Найти в Дзене

Майкоп — город благотворителей

Если вы отправитесь на прогулку по улице Комсомольской в западную часть города, обратите внимание на двухэтажный дом со скошенным углом, стоящий на пересечении улиц Комсомольской и Ломоносова. Примечателен он не только необычной архитектурой. Этот дом и примыкающий к нему одноэтажный в 1904 году оставила в наследство благотворительной организации Свято-Осиевское братство вдова коллежского регистратора г-жа Ежичонкова. Возможно, у г-жи Ежичонковой просто не было наследников? Это нам неведомо. Но ведомо другое. В старом Майкопе такой поступок удивительным, или, по крайней мере, очень удивительным не считался. Городской голова Д.И. Зинковецкий завещал Майкопу участок в городе со всеми постройками, что оценивалось в 20 тысяч рублей, а это были по тем временам очень большие деньги. В списке наследников Зинковецкого были также Свято-Осиевское братство и Общество пособия бедным.

В старом Майкопе благотворительность получила признание практически с момента основания города. Благотворительные спектакли и вечера, сбор пожертвований по подписным листам вместо обычных в то время праздничных визитов с взаимным угощением, кружечные сборы и т. п. позволяли получать значительные суммы для оказания помощи нуждающимся — погорельцам, жертвам эпидемий и несчастных случаев, малоимущим учащимся.

Помогали майкопцы в голодные годы и жителям внутренних губерний России. К примеру, лето 1867 года оказалось неурожайным во многих губерниях, и для небогатых людей там возникла реальная угроза голода. Майкопское общество отозвалось с готовностью и радушием на призыв о помощи. Помимо быстро собранных и отправленных по назначению пожертвований от горожан, Обществом любителей театра было поставлено два спектакля, сборы от которых пошли нуждающимся.

Распространенным среди всех сословий россиян и, соответственно майкопцев, было желанием помочь детям малоимущих родителей.

В 80-х годах 19 века городской голова Зинковецкий обращался в екатеринодарские газеты (своих газет в Майкопе еще не издавалось) с просьбой печатать списки лиц, сделавших денежные пожертвования в пользу бедных учеников майкопских училищ. Это был не только жест благодарности жертвователям, но и призыв к майкопским гражданам проявлять посильное участие в благотворительных мероприятиях, следовать примеру благотворителей. Позже, когда в Майкопе появились свои городские газеты, списки жертвователей стали делом обычным.

У каждой майкопской школы (училища) был попечитель из наиболее влиятельных людей — купцов, высших городских и уездных чиновников.

Почетным смотрителем-наставником майкопского Александровского мужского училища на протяжении многих лет был городской голова Дмитрий Иванович Зинковецкий...

Сергей Иванович Иванов — нотариус и городской голова — был почетным блюстителем второго городского мужского училища. Письмо в редакцию «Майкопской газеты» (1912 год) заведующего этим училищем говорит о том, что Иванов жертвовал не только на учебники и необходимую канцелярию, но и на подарки и лакомства для учащихся. Не формально выделял из доходов какой-то процент на благотворительные дела, а заботился о том, чтобы доставить учащимся радость.

Николай Васильевич Байстрюченко, хозяин магазина на ул. Соборной, был попечителем 1-го Майкопского мужского училища. Купец, один из самых богатых горожан Серафим Никитич Чибичев — членом попечительского совета Майкопской женской гимназии. Среди попечителей армянской школы были Яков Терзиев, Акоб Варданян, Еремия Мнацаканян, Арутюн Оникян.

Попечительницей майкопского Мариинского женского училища в 1887 году городской думой была избрана жена коллежского асессора Софья Михайловна Штемлер и, надо сказать, дума не ошиблась. Софья Михайловна организовывала благотворительные концерты и сборы пожертвований, заботилась о том, чтобы у всех учениц училища была достойная одежда, учебники, обед. Ее старания были отмечены инспектором народных училищ кубанской области.

Призрение сирот, избавление их от судьбы уличных детей-попрошаек стало в Майкопе реальностью, благодаря хлопотам Свято-Осиевского братства. Устав Майкопского Свято-Оссовского братства был утвержден 17 ноября 1890 г. Братство заботилось о сиротах, инвалидах, престарелых, оставшихся без попечения, привлекая к пожертвованиям горожан.

Граждане Майкопа жертвовали братству не только деньгами, продуктами, одеждой… Дом под «убежище» (приют) подарил братству коллежский асессор В.С. Георгиевский. Купец Николай Жигалов пожертвовал братству 4.000 руб., все свое состояние. Крестьянин Дмитрий Ерин оставил в наследство братству лавку, приносящую ежегодный доход 200 руб., и готового платья на сумму 3000 рублей.

