Найти в Дзене
Мать и общество

Хотите правду об аутизме? Его не понимает ни один педагог

По-настоящему не понимает, я имею в виду. Судят по картинке из учебников - и хорошо, если не учебников ХХ века. А начинается все с самого первого принципа "аутистоведения", да простит мне читатель такой "мамский" термин. Принцип гласит: О чем все дружно забывают? Во-первых, о том, что такое вообще спектр. Есть радикально черный ("отрешенность"), а есть серенький (аспергеры). Во-вторых, о базе: нет двух детей с одинаковой структурой дефекта. Все обычные дети необычны одинаково, просто потому, что это разные люди. А все необычные дети - по-разному необычны. В-третьих, как ни смешно/грустно, об основе основ - из тех самых учебников. Хотя бы и старых - уж тут ничего не менялось с 1970-х годов. Аутизм, по канонам дефектологии, - это "искаженное психическое развитие". Настоящий профессор Лебединский (который дефектолог, а не бородатый дядя со звездочкой после фамилии) поясняет: это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного(!) развития отдельных психич
Оглавление
Парциальная гениальность - благодаря ей аутистов считают "умными" и "талантливыми"
Парциальная гениальность - благодаря ей аутистов считают "умными" и "талантливыми"

По-настоящему не понимает, я имею в виду. Судят по картинке из учебников - и хорошо, если не учебников ХХ века.

А начинается все с самого первого принципа "аутистоведения", да простит мне читатель такой "мамский" термин. Принцип гласит:

Если вы видели ребенка-аутиста, то вы видели только ОДНОГО ребенка-аутиста.

О чем все дружно забывают? Во-первых, о том, что такое вообще спектр. Есть радикально черный ("отрешенность"), а есть серенький (аспергеры).

Во-вторых, о базе: нет двух детей с одинаковой структурой дефекта. Все обычные дети необычны одинаково, просто потому, что это разные люди. А все необычные дети - по-разному необычны.

В-третьих, как ни смешно/грустно, об основе основ - из тех самых учебников. Хотя бы и старых - уж тут ничего не менялось с 1970-х годов. Аутизм, по канонам дефектологии, - это "искаженное психическое развитие". Настоящий профессор Лебединский (который дефектолог, а не бородатый дядя со звездочкой после фамилии) поясняет: это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного(!) развития отдельных психических функций. Напомню, какие это функции: внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Берем сейчас только познавательные процессы, в эмоционально-волевую сферу не пойдем, там все настолько индивидуально, что и среди нормы нет двух одинаково развивающихся. Да и особенности семейного воспитания никто не отменял.

Итак, у некоего абстрактного ребенка-аутиста - вне зависимости от тяжести дефекта - искажение психразвития порождает целую стопочку "качественно новых патологических образований, не присущих ни одному из входящих в клиническую картину видов нарушенного развития". А в картину у нас входят:

Общее недоразвитие - оно же УО, почему наших детей ("расиков"), по многим проявлениям "сильно отстающих", и валят в кучу с "просто" умственно отсталыми. Поверьте, я сталкиваюсь регулярно с ребятишками, у которых УО - они совершенно другие! Другое поведение, другие реакции, принципиально другое отношение к учебному процессу, к помощи взрослого, к общению. Особенно всё это заметно после 10 лет - с этого возраста врачи-психиатры официально ставят ребенку нечто из нозологии F70. Бывают сложные случаи: то ли ЗПР, то ли РАС, а может, все-таки УО? Слух в норме - а человек не слышит; зрение в норме - а человек коровку с собачкой путает; координация неплохая - а повторять движения не может на музыке и физре, хоть ты плачь. Ну что тут поставишь? Ясно, что сделать это может только врач. И, добро пожаловать в край единорогов, - врач очень хороший.

Задержанное развитие в пояснениях не нуждается - это всем печально известное ЗПР. От легоньких форм до... того, с чем потом школьника либо на АООП 9 выставят, либо на надомку, либо врачи все же констатируют РАС. Особенно если у человека в анамнезе эпиактивность - это грозная штука, встречается, по разным данным (они сильно расходятся) примерно у 12% "расиков". Такой человек может в плане речи развиваться нормально, а вот по части остального... кто в теме, тот знает.

Поврежденное психическое развитие - если очень грубо, то это вот оно, то самое. Которое некоторые особо грамотные товарищи называют "афазия". Когда речь была-была, а потом бац - человек замолчал. Детские афазии (истинные, а не распад речи при аутизме как часть симптомокомплекса, о котором компетентно судить может только врач!) - очень редкое явление, этой проблемой мало занимаются - кому интересно, читайте у Т.Г. Визель (она очень авторитетный ученый).

Ускоренное развитие - а вот это самое любопытное. У многих детей сфера интересов - это такой глубочайший тоннель, куда дети ныряют на уму непостижимую глубину знаний, которым позавидует даже DeepSeek (горькая шутка). И в этой сфере "расик"-первоклашка, если он говорящий, может поспорить с академиками. А если неговорящий - то классифицирует так, как ни одной базе знаний не снилось. Вот такой удивительный мозг у наших детей.

Увы, есть и тяжелые случаи - ближе к "черному" цвету спектра. Вот там даже интересы не только сУжены, но и предельно просты - и там годами не подберешься к ребенку. Вот это чинить придется долгие-долгие годы. И ускоренное развитие в такой структуре дефекта вряд ли можно обнаружить... пока человек хоть немножко, после долгих лет лечебной педагогики, не выйдет из "тени".

А теперь самое неприятное: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Да, за эту ниточку можно и нужно хвататься - и педагогам, и родителям. Нет, не стоит уповать, что хорошо говорящий человек будет автоматом хорошо читать/писать/решать уравнения. Не будет. Многие процессы в учебу вовлечены - и они при нашем диагнозе могут сильно страдать. Не говоря о том, что в учебный процесс вовлечена не только познавательная сфера, но и эмоционально-волевая...

Итого: наши дети - самые сложные. Сложнее УО. Но мы не должны сдаваться. Никогда!

Возможностей конкретного ребенка не знает ни один педагог - уже потому, что самый полезный, классный и неравнодушный видит маленького человека по 20-40 минут 2-3 раза в неделю. А мы, родители, живем с этим человеком 24/7. Кто, кроме нас? Если мы не поверим - никто не поверит.

А верить надо - даже в минуты самого черного отчаяния. Да, нормой не будет. Но да - мы можем сделать максимум. Цель неясна? Значит, у нас будет путь. А каким он будет - не скажет ни один педагог. Особенно если у него в арсенале есть фразы "не вижу у него признаков аутизма", "позволяет себя обнимать - значит, не аутист", "смотрит в глаза - какой же это РАС" и т.д.

Я вот тоже не должна была ни в "нормальной" школе учиться, ни нормально говорить - у меня врожденная серьезная тугоухость. Но я училась в нормальной школе. Я полноценно говорю. И сейчас продолжаю учиться. Потому что я - живой человек, а не сферический ребенок из учебника. И наши дети с РАС - живые индивидуумы. Помните об этом всегда - и не слушайте унылых прогнозов.