Рассказ о немецкой самоходной артиллерийской установке StuG 40 Ausf.G, одной из новинок Музея Техники Вадима Задорожного
То, что уже последние несколько десятилетий главной движущей силой на фронте восстановления исторической военной техники являются частники, давно не секрет. Нет, есть еще наивные люди, которые считают, что ремзвод сможет починить любой немецкий танк или самоходку. Но ровно так же есть люди, которые верят в Деда Мороза. На самом деле всё просто. У частников обычно не так связаны руки, они имеют больше возможностей, да и больше деталей для исторической техники не становятся. Причем такая ситуация наблюдается по всему миру.
Одним из тех мест, где занимаются восстановлением исторической бронетанковой техники, является Музей Техники Вадима Задорожного. Какие-то машины они делают сами, какие-то их подрядчики. Так или иначе, новинки тут появляются довольно часто, причем весьма интересные. Одна из таких новинок появилась в феврале 2025 года. Ей стала немецкая самоходная артиллерийская установка StuG 40 Ausf.G. Машина интересная, с весьма сложной судьбой, в том числе и с точки зрения наших дней.
Началась эта история 23 ноября 1943 года неподалеку от Крыма. Из румынского порта Констанца в Севастополь следовал немецкий транспорт SS Santa Fé. Построенное в 1921 году судно изначально носило имя Steigerwald и использовалось для перевозки скоропортящихся грузов. В SS Santa Fé его переименовали в 1937 году, после смены владельца. Осенью 1939 года судно перехватили французские корабли, после чего переименовали в Saint André. Далее французы войну проиграли, судно снова стало немецким, и его снова переименовали. Ремонт длился до 1942 года, теперь это был военный транспорт. Как тут не вспомнить про поверье, что корабли, часто меняющие имена, имеют несчастливую судьбу.
Из Констанца SS Santa Fé вышел, груженый различными военными грузами. Помимо 1278 тонн боеприпасов, на борту находилось 14 САУ, из которых 12 было StuG 40 Ausf.G, а также 88-мм зенитные орудия. До пункта назначения транспорт не дошел. Близ мыса Тарханкут транспорт был атакован советской подводной лодкой Д-4 "Революционер". После двух попаданий торпед SS Santa Fé ушел на дно, 28 членов экипажа погибло, еще 16 считается пропавшими без вести. Есть также версия, что транспорт подорвался на мине, но взрывов вообще было два.
Д-4 "Революционер" вскоре после этого погибла в бою. Что же касается SS Santa Fé, то транспорт, уже после своей гибели, записал на свой счет уничтоженный корабль. Что характерно, свой. 15 декабря 1943 года противолодочный корабль UJ-102 обнаружил под собой большой объём железа. Экипаж принял решения бросать глубинные бомбы... в общем, это они зря сделали. Находившиеся на борту SS Santa Fé боеприпасы сдетонировали, после чего UJ-102 почти сразу ушел под воду, вместе с командой из 53 человек. Ныне останки корабля покоятся в 300 метрах от транспорта.
О том, что неподалеку от берега, и на небольшой глубине (около 20 метров) находится разбитый немецкий транспорт, было известно. К Santa Fé периодически плавали дайверы, так что и наличие на борту немецких самоходок также не являлось секретом. В один прекрасный момент родилась идея достать самоходки со дна. В 2002 году удалось достать две САУ, которые далее стали активно продавать. В итоге одна из них оказалась в Англии, где силами The Weald Foundation ее удалось восстановить до ходового состояния.
Вторая САУ, похуже, довольно долго стояла без движения. В конце-концов, она оказалась в Музее Техники Вадима Задорожного, где ее также восстановили. Собственно говоря, никаких других нормальных вариантов у данной машины не имелось. В противном случае она продолжала бы гнить, поскольку ни умения, ни средств на ее реставрацию не имелось. Есть, конечно, еще варианты в виде отъезда за границу. Но есть мнение, что эти машины должны оставаться тут, а не служить средством обогащения различных "меценатов", и не пополнять частные музеи в Австралии.
В 2017 года Российское Географическое Общество и Министерство Обороны РФ анонсировали продолжение работ на месте гибели транспорта. Наконец, во второй половине 2019 года, удалось поднять третий образец САУ. Машина была полностью загружена боекомплектом, так что понадобилась работа саперов. Сначала достали "ванну", потом рубку с орудием. Надмоторной плиты у машины не имелось. Как было анонсировано, далее САУ отправлялась в один из музеев. Правда, для этого требовалось провести хотя бы минимальную реставрацию, чего сделать не представлялось возможным.
