Как мы узнали о традициях, привычках и культурных особенностях корейцев XVIII века? "Невероятно, но факт" – множество полезной информации историки, ученые и дизайнеры приобрели именно благодаря картинам эпохи Чосон. Но прорывом это искусство можно считать не только для нашей эпохи, но и для современников Чосон. Разбираемся почему!
Каноны и реальность: как мы к этому пришли.
В XV–XVII веках корейская живопись в основном следовала китайским традициям. Художники писали пейзажи в стиле "чингён сансухва" ("горы и воды"), изображая природу Кореи по китайским канонам, а не реальную жизнь корейцев. Даже в придворной академии Тохвасо существовала строгая иерархия жанров: на первом месте были "четыре благородных растения" (слива, орхидея, хризантема и бамбук), а пейзаж занимал второе место.
Но после маньчжурского вторжения в Китай (XVII век) корейская элита осознала себя хранителями "истинного конфуцианства" и начала подчеркивать самобытность Кореи. Это отразилось в искусстве: вместо китаизированных пейзажей и мудрецов художники стали изображать реальную жизнь простых людей, что сделало корейскую живопись по-настоящему уникальной. Так корейское искусство обрело собственный стиль, сочетающий традиции и национальный колорит.
Поговорим про жанры
"Хвачжохва" – "цветы и птицы" (화조화)
Пожалуй, один из самых оптимистичных стилей, который в большинстве случаев писался под заказ для правящих кругов. Это настоящий мир идиллии и гармонии, в котором со временем даже устоялись определенные парочки. Например, перепёлка и хризантема или гусь и тростник.
"Сансухва" – "горы и воды" (산수화)
Во многом отталкиваясь от китайской традиции, эти пейзажи часто имели скрытый смысл. Предполагалось, что смотря на них, люди будут не только медитировать и самосовершенствоваться, но и наоборот погружаться в совершенно другой мир, в котором нет бытовых проблем и политических волнений.
"Весенние картинки" – "чхунхва" (춘화)
Гораздо менее известный, но определенно привлекающий внимание неформальный жанр. Эти картины показывали аристократов в компрометирующих ситуациях – в обществе куртизанок или за неприглядными занятиями.
Мы не забыли про известные 사군자 ("четыре благородных растения") и 십장생 ("десять символов долголетия"), о них можно прочитать здесь.
Ключевые авторы:
- Ким Хон До
Также известен как Тэвон, Тангу или Сохо. Именно он стал первооткрывателем в рамках бытовой корейской живописи и положил начало этому жанру. Классика его работ – «Стирка белья» и «Собрание в саду».
2. Син Юн Бок
Приверженец реалистического стиля в живописи и один из "Трёх Вонов", наряду с Ким Хон До и Чжон Сон Гопом. Особенно прославился тем, что весьма откровенно для своего времени изображал любовные сцены.
3. Чон Сон
Один из самых известных художников, который первый отказался от китайских традиций и создал уникальный стиль: отдельными, резкими мазками кисти накладывал параллельными линиями чёткие контуры изображаемого.
Обязательно присмотритесь к этим бытовым картинам! Вы найдёте в них множество неприметных деталей и, возможно, даже узнаете себя в некоторых персонажах.
Источники:
- Киреева Л.И. Свиток Чан Сынопа в собрании ЛО ИНА // Статьи по искусству Кореи: сборник избранных статей и заметок. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – С. 32-35.
- Вострикова Е.А. Жанр Хваджохва («Цветы и птицы») в корейской традиционной живописи позднего периода Чосон (XVIII – начало XX вв.) Online-ресурс.
- Смертин Ю. Г. Корейская народная живопись: стремление к гармонии с внешним миром. // Корееведение в России: направление и развитие, - 2023 – Т. 4, № 4, 2023, С. 60–68.
Автор статьи – галерея восточного искусства ArtAsia, партнёр АНО "МДКМ".
Редактор – Крылова Даниэла, резидент АНО "МДКМ".