Найти в Дзене

Как победить в гребном марафоне «Эскимо»? Личный опыт

Оглавление

Ледяная вода, пронизывающий ветер и 40 км борьбы не только с соперниками, но и с собой — все это марафон «Эскимо». Как подготовиться к экстремальной гонке на Москве-реке, выбрать правильный каяк и не сдаться на полпути? В этой статье — история победителя Филиппа Коннова.

Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)
Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)

В конце ноября в Москве проходит одно из самых необычных гребных соревнований перед началом зимнего сезона — марафон Eskimo. Вода может замерзнуть за считанные часы, даже во время марафона. Однако последние пару лет она была жидкой, так что спортсменам, можно сказать, везло. Участие в этом марафоне — это не просто спортивное мероприятие, а настоящий тест-драйв себя и своей лодки.

Пару недель я готовился к марафону, пересев с Optima на Point65 Bourbon 17, чтобы перестроить технику гребли. На спортивной лодке гребок начинаешь с самого зацепа, а на каяке приходится чуть проваливать зацеп и вкладываться уже после него на проводке. Это требует некоторого времени, чтобы привыкнуть и приходится заранее пересаживаться на ту лодку, на которой планируешь плыть.

У каждого спортсмена есть своя стратегия для каждого марафона, поэтому доказывать, что твоя — лучшая, бессмысленное занятие. Я опишу свой опыт, не претендуя на объективность, но полагаю, что он будет полезен и новичкам, и опытным гонщикам. В конце концов, этот опыт приводит к победе уже не первый раз.

Организация марафона «Эскимо»

Марафон проводится каяк-клубом «Три стихии», и к нему готовятся весьма основательно. Привлекаются волонтеры на промежуточные контрольные пункты (КП), на пункт питания, в судейство. «Эскимо» — это событие, собирающее не только опытных гребцов, но и начинающих каякеров и саперов, которых каждый год становится все больше и которые готовы ощутить на себе все прелести зимней гребли.

Telegram-чат марафона — это почти братство, но пока не наступит время марафона. Несмотря на холодные условия, атмосфера марафона пронизана духом товарищества и единства. Предваряет гонку общение в чате, где каждый вносит свой вклад — обсуждают стратегии питания, пульс, экипировку.

Описание дистанции марафона по секциям

Дистанция в 40 км проложена по руслу Москвы-реки в обе стороны от реки Сходни. Я делю марафон на два примерно одинаковых участка. Первый (назовем его условно «строгинский») — вниз по течению до шлюза, далее вдоль русла до развилки около Серебряного бора. На этом участке течение небольшое, около 1 км/ч, постоянное и волн немного. Травы в русле тоже нет. Ветер чаще всего дует в спину, а после шлюза берега закрывают от любого ветра, кроме северного. Этот участок самый сложный в психологическом плане. Старт и борьба за лидерство первые 3—5 км берут свое, и каждый участник выкладывается здесь по полной.

Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)
Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)

Особенно тяжело, когда попадаются примерно равносильные соперники, и борьба занимает продолжительное время. В итоге на подходе к Серебряному бору картина на дистанции и распределение гребцов становится довольно ясной. Дальнейшей борьбы это не отменяет, но строгинский кусок задается именно на этом участке.

До первого КП надо проплыть против часовой стрелки вокруг острова. Эту часть многие гребцы хорошо знают. Я постоянно тренируюсь в Строгинском заливе и отлично изучил этот маршрут. Течение почти отсутствует, так как это старое русло Москвы-реки, мелко и много травы по берегам. Особенное место на этому участке — пролив в Строгинский залив. Место широкое, хорошо открыто со всех сторон ветру. При сильных порывах ветра и волнах представляет некоторую сложность, особенно для сапов.

Прохождение строгинского участка марафона до второго КП происходит бодро, сил у гребцов много, и азарт еще не потух. Обратный путь, по моим ощущениям, вообще проходит незаметно. Для сапов и надувных лодок на этом марафон заканчивается, а на каяке Point65 Bourbon 17 надо плыть еще столько же в сторону Рублевской водокачки. Этот участок я называю красногорским.

