Найти в Дзене

Как я прошел гребной марафон «Тритон» на морском каяке Bourbon 17

Оглавление

9 августа в Ленинградской области прошел один из самых сложных гребных марафонов — «Тритон−2025». Фил Коннов рассказывает о своем участии в нем на морском каяке Point65 Bourbon 17.

Марафон «Тритон» считается одним из самых сложных в Ленинградской области. Это мне говорили многие каякеры, но я обычно не придаю значения страшилкам. И не обратил бы внимания, если бы мне об этом не сказали те каякеры, к которым я прислушиваюсь. Это опытные гонщики, и просто так называть марафон сложным не станут.

Перед стартом
Перед стартом

Особенности дистанции и влияние ветра

Я изучил дистанцию и увидел следующее. Основную сложность представляет не столько длина дистанции 67 км (есть и более длинные марафоны), сколько расположение трека движения по дистанции относительно ветра.

Дистанция с указанием направления ветра
Дистанция с указанием направления ветра

Дистанция проходит по сети связанных проток и озер, и их достаточно большая ширина и длина позволяет разогнать приличную волну. Если ветер дует с севера или с северо-запада, то он дует в корму или сбоку. Но в это время дистанция проходит по протокам и ветер сбоку не ощущается. Когда мы выходим на открытое пространство, последние километров двадцать, он начинает дуть в корму, разгоняет волну, и на этой волне можно серфить или просто быстрее грести, если не умеешь серфить. В общем это только помощь, как и было на этом марафоне.

Многие поставили новые рекорды по скорости. Условия были настолько хороши, что этот марафон можно было пройти даже на гоночной спортивной лодке, не перевернуться и спокойно финишировать.

Старт марафона «Тритон»
Старт марафона «Тритон»

Но если бы ветер дул южный, юго-восточный, он задувал бы в протоку на первой половине дистанции и останавливал лодку. А после выхода на акваторию из последних двух озер волна бы еще больше тормозила лодку. Никакого серфа не получилось бы. Для гоночных неустойчивых лодок это было бы такое испытание, что до финиша можно было бы и не дойти.

На этом марафоне мне удалось применить спортивный опыт сидения на волне. Садиться на волну умеют не все, этому учатся в основном на спортивных лодках, потому что именно на них чувство волны, даже слабой, проявляется четче всего. Но в данном случае все было очень просто и легко. Меня на старте обогнали гоночные лодки и начала обгонять двойка R2 в команде смешанного экипажа. Кстати, большое им спасибо, что провезли на волне. Я знаю, как бесит, когда у тебя сидят на волне.

-5

Я сел на волну почти со старта. Средняя скорость Point65 Bourbon 17 по той воде, которая была в начале гонки, составляла 9,5 км/ч. Двойка шла со скоростью 10-11 км/ч, то есть фактически мне добавили скорости бесплатно, и везли они меня на волне километров десять. Это мне сэкономило как силы, так и время. Даже Женя Гуляев, который шел на серф-ски и который должен был сразу от меня уехать, обогнал лишь на седьмом километре.

На фото — Евгений Гуляев
На фото — Евгений Гуляев
На длинных дистанциях сидение на волне экономит очень много сил. Думаю, что за счет этого минут семь я точно скостил.

Борьба на финише

На финише была интересная развязка. На полугоночной лодке Nelo шел, видимо, новичок или человек, который в нее только недавно сел. Он кильнулся в пороге на 32-м километре. В этот момент мы шли рядом с каякером на Seabird и обогнали его как раз на этом пороге, пройдя его успешно. Потом я постарался подержаться на волне Seabird, но это узкая длинная лодка, и волна от нее слишком слабая и далеко сдвинута за корму. Усилия по удержанию на волне в тех условиях не стоили выигрыша по силам, поэтому его пришлось отпустить.

Кильнувшийся каякер догнал меня уже ближе к финишу и медленно-медленно уехал вперед. Я за ним чуть подержался, но это было сложно, потому что лодка все-таки поуже и легче уходит, даже если ты ничего специально для этого не делаешь. Но к концу дистанции задул ветер сильнее, и я решил этим воспользоваться и вышел на фарватер, где волны были побольше. Bourbon 17 отлично серфит на волне.

Ветер в корму разгонял волну, которая шла прямо перпендикулярно лодке — это самая выгодная позиция для серфа. На эту волну очень легко садиться. Единственный недостаток в том, что волна была со скоростью 8,5 км/ч, и лодка ее постоянно обгоняла. Кроме того, в отличие от морской волна на озере обладает свойством «растворяться» через 5−6 гребков. Другими словами, сев на волну, ты разгоняешь на ней лодку, врезаешься носом в гребень впереди и стараешься его пробить по инерции, чтобы скатиться с волны снова. Но часто эта волна исчезает под каяком и приходится ждать, пока новый гребень придет под корму. Все это повторялось с периодом 15−18 секунд. Этот навык серфа там можно было отработать сполна, что добавило азарта, и для этого даже появились откуда-то новые силы. Очень хорошо в этом мне помогал новый руль, который я протестировал на этом марафоне.

-7

Итак, я вышел на фарватер, где волна была побольше, тогда как кильнувшаяся лодка шла по берегу. У меня было небольшое преимущество по скорости, поэтому фактически мы шли с ним вровень, несмотря на то, что Bourbon 17 и Nelo 510 из разных классов.

