Мировой рынок цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) не станет единым, а будет развиваться по принципу формирования нескольких крупных «ядер», связанных между собой «мостами» и «коридорами» для прямого обмена. Такой прогноз представил заместитель президента-председателя правления ВТБ Вадим Кулик в обзоре «Цифровой рубль на карте мира», подготовленном технологическими аналитиками банка к форуму «Финополис-2025».
«Вряд ли в ближайшее время появится единая цифровая валюта для международных расчетов. Скорее всего, сформируется несколько крупных «ядер» — цифровых валют тех или иных стран, которые будут использоваться как преимущественные при расчетах в определенных сферах и регионах. Например, какие-то страны могут преимущественно использовать цифровой юань, какие-то — цифровой рубль, а какие-то — цифровой дирхам», — пояснил Вадим Кулик.
По его словам, Россия находится в авангарде этого процесса наряду с Китаем, Индией и Казахстаном. Он подчеркнул, что по мере развития инфраструктуры цифрового рубля в стране будут появляться все более сложные сервисы, работающие без активного участия пользователя, например, совершающие сделки автоматически по заданным параметрам. «Инфраструктура цифровых рублей — это рельсы для новой умной платежной системы», — отметил топ-менеджер.
Для взаимодействия этих «ядер» будут создаваться цифровые «мосты» и «коридоры». «Все зависит от договоренностей стран между собой. Так будут создаваться „коридоры“ ЦВЦБ между центробанками отдельных стран, которые будут производить обмен — например, цифровые рубли будут обмениваться на цифровые юани», — продолжил Кулик. Он добавил, что это потребует решения сложных вопросов, включая техническую интеграцию платформ, обеспечение ликвидности и согласование стандартов обмена информацией.
В обзоре также отмечается, что цели внедрения ЦВЦБ в разных странах отличаются. «В России, где уровень проникновения технологий высокий, а доля безналичных операций приближается к 90%, цифровой рубль не интересен как просто средство расчетов. Государство, бизнес и граждане будут использовать его как умный финансовый инструмент, сочетая со смарт-контрактами и используя его свойство „программируемости“», — заявил Кулик. В странах же с менее развитым финтехом ЦВЦБ станут основой для перехода к массовым цифровым расчетам и повышения доступности банковских услуг.
Анализ мирового опыта показывает, что среди основных преимуществ цифровых валют — повышение прозрачности финансовой системы и снижение издержек, отметила Елена Четверикова, старший вице-президент ВТБ. «Для государств очевидным плюсом может быть возможность трансграничных расчетов в цифровой валюте, что может стать одним из катализаторов развития экономики страны и укрепления ее внешних связей», — заключила она.