На мой взгляд, это менее живописный и интересный участок для гребли. Много населенки, берега бетонные, с отраженной волной. Расположен так, что при юго-западном ветре, который у нас не редкость, в районе Живописной бухты появляется хорошая волна. А волна и ветер в холод и в мокрой одежде — это сложное сочетание. В 2023 году я греб на Bourbon 17, и поэтому ветер и волны несильно влияли на ход лодки. А в 2024 году я пошел в спортивной двойке, руль которой переделали под туристический, и здесь ветер проявился в полной мере. Почти все время приходилось подруливать и бороться с удержанием курса.

На тренировках я очень редко плаваю в этот район и не так хорошо его знаю. Один раз даже свернул с русла реки в залив после Новорижского моста. В этом контексте хотел бы отметить пользу навигатора, в котором заранее заложен оптимальный трек. Дело в том, что выбор траектории движения на красногорском участке может сократить путь, а может удлинить его. Участок извилистый, местами широкий, на глаз выбрать самую короткую траекторию для новичков бывает сложно. В общий чат перед марафоном я выложил сглаженный трек, как раз для этих целей.

Самый сложный участок марафона начинается после третьего КП около Рублевской водокачки. Излучина вокруг Сберсити довольно мелкая, зарастает травой, а в 2023 году вообще замерзла, и ее пришлось оплывать. На этом участке после поворота можно увидеть всех своих соперников, примерно рассчитать отставание (или опережение) и сделать коррекцию на последний рывок. С этой точки остается около 8 км до финиша, а силы почти на исходе. Включается экономный режим «доплыть». Спортивная злость позволяет активнее грести последние пару километров, но в целом дистанция проходится на «прокате».

Особенности марафона «Эскимо»

Первая — возможность испытать себя в непривычных условиях. Это проверка на прочность как физического, так и психологического состояния. Дистанция марафона, на мой взгляд, достаточная, чтобы упахаться, но не выматывает как Петровский или Москворецкий марафоны. За четыре часа активной гребли проходишь несколько состояний: старт и борьба за лидерство, прокат «чтобы сил хватило» и последнее, дотянуть до старта, не сбавляя темп. Каждое состояние требует расчета и некоторой подготовки. Поэтому те, кто участвует не в первый раз, имеют преимущество.

Вторая особенность марафона — холодный воздух и ледяная вода. Если есть ветер, то будет еще холоднее. Гребля в ледяной воде — это вызов. Со случайным оверкилем сталкиваются многие любители водных видов спорта, будь то на соревнованиях или в рамках обычных тренировок. Переворачиваются все, кто-то чаще, кто-то реже. Это зависит от многих факторов:

  • потеря внимания,
  • сложные волновые или ветровые условия,
  • встреча с препятствиями,
  • ошибки в управлении.
Одним из ключевых факторов, определяющих успешность гребли в сложных условиях, является устойчивость каяка. Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)
Одним из ключевых факторов, определяющих успешность гребли в сложных условиях, является устойчивость каяка. Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)

Третья особенность — лед на воде. Я лично видел только отдельные замерзшие участки реки, но были времена, когда гонку прекращали досрочно, так как из-за льда пройти было невозможно. Это надо тоже держать в голове каждому участнику и правильно подбирать снаряжение и экипировку.

При околонулевой температуре, даже когда вода жидкая, она быстро замерзает в виде капель и наледи на лодке и одежде. На финише на моей лодке наледенело около 10 кг. Не скажу, что это ощущалось при гребле, но заледеневшую юбку сложно снять и одеть в случае временного выхода на дистанции.

Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)
Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)

Подготовка к марафону

Как только участники выходят на воду, они сразу же сталкиваются с непростыми условиями: холод, ветер, много одежды, стесняющей движения. При этом все это не для любителей экстрима. Это вполне по силам даже неподготовленным гребцам. Нужно только желание и некоторая смелость. Расскажу о подготовке к марафону на своем примере и примерах моих друзей-каякеров.

Вода, изотоники и питание

Полная дистанция марафона проходится за четыре часа и дольше. За это время я выпиваю около 1,5 л воды с изотоником. Обычно беру больше, но практика показала, что в холодное время потребление небольшое. Каждые 15—20 минут надо делать несколько глотков, даже если не хочется. Изотоник необходим, чтобы судороги не начали сводить руки или ноги.

Про питание много не скажу, мне это оказалось не нужно. Но многие используют батончики, разные пастилки и гели. На каждом пункте по ходу дистанции какие-то печеньки выдают волонтеры.

