В детстве закладываются фундаментальные основы для формирования личности, развития физических и эмоциональных качеств, интеллекта и социальных навыков. Эти процессы в основном определяются родителями и окружением, однако в наше время поведение детей изменяется еще и под воздействием цифровой среды. В числе отличительных особенностей такого интернет-потребления – большое количество времени, проведенного за экраном, высокий уровень медиаграмотности и степень вовлеченности в поиск, потребление и распространение информации.
Поколение «Альфа» – дети, рожденные после 2010 года (на 2025-ый. приходится возраст от 15 лет и младше), обозначение генерации, следующей после Z, предложенное австралийским футурологом Марком МакКриндлом. Почему именно «Альфа»? МакКриндл отмечал, что в соответствии с научной номенклатурой использовал греческий алфавит вместо латинского, так как обращение к латинской букве «А» после «Y», «Z», «X» не имело смысла. Это поколение, рожденное в 21 веке, поэтому оно является началом чего-то нового, а не возвращением к старому.
«Дети поколения «Альфа» отличаются высокой технологической грамотностью с раннего детства. Они легко и просто осваивают новые гаджеты, используют мессенджеры и социальные сети, обучающие приложения. Для них цифровая среда, в отличие от предыдущих поколений, – это естественная часть жизни, а не что-то новое и непонятное. Их мир – это бесконечный поток информации, где клик важнее, чем концентрация. Зачем запоминать, если можно найти за три секунды? Полученные сведения не задерживаются в долгосрочной памяти. Критическое мышление страдает – дети верят первому результату поиска, не анализируют полученную информацию», – говорит педагог ГОУ Тульской области «Ефремовская начальная школа» Татьяна Бушенкова.
Эксперт подмечает, что основы сформированной в раннем возрасте цифровой грамотности и активное потребление контента может негативно повлиять на ментальное здоровье ребенка.
Психолог Майя Андрияничева выделила следующие изменения в формировании высших психических функций у детей под влиянием Интернета и гаджетов.
Изменения со стороны памяти
«Мы действительно видим, как у современных детей меняется сам механизм запоминания. Феномен «Google-эффекта» (так называемый эффект трансактивной памяти): дети запоминают не столько саму информацию, сколько путь к ней. Они хорошо помнят, где найти нужный ролик, видеоурок или сайт, но не удерживают содержание в голове. Это связано с тем, что мозг, адаптируясь к среде, оптимизирует ресурсы: «зачем запоминать, если всегда можно посмотреть?», – говорит психолог.
Ребенок способен вспомнить, как выглядит значок приложения, в каком месте на экране находится нужный пункт меню, но с трудом воспроизводит словесную или абстрактную информацию. Такие дети часто забывают устные инструкции учителя или родителей, но легко ориентируются в интерфейсах игр и соцсетей.
«Мальчик 8 лет хорошо разбирается в игровом интерфейсе, знает, сколько у него монет в трех разных играх, может за минуту найти нужного блогера на YouTube. Но при этом не может вспомнить таблицу умножения, несмотря на регулярные повторы. Когда его спрашиваешь, как решить задачу, он тянется к смартфону «посмотреть, как это делается», – приводит Андрияничева пример из практики.
Изменения со стороны внимания
Поведение детей поколения «Альфа» часто указывает на нарушение устойчивости внимания, у них наблюдается снижение концентрации.
«Большинство цифровых стимулов – это короткие, яркие, быстро сменяющиеся раздражители. Это «тренирует» мозг на постоянную смену фокуса, а не на удержание. Поэтому ребенок не может спокойно просидеть за домашним заданием больше 10–15 минут. Повышенная переключаемость – это адаптивный механизм, но он мешает глубокой проработке задач. Мозг привыкает к «мгновенной награде», как в играх и соцсетях (лайк, победа, баллы), а в реальной жизни это не работает, и мотивация резко падает», – говорит психолог.
Часто дети становятся тревожными, раздражительными, плохо спят. Особенно это заметно, если они пользуются гаджетами перед сном. Свет экрана подавляет выработку мелатонина, что нарушает режим.
«Девочка 10 лет не может приступить к урокам, пока рядом не включено видео «на фон». Если его выключить, она жалуется, что «слишком тихо», «не могу думать». При этом во время выполнения заданий она каждые 2–3 минуты встает, идет на кухню, ищет что-то в телефоне, постоянная фрагментация внимания. Родители жалуются на «невозможность организовать ребенка», – рассказывает Андрияничева.
Изменения мышления
Формируется характерное клиповое мышление, особенно у детей, с раннего возраста привыкших к коротким роликам.
«Информация усваивается короткими блоками, глубина переработки страдает. Такой ребенок может быстро рассказать, о чем был видеоролик, но не в состоянии логично пересказать содержание прочитанной главы в учебнике. Также наблюдается многозадачность: ребенок может одновременно слушать музыку, делать уроки и переписываться. Однако когнитивные исследования показывают, что мозг при этом не обрабатывает задачи одновременно, он просто часто переключается, и это ухудшает качество усвоения информации», – подчеркивает Андрияничева.
Когда взрослые ограничивают гаджеты, дети часто воспринимают это как несправедливость. Для них онлайн-среда – естественная часть жизни. И если взрослые отнимают планшет «просто так», не предлагая альтернативы, это вызывает протест и даже агрессию.
«Мальчик 11 лет в ссоре с родителями из-за ограничения времени в мобильной игре. Он объясняет, что в игре у него «социальная жизнь», друзья, клан. Когда мама запрещает, он воспринимает это как «вторжение» в его личное пространство. Попытки обсудить проблему вызывают у него защитную реакцию: он говорит, что взрослые «ничего не понимают», «жестокие» и «живут в прошлом», – рассказывает психолог.
Важно при этом понимать, отмечает специалист, что сами по себе технологии – не зло. Вопрос в том, как, сколько и зачем они используются. При разумном подходе цифровая среда может стать ресурсом для развития, но при отсутствии баланса – источником серьезных трудностей.
Ранее Тульская служба новостей рассказывала, как правильно воспитать ребенка с точки зрения психического здоровья.