Наконец, новым местом размещения САУ стала новая площадка возле Главного Храма Вооруженных Сил РФ. САУ не нашли лучшего применения, чем поставить на "поле боя" и использовать фактически как тактический объект. Для большего шоу внутри поджигали покрышки, чтобы для ряженых людей и высоких гостей было более антуражно. Вся "реставрация" свелась к тому, что на "ванну" поставили рубку, плюс надели гусеницы от БМД-1. Ну и появилась антуражная копоть поверх "рандомной" краски шарового цвета. В общем, САУ не ждало ничего хорошего.
В таком виде бедная самоходка простояла несколько лет. Наконец, и на ее улице случился праздник. Состоялся обмен, в результате которого площадка обрела более адекватный экспонат, а StuG 40 Ausf.G уехала на реставрацию. Собственно говоря, сама по себе идея того места, где она стояла, вполне имеет право на существование. Но есть один нюанс. Для подобных зон реконструкции надо не гноить раритеты, а использовать либо полные макеты, либо что-то собранное из кусков. При таком подходе и претензий не будет. А раритеты должны быть в музеях.
Как и другие образцы техники с SS Santa Fé, данная САУ была новой. Но это до того, как не наступило 15 декабря 1943 года. Часть повреждений было получено в ходе детонации боекомплекта, когда UJ-102 имел неосторожность бросить глубинную бомбу. Например, у рубки вырван кусок левого борта, что похоже на детонацию (с другой стороны, из САУ, при подъеме, вытащили ее боекомплект). На это намекает и то, что с САУ рубку сорвало, как и надмоторную плиту. Вырвало и пробку пистолетного порта слева от механика-водителя.
Увы, останется загадкой и то, когда именно была выпущена машина. Морская вода является агрессивной средой, которая весьма активно "ест" металл. В результате то место, где набивался номер шасси, настолько оказалось поражено коррозией, что номер уже не прочитается. Впрочем, кое-то можно понять. САУ была однозначно новой, она уже имеет циммерит, который стали наносить ближе к осени 1943 года. Циммерит был на машине в момент подъема, далее, при очистке, его счистили.
Какие-то детали ходовой части, конечно, остались на месте, но в целом надо отметить огромный объем работы, который пришлось провести реставраторам. Когда смотришь на то, чем эта САУ была весной 2021 года, и нынешнее состояние, ощущается огромная разница. На ход САУ не ставили, но в принципе это возможно. Естественно, не на аутентичных агрегатах, но кто это снаружи увидит. Для кино вполне пойдет, будет заказ, можно сделать и ходовым.
Сама по себе САУ является вполне типовым StuG 40 Ausf.G второй половины 1943 года. Помимо Alkett, выпускала StuG 40 Ausf.G и MIAG. За второе полугодие 1943 года они суммарно изготовили почти 1800 САУ данного типа. Это больше, чем было выпущено любых немецких танков за тот период. К 1943 году немцы уже окончательно осознали, что лучшим средством борьбы с танками являются StuG 40 и его аналоги. Поэтому их производство только нарастало.
Для САУ, восстановленной с точки зрения статичного экспоната, сделано очень хорошо. Благо у мастерской Музея Техники Вадима Задорожного опыта в этом деле немало. "Классический" образ StuG 40 Ausf.G выпуска 1943 года читается на все сто. На месте и основной обвес машины, включая светотехнику. То есть такой экспонат достоин любого музея. Сейчас недостающие элементы либо находятся на местах боёв, либо изготовляются заново. Причем в большинстве ведомственных музеев с аутентичным обвесом дела обстоят плохо. Просто потому, что возможностей достать нет.
Пример данной самоходки является наиболее наглядным с токи зрения того, какие есть возможности у частников и государственных структур. В общем-то, единственным примером похожего уровня реставрации со стороны МО является M4A2(76)W, восстановленный Северным Флотом. Да и то за счет наличия тягача на базе M4A2E8, который послужил донором для ходовой части. Будем честными, возможности у частников куда выше, и чем более старая техника, тем больший будет разрыв по этим самым возможностям.
Список источников:
rgo.ru
Другие материалы по немецким истребителям танков на шасси средних танков:
История StuG, или Sturmgeschütz, самой массовой средней САУ в истории
Изучение и боевое применение Красной Армией трофейных немецких штурмовых САУ StuG III ранних версий
Немецкая штурмовая САУ StuG III Ausf.E, новинка Музея Техники Вадима Задорожного
Рассказ о немецкой штурмовой САУ StuG IV из Музея Техники Вадима Задорожного
История серийного варианта немецкого истребителя танков Jagdpanzer IV
История немецкого истребителя танков Panzer IV/70 (V)