Куда положить

Совсем без воды на дистанции не обойтись, но может оказаться так, что все, что заготовили, замерзло, и воспользоваться этим не получится. Именно это случилось у меня в первый раз, когда термос на деке облился водой и примерз. Примерно с половины дистанции пользоваться я им не смог. Меня сильно выручали волонтеры на промежуточных КП, которые всем наливали горячий чай и выдавали что-то из еды.

Чтобы избежать этого на следующем марафоне, я стал использовать гидропак с трубкой. В моем спасжилете места для него не хватило, поэтому пришлось положить его прямо на дно каяка под ногами и провести трубку через юбку и куртку наружу. Во время гребли трубка все время торчит около лица, что раздражает, но более удобного способа пока не придумал.

Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)
Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)

Варежки на весло

Не перчатки на руки, а именно варежки на весло. Это то, что на марафоне «Эскимо» должно быть у каждого. Правда, все зависит от особенностей организма, но неопреновая защита рук сильно выручает. Я бы сказал, что для техничной гребли, когда руки обязательно будут мокрыми, как и вся одежда, при наличии ветра варежки помогают грести правильно, чувствовать шафт и быстро реагировать на нарушение баланса.

Гипотермия рук — это первое, с чем надо бороться. Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)
Гипотермия рук — это первое, с чем надо бороться. Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)

Выбор пластикового каяка для гребного марафона

Типы лодок, на которых можно участвовать в марафоне самые разные, но классов немного. Это пластиковые (гоночные и туристические), надувные, двойки и сапы. Про надувные у меня нет информации, а среди пластиковых лодок есть большой выбор.

Гоночными считаются лодки шириной менее 50 см. На них, на мой взгляд, действительно сложно грести в условиях холода, волн и ветра. Оптимальным вариантом вижу скоростные морские каяки и серф-ски. Point65 Bourbon 17 отношу именно к таким. Они хорошо проезжают волны, имеют руль или скег для компенсации ветра, не требуют постоянно держать баланс и относительно хорошо утеплены. Мягкие сидушки со спинками, не вымораживающие поясницу, толстый пластик и юбка обеспечивают нормальную температуру в кокпите и комфорт. У Bourbon 17 спинка даже надувается, становится мягче и теплее, но, это уже понтярский комфорт, на мой взгляд, хотя и приятный.

Надо обратить внимание на конструкцию руля каяка. В русле реки есть участки, где трава растет на меляке и цепляется за нос и руль каяка. В ряде случаев приходится останавливаться и снимать ее, гребя назад. Некоторые гонщики даже снимают руль, чтобы он меньше цеплял травы. На Bourbon 17 руль так сделан, что в принципе ничего не зацепляет, это выгодно его отличает в плане выбора траектории по травянистому руслу.

Ветер и волны по-разному влияют на каяки, и поэтому желательно заранее знать свои возможности. Многие участники берут каяки в аренду на мероприятие и садятся в них впервые. Я бы посоветовал провести заранее хотя бы одну тренировку, чтобы неожиданностей было меньше.

Устойчивость разных моделей каяков

Устойчивость каяка имеет огромное значение для успешной гребли в ледяной воде. На личном примере могу отметить, что, несмотря на схожие размеры, каяк Tempest 170, который я тоже использовал, оказался менее устойчивым по сравнению с Bourbon 17. Каждый аспект конструктивных особенностей, от формы корпуса до веса, может влиять на то, как каяк будет вести себя в сложных условиях.

Правильный выбор каяка, сочетающий как скоростные качества, так и устойчивость, может значительно повысить шансы на победу. Оверкиль на марафоне «Эскимо» — это гарантированный сход с дистанции. Переворот каяка может стать серьезной проблемой в любых условиях, но в ледяной воде последствия могут быть особенно опасными.

Перевернуться на спокойной воде Москвы-реки сложно, но есть несколько мест, довольно широких и протяженных, где ветер может разгонять хорошую волну, что осложняет греблю. Переворот в лодке — это проблема для участника и всех находящихся рядом. Продолжить гонку после этого практически невозможно. Исключением является закаленные гребцы, имеющие полный комплект сменной одежды в гермомешке или использующие полностью сухой костюм.

