Глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила о безналичных платежах и «банковском рабстве», глава «Сбера» Герман Греф — об open source — продуктах, а глава Минцифры Максут Шадаев — о «черной дыре» «Госуслуг»
Обновлено в 15:30
На пленарной сессии форума «Финополис-2025» глава ЦБ Эльвира Набиуллина предложила технологическим лидерам открывать доступ к их инновациям через два-три года после запуска. На это глава «Сбера» ответил, что в таком случае инвестиции в эти инновации теряют смысл.
Разговор Германа Грефа и Эльвиры Набиуллиной, как это часто бывает, получился ярким.
Эльвира Набиуллина: Если крупный участник рынка не готов это делать, то регулятор берет на себя создание альтернативной структуры, доступной всем, по сути дела, создавая конкурентную среду. Готовы ли вы к таким правилам игры?
Герман Греф: Во-первых, нас никто не спрашивает никогда.
Эльвира Набиуллина: А сейчас что мы делаем? Кстати, не первый раз, на всех «Финополисах» спрашиваем.
Герман Греф: Спрашивать и учитывать — все-таки две разные вещи.
Эльвира Набиуллина: Вы сказали про «спрашивать».
Герман Греф: Но готовы ли мы играть по любым правилам, которые будут спущены, — не всегда это комфортно, когда ты приходишь на хоккейную коробку и в хоккейной форме, а тебе предлагают играть в бадминтон, это не всегда удобно. Но мы и к этому готовы, в принципе. Серьезно, если речь о двух-трех годах, то лучше не начинать.
В дальнейшем к обсуждению проблем монополизации платежной инфраструктуры присоединился также заместитель президента — председателя правления ВТБ Дмитрий Пьянов. И это добавило остроты. Вот фрагмент, передающий суть дискуссии:
Дмитрий Пьянов: Я ни на одном рынке не наблюдал добровольной передачи монопольного преимущества, особенно в платежной инфраструктуре, в общее пользование — слишком много преимуществ несет эта технологическая монополия, поэтому я за то, чтобы определять правила игры, но мне кажется, что на практике это будет означать, что создатель этой монопольной технологии всегда будет ее оборонять, и в конечном итоге все равно придется либо применять регуляторное государственное насилие, либо создавать альтернативную инфраструктуру.
Герман Греф: То, что мы сейчас видим, это же типичный разговор между проигравшим и лидером.
Эльвира Набиуллина: Герман Оскарович, нам бы не хотелось, чтобы у нас был в стране только один выигравший.
Герман Греф: А, нет, у нас в стране уже очень много раз были все выигравшие, только при этом «до основанья и затем» мы все это поделили, и потом, это же вечная дискуссия: ну что мешает второму банку в стране не плакать все время в жилетку, а заниматься инновациями
Эльвира Набиуллина: Дмитрий Васильевич, спровоцировали. Я предлагаю все-таки не выяснять отношения между банками на этой сцене. Но мы не считаем, что у нас только один может быть сильным.
Герман Греф: У меня есть предложение к Максуту Игоревичу: сколько можно терпеть монополизм «Яндекса»? Нужно разделить их поисковую систему между всеми, чем мы хуже Яндекса?
Эльвира Набиуллина: А мы вас разве уже предлагаем разделить? Мы пока вам предлагаем только открыться.
Десятый, юбилейный форум инновационных финансовых технологий Банка России «Финополис-2025» стартовал в университете «Сириус» в Сочи. Участники банковского сектора обсуждают финтех, банковские технологии, будущее ИИ-агентов, внедрение цифрового рубля и перспективы криптовалюты на финансовом рынке. Вот что рассказывает обозреватель Бизнес ФМ Евгений Перельчук, который работает на форуме.
