Исследования получивших в 2025 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине ученых заложили основы глубокого понимания механизмов развития аутоиммунных заболеваний, а также сделали возможным внедрение новых методов лечения рака. Открытия, сделанные американскими исследователями Мэри Э. Бранкоу, Фредом Рамсделлом и японским ученым Шимоном Сакагучи, помогут повысить эффективность трансплантации органов. За что Нобелевский комитет присудил награду и как врачи по всему миру используют эти достижения на практике — в материале «Известий».
Кто стал лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине
Лауреатами Нобелевской премии по физиологии и медицине в этом году стали ученые Мэри Э. Бранкоу (Сиэтл, США), Фред Рамсделл (Сан-Франциско, США) и Шимон Сакагучи (Осака, Япония). Об этом 6 октября объявил Нобелевский комитет. Награда присуждена «за открытия, касающиеся периферической иммунной толерантности», которая предотвращает нанесение вреда организму со стороны иммунной системы.
Лауреаты выявили защитников иммунной системы — регуляторные Т-клетки, которые предотвращают атаку иммунных клеток на собственный организм, указано в официальном пресс-релизе Каролинского института.
«Их открытия сыграли решающую роль в нашем понимании того, как функционирует иммунная система и почему не у всех нас развиваются серьезные аутоиммунные заболевания», — сказал председатель Нобелевского комитета Олле Кемпе.
— Эта команда занимается крайне важными фундаментальными исследованиями механизмов резистентности и регуляции периферической иммунной системы. Значимость их открытий, особенно в контексте онкологических, аутоиммунных заболеваний и процесса опухолеобразования (туморогенеза), была справедливо признана научным сообществом, — пояснил «Известиям» старший научный сотрудник — заведующий лабораторией структурно-функциональных исследований инновационных противоопухолевых средств МФТИ Филипп Максимов.
Эта тема имеет огромное значение, поскольку известно, что ослабление периферического иммунитета может привести к малигнизации аномальных клеток и развитию опухолей. Не менее важна роль иммунной системы в патогенезе аутоиммунных заболеваний, когда она начинает атаковать собственные ткани и клетки организма, сказал ученый.
В 1995 году Шимон Сакагучи сделал первое ключевое открытие. В то время многие исследователи были убеждены, что иммунная толерантность развивается только благодаря уничтожению потенциально опасных клеток защитной системы организма в тимусе посредством процесса, называемого центральной толерантностью. Сакагучи показал, что иммунная система устроена сложнее, и открыл ранее неизвестный класс иммунных клеток, защищающих организм от аутоиммунных заболеваний.
Мэри Э. Бранкоу и Фред Рамсделл сделали еще одно ключевое открытие в 2001 году, представив объяснение того, почему определенная линия мышей особенно уязвима к аутоиммунным заболеваниям. Они обнаружили у животных мутацию в гене, который они назвали Foxp3. Они также показали, что мутации в человеческом эквиваленте этого гена вызывают серьезное аутоиммунное заболевание — IPEX-синдром.
Это редкое тяжелое наследственное заболевание, недуг проявляется в раннем детстве, сказал руководитель научной группы III категории Научного центра трансляционной медицины научно-технологического университета «Сириус» Арсений Южалин. Его суть в том, что иммунная система человека атакует собственные органы и ткани тела. В первую очередь страдают кожа, кишечник и эндокринная система, что приводит к сыпи, диарее и развитию диабета. Лечение таких пациентов достаточно сложное.
— И исследования, полученные нынешними лауреатами Нобелевской премии, позволили правильно идентифицировать природу этого заболевания и разработать соответствующие методы лечения, — подчеркнул исследователь.
Два года спустя Шимон Сакагучи связал эти открытия воедино. Он доказал, что ген Foxp3 управляет развитием клеток, которые были идентифицированы в 1995 году. Эти клетки, теперь известные как регуляторные Т-клетки, контролируют другие иммунные клетки и обеспечивают толерантность нашей иммунной системы к собственным тканям.
— Все они работали над изучением периферической толерантности. Шимон Сакагучи открыл ранее неизвестный класс иммунных клеток, которые защищают организм от аутоиммунных заболеваний. Это были неуловимые Т-супрессоры. А Мэри Бранкоу и Фред Рамсделл в 2001 году представили объяснение того, как эти клетки работают, — сказал «Известиям» научный сотрудник Института изучения старения Российского государственного научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Михаил Болков.
По словам эксперта, с тех пор клетки стали называться Т-регами (Treg), или Т-регуляторными лимфоцитами. Сейчас также известно и про B-регуляторные лимфоциты, и множество различных тонких моментов относительно того, как воспитывается толерантность к собственной микробиоте, а также как она нарушается при аутоиммунных болезнях.
Исследования иммунной толерантности
Периферическая иммунная толерантность существует в организме человека для поддержания иммунного баланса между про- и антивоспалительными иммунными реакциями. Ее нарушение приводит к аутоиммунным и онкологическим заболеваниям, рассказала научный сотрудник Центра живых систем МФТИ Екатерина Астахова.
— Открытие заложило основу для новых методов лечения аутоиммунных заболеваний.Так, например, сейчас активно разрабатываются персонализированные клеточные терапии на основе Т-регуляторных клеток для лечения аутоиммунных заболеваний, например диабета I типа, — сказала специалист.
Ученые показали, что у иммунитета есть собственные «тормоза», которые не позволяют иммунной системе атаковать собственный организм, как происходит при аутоиммунных заболеваниях, пояснил «Известиям» руководитель центра превосходства «Персонифицированная медицина» Казанского (Приволжского) федерального университета Альберт Ризванов.
— Регуляторные Т-клетки открыты Шимоном Сакагучи, а «главный переключатель» их программы, ген FOXP3, обнаружен Мэри Э. Бранкоу и Фредом Рамсделлом. При его поломке развивается тяжелая аутоагрессия (IPEX). Это знание уже внедряется в медицину. Усиливая Treg, врачи стремятся погасить аутоиммунные атаки и повысить успешность трансплантации. В онкологии, наоборот, снять избыточное торможение, чтобы усилить противоопухолевый ответ. Ряд подходов уже в клинических испытаниях, — отметил ученый.
Отмеченные наградой исследования уже дали практический результат. Например, они лежат в основе терапии онкологических заболеваний при помощи checkpoint-ингибиторов. Этим методом лечат меланому, опухоли почек, легких и других органов. Он позволяет нейтрализовать способность злокачественных образований блокировать иммунный ответ. Благодаря этому защитная система организма «видит» опухоль и начинает с ней бороться, рассказал «Известиям» профессор Сколтеха, заведующий лабораторией биологии стромальных клеток опухолей НИИ канцерогенеза НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России, член экспертного совета РНФ Алексей Грачев.
— Наше понимание того, как опухоль уходит из-под иммунного надзора, основано в том числе на этих исследованиях. Они были выполнены довольно давно, но в широкую практику вошли около пяти лет назад. С этим и связано присуждение Нобелевской премии, — сказал специалист.
По его словам, это научное направление еще не исчерпано. Иммунная толерантность основывается не только на Т-клетках, описанных лауреатами, но и на моноцитах, макрофагах, В-клетках и других. Если получится охватить весь спектр и оценить вклад каждого типа клеток иммунной системы в механизм толерантности, это откроет множество смежных направления для дальнейшего развития и создания новых видов терапии.