Сход с дистанции

Прервать гонку может еще ряд случаев. Например:

  • Вы выбрали гоночную лодку, в которой очень плохая термоизоляция. В этом случае через час—полтора вы перестанете чувствовать то, на чем сидите.
  • Можно попасть в ситуацию, когда опыта удержать баланс на узкой лодке будет недостаточно и продолжать гонку будет рискованно.

У меня есть примеры, когда на спортивных лодках люди снимались с дистанции, тогда как на более простых лодках плыли дальше. На дистанции предусмотрены три точки промежуточных КП, но удобный сход с дистанции возможен только на втором. Таким образом, вы сокращаете дистанцию в два раза.

Удобство посадки в каяке

Для тех, кто стремится к победе, важно понимать, что это требует значительной подготовки. Лидерами становятся те, кто регулярно занимается греблей и имеет разноплановый опыт гребли в сложных условиях. Однако удобство посадки в лодке при длительной гребле становится архиважным. В прошлом году я греб в двойке с Женей и мы испытали на себе, как посадка в лодке может повлиять на скорость лодки и темп гребли.

Мы гребли на гоночной лодке со спортивными сиденьями без спинок. Несмотря на то, что форма сидений адаптирована для длительной гребли, у каждого гребца есть особенности в телосложении. Например, постоянный небольшой крен может быть незаметен гребцу, пока ему об этом не скажут. Или сидение, которое в спортивной гребле называют сляйдом, не регулируется по углу наклона и может передавливать что-то в бедрах или в других местах, отчего возникают болезненные ощущения в спине и грести становится очень сложно. После нескольких часов на воде спина затекала и требовала разминки. В итоге мы были вынуждены остановиться на острове, чтобы немного размяться. Это потерянное время, но иногда без него никак.

Контрастом к этому была гребля на Bourbon 17 год назад. Благодаря конструкции и материалам сиденья обеспечивали отличную поддержку и тепло, позволяя грести в течение нескольких часов без необходимости останавливаться на разминку или отдых. Неправильная посадка может привести к быстрому утомлению, болям в спине и неприятным ощущениям, которые, в конечном итоге, могут испортить весь кайф от марафона.

Я прошел весь марафон без остановки и могу с уверенностью сказать, что удобство посадки в этой лодке на высшем уровне. Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)
Я прошел весь марафон без остановки и могу с уверенностью сказать, что удобство посадки в этой лодке на высшем уровне. Фото: Алексей Иванов (vk.com/id3101604)

Стиль гребли

Грести можно с высоким и низким углом. В первом случае весло поднимается над головой гребца, и ничего сухим вокруг не останется уже в течение пяти минут гребли. Зауженный корпус каяка в местах зацепа весла позволяет грести с высокой эффективностью, как в гоночной лодке. Это важное преимущество, которое позволяет сохранить темп и скорость. Мой опыт с Bourbon 17 показывает, что каяк великолепно сочетает в себе скоростные качества и отличную устойчивость.

При гребле с низким углом можно остаться сухим на протяжении всей дистанции. Стиль гребли в корне отличает экипировку спортсмена. Для «обливного» стиля необходимы неопреновые и «сухие» нейлоновые вещи, шапки, куртки, штаны и юбки. Все должно быть мембранным и промокать не сразу. Никаких флисок, шерстяных шапок и ветровок, которые допустимы при низком угле гребли. Это уже не любительский нюанс, но кому-то может быть интересно.

Эпилог: больше, чем победа

В 2023 году победа досталась мне в личном зачете, а в 2024 году мы с Женей Гуляевым выиграли марафон в двойке. Победа стала результатом долгих тренировок, изучения техники гребли и умения адаптироваться к условиям на воде. Но, несмотря на достижения, настоящий успех заключается не только в победе, но и во всех эмоциях и впечатлениях, которые мы получаем, участвуя в таких марафонах.

Гребной марафон «Эскимо» уже не первый год оставляет незабываемые впечатления у участников. Многие отмечают хорошую организацию мероприятия. Становясь участником, каждый проверяет себя не только физически, но и ментально, открывая новые горизонты возможностей.

Еще интересно:

6 аксессуаров для каяка, которые сделают путешествие комфортным и безопасным

Как быстро привести себя в форму? Каякинг вместо спортзала

Как выбрать спасательный жилет для каякинга и рыбалки

Подписывайтесь на наш канал и путешествуйте с каяками Point 65° North Sweden!