К каждому большому празднику — к Рождеству, Новому году, Пасхе — в Майкопе устраивали благотворительные вечера и любительские спектакли, подписку вместо праздничных визитов. Собранные средства сдавали наиболее нуждающимся, публикуя в газете, кто и сколько пожертвовал, сколько получилось в сумме, кому какая указана помощь.

Один из примеров благого дела на средства, собранные горожанами, открытый в 1900 году Пушкинский народный дом. Всего деньгами было собрано 4.025 руб., материалами — доски, кирпич и прочее — 1.025 руб. Между тем, лошадь с упряжью на Кубани в 1900 году стоила от трех до 6 руб.

19 октября 1899 года открылось Майкопское общество пособия бедным. Объектами призрения становились традиционные категории — вдовы, сироты, одинокие старики, инвалиды. Общество стало еще одним объектом, требующим постоянного внимания городской думы и сочувствия горожан. Общество пособия бедным переживало разные времена, и иногда случалось, что касса была пуста, пособия выдавать было нечем. Дума обращалась к майкопцам с просьбой о помощи. Так, например, призыв о помощи бедным гражданам г. Майкопа был опубликован в «Майкопской газете» в октябре 1910 года.

Вскоре газета опубликовала список сделавших пожертвование. В этом списке — представители купечества (Мелидис, Таксидис, Меламедзон, Альтшулер, братья Каплановы, Юхманович, Фельдблат, Голубовский, Просянкин и т. д.), владельцы табачных плантаций (Камбуриди, Леонтиди, Левитис и др.), хозяева мельниц, пивоваренных, кожевенных заводов, аптекари, фотографы, владельцы гостиниц и постоялых дворов, военные, учителя… Откликнулись организации. Есть даже 1 рубль — от Ксении-малютки.

Благодаря крупным пожертвованиям некоторых лиц (например, умерший купец Борисов завещал обществу 400 рублей) и общему сочувствию местного населения правление общества отстроило дом для призрения 40 престарелых горожан, затратило значительные суммы на приобретение необходимого инвентаря. На углу улиц Пушкина–Прямая (бывш. Бульварная–Белореченская) сохранился дом призрения престарелых, где общество располагалось с 1911 г. При приюте была открыта столовая. Нуждающимся выдавались специальные марки, на которые можно было приобрести бесплатный обед. Общество выдавало ежемесячные и единовременные пособия остро нуждающимся, содержало на свои средства ночлежный приют, выдавало во время эпидемий обеды.

Как еще проявлялась благотворительность? Были благотворительные общества в армянской, католической, эллинской, Еврейской диаспорах...

Материальные расходы на строительство и первоначальное обзаведение первой мечети в Майкопе взял на себя известный своими благодеяниями и ставший примером для единоверцев, предприниматель и меценат Лю Трахов, часто посещавший Майкоп по делам своей фирмы. Он же выделял средства на содержание имамов и других служителей. В 1911 году городская мечеть торжественно приняла первых верующих.

В списках жертвователей на различные нужды встречаются фамилии граждан практически всех представленных в Майкопе национальностей и конфессий. А главное, когда речь шла о срочной помощи, национальность и вероисповедание нуждающегося в ней не имели значения.

Георгий Шапошников, армянин, жертвовал на строительство Успенского собора. Богатое семейство Оськиных — иудеев по вероисповеданию — жертвовало на строительство католического храма, костела Антония Падуанского.

Благотворительность майкопцев проявлялась в сборе средств для борьбы с туберкулезом (устраивались Дни белого цветка), в помощи армянам, пострадавшим от геноцида в Ване (Турция). Майкопцы устраивали беженцев из западной части России в начале 1-й Мировой войны. А уж когда война была в полном разгаре, каждый день собирали вещи, деньги, продукты. Принимали, устраивали и обихаживали поступающих в Майкоп раненых. В 1915 году приняли детей беженцев из западных областей России, организовав в Майкопе сначала один, а затем три приюта для них и обеспечив приюты всем необходимым.

Майкопцы были добрыми людьми, отзывались на всякую боль. Конечно, пожертвования шли, в основном, от людей небедных — гласных городской думы, купечества, торговцев, интеллигенции, но в пожертвованиях участвовали практически все. Кто-то жертвовал широко и гласно, кто-то анонимно, отрывая копейку от небольших доходов. Это было престижно и… почетно.

Ирина Константинова.

Фото автора.