Евгений Перельчук обозреватель Бизнес ФМ
«Открывали главную сессию глава ЦБ Эльвира Набиуллина, глава «Сбера» Герман Греф, глава Минцифры Максут Шадаев и другие спикеры, которые сделали несколько довольно заметных заявлений. Эльвира Набиуллина заявила, что доля безналичных платежей в розничном обороте России достигла 87,5% по результатам первого квартала. Она отметила, что даже если брать шире, то есть не только платежи, то эта цифра достигает уже 88,5% финансовых услуг, то есть люди приобретают такие услуги именно в цифре, и отметила, что этот показатель очень высокий и говорит о зрелости финансового рынка России. А также она напомнила, что практически исчезло такое понятие, как «банковское рабство», которое активно обсуждали еще лет пять назад. Герман Греф тоже сделал несколько заметных заявлений, сказав, что российский банковский сектор по итогам этого года не достигнет показателей прошлого года, которые были рекордными. Я напомню, что в прошлом году прибыль российских банков достигла рекордных почти 4 трлн рублей, если быть точнее, 3,8 трлн рублей. При этом было много довольно забавных заявлений. Максут Шадаев, например, попенял на Германа Грефа за то, что «Сбер» берет комиссию за оплату штрафов ГИБДД и другие платежи. Греф сказал, что «Сбер» готов от этих комиссий отказаться. Он также заявил, что готов открыть биометрическую платформу «Сбер» для других банков. Вообще много на этой сессии говорили про open source — технологии, основной посыл, что, коллеги-банкиры, надо делиться, это правила хорошего тона. В свою очередь, глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что его министерство изучает возможность создания национального так называемого ИИ-агента на базе «Госуслуг», при этом он отметил, что «Госуслуги» — отличный сервис, сравнив их с вечно расширяющейся Вселенной, но отметив, что главное — чтобы «Госуслуги» не стали всепоглощающей черной дырой. Смысл его высказывания был в том, что не надо делегировать вообще все услуги именно порталу «Госуслуги», какие-то инструменты нужно оставлять и бизнесу, чтобы наращивать конкурентоспособность. Сегодня еще предстоит большая дискуссия по цифровому рублю и по его использованию в бюджетном процессе, завтра будут обсуждать криптовалюты и их перспективы на российском финансовом рынке».
Сбербанк представил новую технологию, позволяющую оплачивать товары через терминал ладонью. Там отметили, что решение попробуют запустить уже в следующем году.
Происходит гонка изобретений в сфере финтеха, но у нее есть риски, говорит гендиректор группы компаний ComNews Леонид Коник:
Леонид Коник генеральный директор группы компаний ComNews
«Человека стало возможным идентифицировать по большому количеству физических признаков, в том числе, например, по рисунку вен на ладони, еще можно брать анализ ДНК. Поэтому, если говорить о чисто технологической части, наверное, нет предела вариантам идентификации человека. Мне кажется, главная проблема в том, что мы создаем гигантские риски для кибербезопасности. Невооруженным глазом видно, с какой частотой, с каким растущим количеством идут всевозможные взломы и хакерские атаки как на предприятия, так и на отдельных людей. Поэтому, скорее, человека как наиболее уязвимую единицу нужно защищать от того, чтобы его уникальные идентификационные признаки оказались в лапах мошенников, потому что, если происходит компрометация банковской карты или кража мобильного телефона, любой человек может заблокировать и перевыпустить банковскую карту, может сменить номер мобильного телефона. Если злоумышленники украдут нашу идентичность, не важно, в каком виде в виде информация, — о радужной оболочке глаза или о рисунке вен на ладони, к сожалению, изменить радужную оболочку или вены на ладони ни у кого не получится, и эти данные навсегда окажутся на темной стороне. Поэтому вместо того, чтобы упражняться в разных экзотических способах вроде бы удобной для человека оплаты, мне кажется, стоит подумать о том, как упредить похищение этих данных и сделать так, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах личные данные человека в принципе нигде не накапливались и не было бы риска их потери».
На форуме представили и сервис подтверждения возраста от НСПК. Выглядит он как платежный терминал банка, но поддерживает технологию, которая с помощью биометрии автоматически перед транзакцией подтвердит возраст человека и не позволит совершить платеж в случае, если не достигнут возраст совершеннолетия.
Это решение позволит торгово-сервисным предприятиям безопасно и технологично продавать товары, которые имеют возрастные ограничения, и снизит нагрузку на рабочий персонал.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»