Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Рожки с диадемами вместо бальцо… Женская мода Италии конца 16 века

Продолжение к моей статье: «Куда подевалось бальцо?»… Изменения итальянской моды 16 века. Повторяться, наверное, не стоит. В статье по ссылке всё подробно описано. Кратко говоря, к середине 16 века силуэт женского платья стал таким, как на портрете ниже. Заниженная талия, лиф заходит на юбку мыском, под платьем – жесткий корсет («корсе»). Пышные буфы вверху рукавов исчезли, а головной убор «бальцо» в форме валика вышел из моды. Не очень изящная мода. Но так не везде было. Дамы на портретах флорентийского художника Алессандро Аллори выглядят изящней. Мой любимый портрет Аллори вот этот: В 1560-х у многих женских нарядов появились стоячие воротнички. Именно в таких платьях запечатлены дамы на портретах Алессандро Аллори. Их наряды часто состоят из нижнего и верхнего платья. Оба платья парадные, верхнее – распашное и приталенное. Рукава везде узкие, с «приплюснутыми» буфами на плечах. Бальцо уже не носят. Его заменили диадемы из драгоценных камней: Вот здесь воротник виден крупно. Смотрит

Продолжение к моей статье: «Куда подевалось бальцо?»… Изменения итальянской моды 16 века.

Повторяться, наверное, не стоит. В статье по ссылке всё подробно описано. Кратко говоря, к середине 16 века силуэт женского платья стал таким, как на портрете ниже. Заниженная талия, лиф заходит на юбку мыском, под платьем – жесткий корсет («корсе»). Пышные буфы вверху рукавов исчезли, а головной убор «бальцо» в форме валика вышел из моды.

Не очень изящная мода. Но так не везде было.

Паоло Веронезе. Женский портрет, 1560-е годы.
Паоло Веронезе. Женский портрет, 1560-е годы.

Дамы на портретах флорентийского художника Алессандро Аллори выглядят изящней.

Мой любимый портрет Аллори вот этот:

Алессандро Аллори. Женский портрет, около 1560 года.
Алессандро Аллори. Женский портрет, около 1560 года.

В 1560-х у многих женских нарядов появились стоячие воротнички.

Именно в таких платьях запечатлены дамы на портретах Алессандро Аллори.

Их наряды часто состоят из нижнего и верхнего платья. Оба платья парадные, верхнее – распашное и приталенное.

Рукава везде узкие, с «приплюснутыми» буфами на плечах.

Алессандро Аллори. Женкий портрет, 1555 год. Возможно, портрет Марии Медичи.
Алессандро Аллори. Женкий портрет, 1555 год. Возможно, портрет Марии Медичи.

Бальцо уже не носят. Его заменили диадемы из драгоценных камней:

Алессандро Аллори. Женский портрет, 1570-е.
Алессандро Аллори. Женский портрет, 1570-е.

Вот здесь воротник виден крупно. Смотрите, как изящно отделан. Его обрамляют рюши с тонкой золотистой окантовкой, а ещё и внутри – золотистая сеточка.

Алессандро Аллори. Портрет молодой дамы.
Алессандро Аллори. Портрет молодой дамы.

Ещё один портрет, где платье такого фасона. Написан художницей-женщиной.

Лавиния Фонтана (1552, Болонья – 1614, Рим) – итальянская художница болонской школы.

Ткань блестит, словно драгоценный камень хризолит. Наверное, это парча.

Лавиния Фонтана. «Лаура Гонзага в зеленом», около 1580 года.
Лавиния Фонтана. «Лаура Гонзага в зеленом», около 1580 года.

Наряды с плоёными воротниками.

Или - с воротником «фреза». Такие наряды появились в Италии где-то в 1580-х.

Как и везде: во Франции, Англии, Испании. Мода разных стран ещё отличается, но уже стремится к единообразию.

Портрет ниже тоже написан художницей-женщиной. Софонисба Ангиссола (Sofonisba Anguissola, 1531 – 1625).

Sofonisba Anguissola. Портрет девушки, около 1580 года.
Sofonisba Anguissola. Портрет девушки, около 1580 года.

Ниже – портрет 1590-х. Плоёные воротники растут, становятся шире, нарядней (во всех странах).

Лавиния Фонтана. Portrait of a Lady of the Court, 1590-е годы.
Лавиния Фонтана. Portrait of a Lady of the Court, 1590-е годы.

Немного о моде Венеции.

По словам Мерцаловой, она несколько отличалась от моды других итальянских государств, на которую влиял испанский костюм.

И именно в Венеции изобрели высокий кружевной воротник, который к концу века войдёт в моду везде наравне с плоёным воротником.

Из Мерцаловой:

«Буфы, даже самые маленькие, заменяют кружевными оборками, которые как бы прикрепляют и поддерживают ювелирными розетками. Рюши внизу рукавов заменяют отложными манжетами, обшитыми кружевом.

Но самым большим нововведением был изобретенный венецианцами большой стоячий гофрированный кружевной воротник… Этот воротник создавал особую пространственную декоративную среду, неизвестную до сих пор в искусстве европейского костюма».

Джованни Антонио Фазоло. Венецианка, 1560 год.
Джованни Антонио Фазоло. Венецианка, 1560 год.

Воротник-то хорош, безусловно. Но в целом мода Венеции второй половины 16 века мне не очень нравится.

Платья скроены так, что дамы в них выглядят массивными. Порой – даже слишком. Например, вот этот портрет кажется каким-то гротескным:

Джованни Антонио Фазоло (1530 – 1572). Женский портрет, около 1570 года.
Джованни Антонио Фазоло (1530 – 1572). Женский портрет, около 1570 года.

И прически с рожками…

Я сперва подумала – их носили только куртизанки. Как бы отличительный признак такой. Но потом поняла, что это была массовая мода Венеции.

Куртизанка Вероника Франко. Имени художника не нашла.
Куртизанка Вероника Франко. Имени художника не нашла.

Ниже – две картины Francesco Montemezzano (1555 – 1602, веронский и венецианский художник).

Здесь запечатлены дамы из высшего общества, как я понимаю.

У мальчика на первой картине плоёный воротник. То есть эта мода дошла и до Венеции. Хотя, как я уже говорила, в 16-м веке мужские костюмы разных европейских стран не сильно отличались. Отличались женские. Но и они к началу 17 века становятся в разных странах похожими.

Francesco Montemezzano. Портрет дамы с сыном.
Francesco Montemezzano. Портрет дамы с сыном.
Francesco Montemezzano. Портрет молодой дамы, конец 16 века.
Francesco Montemezzano. Портрет молодой дамы, конец 16 века.

Костюмы двух прекрасных Диан. Сериалы «Графиня де Монсоро».

Роскошные воротники в фильме «Собака на сене» и на портретах.

Гульфики и узкие штаны… Была ли мужская мода Италии 15 – 16 веков самой откровенной?