29 сентября (10 октября) 1794 года в 50 км от Варшавы произошло сражение русского войска с отрядом польских повстанцев под командованием Тадеуша Костюшко.
Желая не допустить соединения корпусов генерал-майора Ф.П. Денисова и генерал-поручика И. Е. Фрезена с армейским корпусом генерал-аншефа А. В. Суворова, который шёл к ним со стороны Бреста, лидер повстанцев вместе со своими людьми выдвинулся из Зелехова в направлении деревни Мациёвице. Прибыв на место, он принялся располагать свои войска на возвышенности, полагая, что эта позиция даст ему ряд преимуществ перед противником.
Однако при этом Костюшко упустил из вида то, что в тылу у него находилась заболоченная река Окржейка и что в случае отступления это обстоятельство могло создать ему серьёзные проблемы.
В то время пока Костюшко осваивал новые позиции, рассчитывая на то, что совсем скоро к нему для усиления подойдёт дивизия Понинского, Денисов ранним утром 29 сентября (10 октября) перешёл в атаку.
Битва под Мациёвицами началась с сильной артиллерийской канонады, затем Денисов бросил свои войска на левый фланг повстанцев и после третьей по счёту атаки сопротивление отряда Костюшко было сломлено.
Разгром ускорил и отряд генерала Г. М. Рахманова из корпуса Фрезена. Который, переправившись через реку Окржейку, ударил полякам в правый тыл.
Среди польских кавалеристов возникло замешательство. Их ряды дрогнули, а затем началось стремительное бегство. Костюшко попытался исправить ситуацию, устремившись вдогонку за отступающими кавалеристами дабы остановить их и направить в контратаку, но внезапно оказался окружённым донскими казаками из корпуса Денисова. А тут ещё откуда ни возьмись со стороны корпуса Фрезена выскочил ещё один конник и ранил лидера польского восстания. Костюшко был вынужден сдаться казакам, которые, соорудив носилки из своих плащей и боевых пик, доставили его в штаб Денисова.
Существует легенда, согласно которой раненый Костюшко прежде чем упасть на землю, воскликнул: "Finis Poloniae!" что в переводе с латинского языка означало "Погибла Польша!" Сам он впоследствии отрицал что произнёс эту фразу, но, возможно, делал это только лишь потому, что устыдился впоследствии собственной слабости.
Вместо заключения
Между тем беспорядочное бегство поляков продолжалось. До Варшавы смогли добраться только 2 тысячи повстанцев из 9 тысяч, принимавших участие в битве.
Как бы там ни было, но поражение польского войска под Мациёвицами предопределило судьбу всего "восстания Костюшко", тем более, что и его лидер оказался в плену и уже никак не мог повлиять на ход дальнейших боевых действий.