Найти в Дзене
Мать и общество

Обычный, ресурсный или нецензовый: разъясняю АООП для "особых" детей

Обычным ребятам - ФГОСы. А нашим, необычным - АООП. Адаптированные общеобразовательные программы. Те, которые человеку с ОВЗ назначает специальная психолого-медико-педагогическая комиссия - если того захочет родитель и отведет ребенка на ПМПК и не выкинет выданное заключение со словами "нечего из нас тут ущербных лепить". Положим, у нас ребенок с ОВЗ - не важно каким. Что важно знать про АООП? Их всего девять. А вариантов у АООП - от двух до четырех. Дальше рассмотрим именно варианты. А самих АООП - девять штук, и вы их наверняка уже знаете (1-2: нарушения слуха, 3-4 - зрения; 5 - речи; 6 - опорно-двигательного аппарата; 7 - ЗПР, самый "популярный" вариант АООП; 8 - РАС; 9 - УО). Какие же варианты (циферки после точки в программе) существуют? Вариант 1. Ваш ребенок с ОВЗ может обучаться в массовой школе, но ему нужна поддержка и допзанятия. Такому ученику дают вариант 1 - АООП под соответствующее нарушение развития. Положим, у нас обычный человек - классный, общительный, любознательн
Равновесные, но не равнозначные
Равновесные, но не равнозначные

Обычным ребятам - ФГОСы. А нашим, необычным - АООП. Адаптированные общеобразовательные программы. Те, которые человеку с ОВЗ назначает специальная психолого-медико-педагогическая комиссия - если того захочет родитель и отведет ребенка на ПМПК и не выкинет выданное заключение со словами "нечего из нас тут ущербных лепить".

Положим, у нас ребенок с ОВЗ - не важно каким. Что важно знать про АООП?

Их всего девять. А вариантов у АООП - от двух до четырех. Дальше рассмотрим именно варианты. А самих АООП - девять штук, и вы их наверняка уже знаете (1-2: нарушения слуха, 3-4 - зрения; 5 - речи; 6 - опорно-двигательного аппарата; 7 - ЗПР, самый "популярный" вариант АООП; 8 - РАС; 9 - УО). Какие же варианты (циферки после точки в программе) существуют?

Вариант 1. Ваш ребенок с ОВЗ может обучаться в массовой школе, но ему нужна поддержка и допзанятия. Такому ученику дают вариант 1 - АООП под соответствующее нарушение развития. Положим, у нас обычный человек - классный, общительный, любознательный, мышление и речь почти в норме, но... есть нарушения зрения, причем не простая близорукость. Из-за этого в школе может быть трудновато - нужна спецпомощь. Психолога - чтобы предотвратить буллинг, внутренние комплексы и т.д. Тифлопедагога - чтобы бороться с оптической дисграфией или дислексией (человеку трудно читать или правильно писать буквы). Социального педагога - потому что мало ли. Эти специалисты прописываются в индивидуальном заключении ПМПК - и школа обязана их предоставить вашему ребенку.

В приведенном случае со зрением ребенку предпишут АООП 4.1 - для слабовидящих обучающихся, обучение в массовом классе с постоянной коррекционной поддержкой.

А если у человека всё хорошо, только речь неразборчивая, плохая (стертая дизартрия и т.п.) - ему дадут АООП 5.1 (для ТНР, или "речевиков"), по которой положены логопед и психолог.

Ваш автор, пойди она в школу в 2026 году, а не в 1986, обучалась бы по АООП 2.1 - для слабослышащих в массовом классе. Мне был бы ох как нужен логопед... да и психолог не помешал бы :)

Если у нас высокофункциональный аутист (синдром Аспергера), ему прописали бы АООП 8.1. Но лично я категорически против обучения аутиста в массе - как минимум на началке. В среднем звене - посмотрим. А программа 8.1 - это сферический конь в вакууме. Гипердиагностикой отдает, ну или чрезмерным родительским оптимизмом (наших детей надо особенно беречь от перегрузки, но не все родители это понимают).

Вариант 2. Ваш ребенок НЕ может обучаться в массовой школе. Тогда ему дадут второй вариант соответствующего АООП. Лично мой сын обучается по АООП 2.2 - слабослышащие с ЗПР, и это не массовый класс, а ресурсный. Малочисленный. Ибо там одному ученику нужно столько внимания учителя, сколько в обычном классе "забирают" человек семь. Если не 10. Коррекционки в таких классах больше, чем в варианте 1: нарушения очень серьезные. А первый класс растянут на два года.

Казалось бы, большой плюс - малочисленность класса, четырехлетку в 5 лет... Ан нет. Нарушения у слушателей этого варианта такие, что одного педагога на весь класс из "всего-то" 8-10 человек не хватает физически. Мой личный опыт работы показывает: при ЛЮБОМ нарушении на "ресурсный" класс АООП 2-го варианта учителю необходима вторая пара рук и глаз - профессиональный помощник. На ВСЕХ уроках. Иначе достойных результатов у ребят просто не будет. Сами - в принципе не справятся, родители - не смогут, не захотят или не найдут времени (в семье часто есть и другие дети - хорошо, если без ОВЗ).

Справятся те, кого пожалели и не направили на вариант 1. Но этих "заведомых отличников" мы не считаем, хоть с их родителями согласны и аплодируем такой маршрутной мудрости.

