Дракона в подводном царстве
- Сорока – шаманская птица, проводник между мирами живых и мертвых, а также вестник удачи. Лайфхак: если видите тигра, присмотритесь – часто рядом с ним изображают сороку. Эта пара символизирует связь небес и земли: сорока – посланник богов, а тигр – исполнитель их воли.
4. Цилинь («восточный единорог») – сочетает черты разных животных: тело оленя, голову дракона, хвост быка и чешуйчатую кожу. В корейской традиции он больше похож на лошадь. Как и западный единорог, цилинь – доброе предзнаменование, связанное с рождением мудрецов (например, Конфуция). Иногда его изображают среди символов долголетия или вместо тигра в группе «четырех благородных животных».
Цвета в корейской живописи
В традиционной корейской палитре – 오방색 (обансэк), пять основных цветов, каждый из которых символизирует сторону света и стихию:
- Синий – Восток, Дерево
- Белый – Запад, Металл
- Красный – Юг, Огонь
- Чёрный – Север, Вода
- Жёлтый – Центр, Земля
Мастера стремились гармонично сочетать эти цвета, считая, что это приносит благополучие и долголетие. Символика корейского искусства тесно связана с буддизмом и даосизмом, которые повлияли не только на образы, но и на цветовую гамму. Так что в следующий раз, глядя на традиционную корейскую живопись или вышивку, помните: за каждым цветом, растением и животным скрывается гораздо больше, чем кажется.
Источники:
- Филимонова Е. Н. Символика растений в переводных произведениях. «Благородные» растения // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей. – 2003. – Вып. 25. – С. 26-53.
- Ли Хун. Корейский тигр: икона мифа и культуры. Online-ресурс
- Гаврилова А. С. Символизм животных в корейских тотемических мифах // Казанский вестник молодых учёных. – 2019. – №1 – С. 73-80
Автор статьи – галерея восточного искусства ArtAsia, партнёр АНО "МДКМ"
Редактор – Козулина Алина, резидент АНО "МДКМ"