На дворе 1985 год. Время безумного технического прогресса человечества. На экраны выходит «Назад в будущее», пассажирские авиаперевозки осуществляются на сверхзвуке, а на смену DOS приходит революционный Windows 1.0. На этом фоне творящееся безумие группы В чемпионата мира по ралли воспринималось как само собой разумеющееся. Осознав преимущество полного привода Quattro, итальянцы из Lancia приготовились к сезону 1985 года, выпустив на трассу свое полноприводное оружие победы - Delta S4. О ней и поговорим.
Увидев, как в сезоне 84 года всех разнес Peugeot 205 T16, спроектированный исключительно как снаряд для рубки в «безлимитной» группе B, имеющий лишь внешнее сходство с серийной машиной, итальянцы пошли тем же путем взяв за основу для внешности Delta Integrale. Однако S4 так же далека от серийной Дельты как Россия от Апеннинского полуострова. В основе S4 лежит пространственная рама с невесомыми внешними панелями, создав первый прецедент использования титана и кевлара! Delta S4 получилась настолько легкой, что ее пришлось утяжелять что бы вписаться в нижний предел массы, установленный регламентом – 890 кг.
Мотор впечатляет и сегодня. Ради правильной геометрии рабочий объем сократили с 2.1 л (такой стоял на модели 037) до 1759 куб. см. Сочетание большого диаметра цилиндра 88,5 мм с коротким ходом поршня в 71,5 мм позволило добиться эффективности на высоких оборотах. Двигатель 037 модели выдавал 300 сил на 8000 rpm, а мотор Delta S4 на тех же оборотах развивал 450 л.с. Для полного воплощения преимущества «высокооборотной» концепции и наполнения цилиндров правильным зарядом, итальянские мотористы применили комбинацию механического компрессора и огромной турбины ККК. Такое решение должно было избавить мотор от турбоямы до 4500 rpm и обеспечить запас тяги на средних оборотах перед турбо-взрывом! Судя по степени сжатия 7:1 дули крепко за 2 бара.
В процессе эволюции от компрессора отказались в пользу второй турбины, разместив с одной стороны ГБЦ «пипетку» для низких и средних оборотов, а с другой «ведро» размером с арбуз для взрыва на верхах. Мощность удалось поднять до 600 сил. Послушайте как звучит Delta S4! Это не сипение современных полторашек, созданных с оглядкой на «толерантных экологов», а богатый обертонами словно звук формульных моторов старой школы.
Характерно, что двухтурбинная компоновка реализована без «змеиного клубка» коллекторов, ведь итальянские мотористы изначально расположили диагональными парами каждый впускной клапан напротив выпускного. Хитрый механизм блокировки коллектора позволял последовательно раскручивать нужную турбину. Среднемоторное расположение мотора не только обеспечивало идеальную развесовку, но и позволяло иметь прекрасный доступ ко всем узлам, благодаря подъемным секциям кузова.
В Delta S4 все настоящее. Каждый вырез в кузове направляет потоки воздуха к ядру интеркулера и радиаторам, а жабры отводят излишки тепла. Многочисленные аэродинамические элементы стабилизируют машину на высокой скорости. Не смотря на все технические ухищрения, полноприводную трансмиссию разработанную в тандеме британцами из Hewland с возможностью управления распределением момента по осям и бешеную энерговооруженность (более 600 сил на тонну!) высоких результатов в сезоне 85 года S4 так и не показала из-за технических проблем и невезения.
Итальянцы рассчитывали на сезон 86-го и были готовы дать бой таким машинам как Audi S1, Ford RS200, Peugeot 205 T16 Evo2. К сожалению, это был закат группы B. Творящееся на трассах безумие, когда 500-сильные полноприводные машины бесстрашные мужики пилотировали не на кольцевых трассах с гравийными ловушками и барьерами типа Take Pro а на обычных дорогах в сантиметрах от деревьев, бетонных столбов, обрывов и скал перед расступающейся толпой обезумевших зрителей. Это видео отлично передает атмосферу.
Пожалуй, за всю историю автоспорта это был пик сражения человека со зверской техникой. Пилоты из спортсменов превратились в гладиаторов, трассы стали ареной амфитеатра, а зрители из болельщиков деградировали в древних римлян, забывших о человеческих ценностях ради «хлеба и зрелищ». Увы, бесконечно это безумие продолжаться не могло. Череда страшных аварий поставила вопрос существования группы В под сомнение, а трагичным многоточием стала смерть на ралли Корсика экипажа №4 на Delta S4 (Тойвонен/Кресто). Группа B стала историей, Delta S4 легендой всего за 1.5 года существования, а омологационная дорожная версия Stradale (тираж в районе 200 экземпляров) коллекционной ценностью.
Не смотря на полный допуск на дороги общего пользования, от гоночного снаряда группы В Stradale отличалась дефорсированным до 250 сил мотором и более простым оперением, зато салон был по-итальянски роскошен. Не смотря на скромную мощность динамика машины благодаря малому весу позволяла соперничать с суперкарами, а полноприводная трансмиссия и среднемоторная компоновка при отсутствии вспомогательной электроники наделяли ее коварным характером. Сегодняшние «гонщики-самовозники» на автоматных турбомашинах не смогут раскрыть даже половину заложенного 40 лет назад технического потенциала, экологи придут в ужас от звучания выхлопа, а толерантные борцы за безопасность и равноправие ущемились бы от высказывания легендарного Юхи Канкуунена:
Раллисты WRC мальчишки, на фоне брутальных мужиков, укрощавщих монстров группы B.
К сожалению, времена меняется. Дельте нет места в современном мире. Ее ценят лишь маргиналы, а молодежь не поймет из-за отсутствия «дисплея с карплеем». Спустя годы стало очевидным, что закрытие группы В было правильным решением, ведь за грехом зрелища не видно главного – ценности человеческой жизни. Пилотировать машину группы В в боевых условиях -что целоваться с тигром на потеху публике. Отказ от группы В — это не трусость, а проявление взросления. Римская Империя пала, да и на сверхзвуке человечество больше не летает, но до сих пор хранит в памяти легенду о Lancia Delta S4.
Напоминаю о существовании прекрасного отчета об автомобилях с пробегом CARSIN, что бы понять действительно ли машина в аутентичном состоянии. Если популярные сервисы проверки дают информацию только по своей базе данных (есть риск не увидеть что на другой площадке эта же машина продавалась с проблемами), то CARSIN предоставляет информацию по всем площадкам в одном отчете. Получить отчет можно по ссылке.
Спасибо, что дочитали до конца! Если материал понравился - поддержите канал поставив лайк. Это важно для дальнейшего развития первого автомобильного канала Дзена. Буду рад, если выскажите свое мнение в комментариях. Возможно в материале упущены важные моменты - не стесняйтесь пишите, критикуйте. Каждый отзыв важен для автора.
По вопросам сотрудничества: pr.techman@yandex.ru
Рекомендую к прочтению:
#lancia #delta s4 #group B #ралли #группа B #HF Integrale