Крайне скорбно, что эта элементарная вещь не доходит до депобраза. Ведь если закон не обязывает привлекать тьютора, обучение по варианту 2 превращается в профанацию. Наши дети гораздо сложнее, чем думает депобраз. И на пресловутое "сближение с нормой" у них уйдет не 3 года, как придумали идеалисты в высоких светлых кабинетах, а лет 5 как минимум. И будет это сближение с нижней границей нормы - а не с нормой как таковой.

Вариант 3. Ваш ребенок не сможет обучаться даже в ресурсном классе (если он "выраженно-поведенческий" аутист или у него при другом дефекте развития есть явная интеллектуальная недостаточность). Тогда ему дадут 3-й вариант соответствующего АООП.

Мой сын, например, с вероятностью 80-90% в итоге съедет на АООП 2.3 - для слабослышащих с нарушениями интеллекта. Вторичными - ибо у нас сложный РАС.

И вариант 3 всех АООПов, где он есть (а есть не везде - о причинах в следующий раз) - это нецензовая программа. То есть человек получит после 9 классов и 10-11 лет обучения не "аттестат", а "свидетельство".

Что дальше? Либо год-другой паузы-интенсива, потом вечерняя школа и все-таки аттестат. Либо колледж/СПО для "очень особенных", с простой житейской профессией и возможностью самообеспечения, заработка на жизнь своими руками. Либо... случаи разные бывают, никто в первом классе не скажет, каким ваш ребенок будет через 10 лет. Были "почти нормыши", а были... как тот юноша, о котором я писала в недавней статье. По документам - "цензовый", а по жизни...

А что же умственная отсталость (первичный диагноз из серии F70)?

А у них отдельный ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599) с изначально нецензовой (свидетельство по окончании школы) АООП 9.1 и 9.2. Для вполне обучаемых (хоть и оооочень долго) ребят с ЛУО - 9.1.

А для УУО и тяжелее - АООП 9.2. Для учеников по этой программе (естественно, тоже нецензовой) составляется СИПР (специальная индивидуальная программа развития). Ключевые слова - "индивидуальная" и "развития". Звучит страшно, но если СИПР разработать головой, руками и сердцем, то надежда - будет. Да, даже здесь. В конце концов, растущий мозг в самом сложном случае работает на нас. Родителей, педагогов - и детей.

Вариант 4 - есть и такое. Аналог "чисто УОшного" АООП 9.2. Конечно, здесь тоже составляется СИПР - для 4-го варианта тех АООП, у которых он есть:

  • АООП 1.4 - глухие с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
  • АООП 3.4 - незрячие (слепые) с ТМНР
  • АООП 6.4 - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) + ТМНР
  • АООП 8.4 (РАС + ТМНР/УУО и тяжелее)

Обратите внимание, что у слабослышащих и слабовидящих ребят 4-го варианта АООП нет в принципе. А у "речевиков" и ЗПР вообще есть только вторые варианты (АООП 5.2 и 7.2 - для ресурсного класса, ну или "масса" с поддержкой спецпедагогами - АООП 5.1 и 7.1). То есть только цензовые.

Почему?

А все просто. Нарушения речи, если они первичны (сложные формы алалии, дизартрии и т.д.) и долгие годы не исчезают, ну или хотя бы не корректируются от слова "почти" или "совсем" - приводят к выводу: на уровне мозга у нас нарушена вовсе не только речь. Либо ее нарушения настолько сложны и серьезны, что тащат за собой вторичное нарушение интеллекта. Читай - вторичную УО. И если педагоги будут годами вздыхать о хронической неуспеваемости младшеклассника, врачи - объяснять ее причины, а ПМПК все это подтвердит, то человек что с АООП 5.2, что с АООП 7.2 в итоге перейдет на АООП 9.1. Что это за программа, вы уже знаете.

И нет, АООП 9.1 - не приговор. Хорошие, опытные, небезразличные олигофренопедагоги за 10-11 лет могут "прокачать" ребятишек с таким сложным нарушением до уровня "может жить и трудиться в обычном нормотипичном обществе". Так что если вам предлагают такую программу, потому что ребенок в принципе, годами не тянет условную 5.2 или 7.2 - возможно, стоит подумать и согласиться. В интересах ребенка!

А вот АООП 9.2... там все грустнее. Я знала ребятишек, они сейчас уже подростки младшего возраста, "обучающихся" по этой АООП. Слово "обучение" не подходит - в самом радужном случае это будут "жизненные компетенции". Быт и самообслуживание. И это, скажу я вам, для таких ребят и их семьи будет Великая Победа.

Наши ребята (расики) тоже имеют похожую программу - АООП 8.4 (СИПР). По-хорошему, СИПРовать надо уже 8.3, но минобраз же у нас - оптимист. Рекомендует "более сложный образовательный маршрут", если "есть сомнения".

А надо бы - более легкий. В смысле - для психики. Искаженного психического развития. Например, делать первоклашкам 3 урока, а не кошмарные пять...

В следующий раз поговорим о причинах, по которым ребята "сваливаются" на вариант 3 с цензового второго варианта, и о том, почему этот второй - ужас ужасный как для детей, так и для родителей. Не переключайтесь ;)