Уже ближе к финишу я сместился ближе к берегу, потому что там стояли финишные буи, где надо было отметиться. Каякер на Nelo приехал к буям первый, но там он как-то замешкался и закрыл собой буй. Поэтому пришлось с юзом к нему причалить и лезть через него, чтобы отметиться. И похоже, что я отметился даже первым, судя по финишному протоколу. Так что Bourbon 17 в этом случае выглядел как буйвол, ворвавшийся в табун скаковых лошадей.

-8

Перед самым финишем я, догоняя каякера на серф-ски, попытался подбодрить его. Видимо, он недавно купил лодку S56, такую же, как у Жени, и чувствовал себя на ней достаточно бодро на дистанции. Долгое время он шел вместе с нами, когда я сидел на волне у двойки. Но на финише, видимо, у него уже силы кончились. Подбодрил я его лишь на несколько рывков. Он не смог удержать темп, и на финише я обогнал его на несколько секунд.

Мои впечатления от марафона «Тритон−2025»

В целом марафон очень интересный. Первая половина живописная и разнообразная. Идешь по тонким протокам, по разным поворотам, островам — красивая местность.

-9

Пока еще есть силы, восхищаешься природными красотами. После порога и последней протоки начинаются уже более широкие акватории. Там берег отходит далеко, его не видно. Идешь посередине озер и больше занимаешься техникой гребли, чем созерцанием. Начинают кончаться силы — и появляется мысль, что надо доехать хоть как-нибудь. О гонке и гонщиках уже не думаешь. Да и не видно их к этому моменту обычно. Один посреди огромного озера гребешь. Тут начинается настоящая борьба. Поэтому вторая часть марафона о том, что бороться надо именно с собой.

-10

Организация марафона

Нна мой взгляд, средне-пофигистическая. Все аккуратно, медленно. Что это значит? Когда мы финишировали, еды не было, только начали готовить. На дистанции были пункты питания, но я так и не понял, где и что там дают, кроме арбуза.

Воду мне наливали половину пол-литровой бутылки, объясняя это тем, что у них ее мало. А я рассчитывал пополнять запасы воды именно в процессе и потому вез с собой около 2,5 литров воды (изотоник+мед+лимон). По моим подсчетам, мне надо было около 4 литров воды, поэтому 1,5 литра я планировал долить в процессе. Воды мне хватило аккурат до финиша, последние глотки сделал буквально за 3 км до окончания.

Пункт питания на гребном марафоне «Тритон»
Пункт питания на гребном марафоне «Тритон»

Стартовая поляна была не обустроена. Мы на нее приехали и встали лагерем, заняв, наверное, чуть ли не единственную площадку, где можно было, на мой взгляд, встать с комфортом. Все остальные разместились компактно на дорожках, на берегу. На марафон приехали люди опытные и закаленные, и я понял, что для них это совершенно нормально.

Организаторам спасибо! Хорошее путешествие, интересная дистанция и локация старта. Просто так туда не заедешь. На дистанции сходов нет, буквально две−три точки, все остальное надо плыть. В случае поломки или проблем со здоровьем, спасение представляет проблему.

Про каяк Point65 Bourbon 17

Лодка для этой дистанции подходит идеально. В случае непогоды он бы совершенно спокойно проходил все волны в любом направлении. В случае, если надо отдохнуть, можно просто положить весло, расслабиться, сесть по-другому, выгнуть и растянуть спину, и лодка при этом устойчива и не переворачивается. Не надо держать воду веслом, просто сидишь как в кресле посреди озера.

-13

Когда вода гладкая, как было в этот раз, можно спортивно погрести и показать неплохой результат, что я и сделал. Мой результат — седьмое место в финишном протоколе, где первые десять мест заняты лодками классом повыше. Фактически обогнали меня только спортивные лодки и серф-ски. А лодки, которые потенциально находятся в одном классе с Bourbon 17, то есть морские каяки, около 25−30 кг весом и 55−60 см шириной, оказались ниже 10-го места. Я не смог точно определить, так как каякеры не всегда отмечают при регистрации модель каяка, на котором идут. На дистанции я не всех каякеров знаю в лицо. А когда обгоняешь кого-то, видишь и запоминаешь лодку, а потом пытаешься ее найти в протоколе и не понимаешь, кто это был и где он со своим временем находится. Поэтому можно смело сказать, что Point65 Bourbon 17 прилично обгоняет все аналоги. Смело, конечно, но я так считаю.

-14

И напоследок хочу поблагодарить компанию «КаякМастер». Они поддерживают меня на многих марафонах.

Еще интересно про гребные марафоны:

Водный марафон «Скитулец 2025»: как морской каяк Bourbon 17 справился с экстремально низкой водой

Как победить в гребном марафоне «Эскимо»? Личный опыт

Путь чемпионов. Эксклюзивное интервью с каякерами Филом Конновым и Евгением Гуляевым. Часть 1

Путь чемпионов. Эксклюзивное интервью с каякерами Филом Конновым и Евгением Гуляевым. Часть 2

Подписывайтесь на наш канал и путешествуйте с каяками Point 65° North Sweden!