Ее создавали для "гладиаторских боев" в группе B, где единственным ограничением регламента было внешнее сходство с серийной машиной. Зачем Ferrari потянуло в ралли, где Lancia уже выиграла все что можно? Небольшая зарисовка, что бы настроиться на нужный лад.
На дворе грустная осень 2025 года. Лес, ярко полыхающий красно-желтым огнем, с каждым днем угасает как надежда Ferrari на достойные выступления в F-1. Чтобы не унывать как Лео Турини, смотрящий мудрым и печальным взглядом, на "клоунов с капитанского мостика", с невозмутимостью Кими произнесем фирменное BWOAH, и вспомним славные времена 40-летней давности, когда Скудерия была в силе, а Микеле Альборетто сражался за чемпионство с непобедимым Профессором Простом! Но и этих успехов было мало одержимым скоростью гениям из Маранелло! Будем ковать величие Ferrari не только на кольцевых но и на раллийных трассах! Так и появилась героиня нашего сегодняшнего рассказа - Ferrari 288GTO.
В качестве визуального ориентира выбрали 308GTB – самую массовую и доступную Ferrari тех лет. Но 288 GTO от нее взяла лишь линии кузова невероятной красоты. Пропорции от маэстро Леонардо Фиораванти сводят с ума, особенно на фоне нарочито брутальных современных суперкаров. 288 GTO прекрасна как умная и талантливая девушка с природной красотой, а не накачанная инъекциями светская львица. Перед нами тот случай, когда волшебная внешность - следствие внутренней красоты, а не заслуга "пластической хирургии".
Суперкары в 80-х делали по классическому рецепту: «рама-самоварка», огромный мотор и красивое "платье" от Пининфарины». Выглядит классно, едет эмоционально, но на треке им не место. Lamborghini Countach не даст соврать. На этом фоне 288GTB – настоящее оружие, которое в неумелых руках может покалечить взявшего его. Так рама сделана не из прямоугольного профиля, как теплица, а из высокопрочных сталей, алюминия и дополнена карбоновыми несущими элементами. Невиданное для дорожных суперкаров решение! Интересно, что на фоне внешних панелей из стекловолокна, двери сделали стальными ради безопасности.
Под капотом мотор расположен продольно, а не поперечно как на исходной «триста восьмой». Такое решение позволило добиться не только ремонтопригодности (например, для быстрой замены главной пары в торце КПП была крышка), правильного распределения массы, но и дало возможность разместить все необходимое для получения выдающихся мощностных характеристик. Прежде чем перейдем к описанию технических особенностей, напомню, что в те годы самым быстрым дорожным автомобилем была BMW M5 E28. 6.2 секунды до 100 и 245 км/ч максималки казались фантастикой на фоне 12-15 секундного разгона до 100 в массовом автопроме.
Сравните с нашей героиней, где под капотом моторист Никола Метерацци собрал весь опыт создания турбомоторов для Формулы-1! Рабочий объем агрегата F114B ровно 2855 куб.см. (регламентное ограничение), 8 цилиндров с каноническим 90-градусным развалом, четырехклапанное газораспределение и степень сжатия всего 7.6. Все по канонам брутального турбостроения тех лет! Два огромных турбокомпрессора IHI и пара жидкостных (!!!) интеркулеров BEHR не дадут соврать! При этом мотор легко крутился под 8000 rpm, а плоский коленвал создавал неповторимую симфонию выхлопа! Поршни с плоским днищем и алюминиевый блок с никасиловым покрытием выглядели космическими технологиями на фоне карбюраторного Countach!
Детское давление 0,8 бара намекает на заложенный потенциал, а цифры динамики не отражают истинного характера машины. Менее 5 секунд до 100 и более 300 км/ч максималки – это оглушительно быстро по тем временам! Однако в Ferrari всегда обарщали внимание, что ускорение с места до 200 км/ч занимало всего 15 секунд. Да, ваговоды сегодня едут быстрее с дачи по Киевке, но тогда в середине 80-х вместо TFSI был распределенный впрыск weber-marelli, рассчитанный на 600+ сил (представляете холостые и режимы частичного дросселирования на таких форсунках-лейках?), вместо DSG – 5 ступенчатая механика с двухдисковым сцеплением Borg & Beck и 45% блокировкой, а полуслики заменяли колеса размерностью 225/55 16 спереди 255/50 16 сзади. При этом пилот был с машиной один на один! У 288 GTO не было даже ABS! И все это на заднем приводе! Итальянцы 4WD даже не планировали, создавая 288 как «доминатор» только для асфальтовых этапов.
Редкие тесты тех лет описывали разгон так: до турбо-взрыва 288 едет как атмосферная быстрая Ferrari, но как только начинается спул возникает ощущение, словно в корму врезается четырехмоторный Боинг или Конкорд на форсаже! В те годы человечество еще не боялось летать на сверхзвуке на пассажирских линиях и строить машины без автопилота! Удержать 288 GTO на разгоне могли только настоящие гонщики, имеющие опыт пилотажа техники под 1000 сил.
Простые водители и близко не могли приблизиться к пределу 288 GTO на давлении в 0,8 бара. Но даже в «дефорсированном» варианте мощность составляла 400 сил на 1160 кг снаряженной массы. Страшно? Представляете как ехала боевая 288 GTO Evoluzione в мотор которой вкачали 1.7 бара? Ее рама стала жестче чуть ли не в 2 раза и легче на треть, а внешность была устрашающей из-за применения аэродинамического обвеса. 650 сил на 950 кг массы, менее 3-х секунд до 100 км/ч и максимальная скорость под 360 км/ч! Каково штурману читать легенду в кокпите этой чертовки?
К счастью, ни одна из 5 построенных 288 GTO Evoluzione не принимала участия в гонках, а 272 "омологационные" 288 GTO разошлись по частным коллекциям и являются прекрасным напоминанием что возможности человека ограниченны. Каким бы великим он не был, а творение его собственных рук может быть не только созидательно-прекрасным, но и безумно опасным! Как пассажирские авиаперевозки на сверхзвуке и квалификационные режимы 1500-сильных турбомоторов Формулы-1 тех лет.
Наработки 288 GTO нашли свое продолжение в великолепной Ferrari F40, а упомянутый Никола Метерацци еще приложит свою руку к другому легендарному герою вкладышей Turbo – Bugatti EB110. Но это уже совсем другая история для отдельного рассказа.
Друзья! Призываю объявить войну матерным выражениям не только в комментариях, но и в повседневной жизни. Давайте бороться за чистоту русского языка и хранить его великолепие, как музей в Маранелло бережет эти алые сокровища.
Спасибо, что дочитали до конца! Если материал понравился - поддержите канал поставив лайк. Это важно для дальнейшего развития первого автомобильного канала Дзена. Буду рад, если выскажите свое мнение в комментариях. Возможно в материале упущены важные моменты - не стесняйтесь пишите, критикуйте. Каждый отзыв важен для автора.
По вопросам сотрудничества: pr.techman@yandex.ru
Рекомендую к прочтению:
#ferrari #288GTO #288GTO Evolozione #Group B #ралли #феррари