Альберт (Ал) С. Менаско (Albert [Al] S. Menasco) начал свою карьеру в области создания авиационных двигателей в 1926 году, когда ему было поручено разобраться с состоянием своего друга Арта Смита (Art Smith). Перед смертью Смит приобрел 250 девятицилиндровых радиальных двигателей жидкостного охлаждения Salmson Z-9. Уолдо Уотерман (Waldo Waterman) обратился к Альберт Менаско с идеей перевести двигатели Salmson на воздушное охлаждение. В ответ на предложение Уотермана Ал Менаско самостоятельно разработал проект и внес дальнейшие изменения в конструкцию двигателей Salmson. К сожалению, несмотря на все усилия Ала Менаско двигатель Menasco-Salmson B-2 так и не стал достаточно надежным чтобы выдержать установленные министерство торговли США 50-часовые испытания.
В 1928 году у Ала Менаско уже был хороший цех и хорошая команда, но не было двигателя для запуска в серийное производства. Джек Нортроп однажды посетил Ала Менаско и предложил ему создать авиационный четырехцилиндровый инвертированный рядный двигатель воздушного охлаждения. Это предложение стало стимулом к началу работ, итогом которых стали четырехцилиндровый авиадвигатель Menasco Pirate мощностью 90 л.с. (67 кВт), на основе которого в 1931 году появился шестицилиндровый двигатель Menasco Buccaneer мощностью 160 л.с. (119 кВт). Помня о проблемах с Menasco-Salmson B-2 Ал Менаско спроектировал свои двигатели таким образом, чтобы они могли работать на 125% номинальной мощности в течение 100 часов подряд. Двигатели Pirate и Buccaneer были очень популярны и пользовались большим успехом у участников авиагонок. За годы непрерывного совершенствования двигатели были оснащены наддувом и их мощность возросла до 150 л.с. (112 кВт) и 260 л.с. (194 кВт) соответственно.
В середине 1935 года Роберт Гросс (Robert Gross), Сирил Чаппеллет (Cyril Chappellet) и Холл Хиббард (Hall Hibbard) обсудили с Алом Менаско возможность соединения установленных бок о бок двух шестицилиндровых двигателей Buccaneer в один U-образный 12-цилиндровый авиамотор. Роберт Гросс был президентом авиастроительной компании Lockheed Aircraft Corporation, Сирил Чаппеллет ее корпоративным секретарем, а Холл Хиббард – ее главным инженером. Ал Менаско считал, что мощность двигателя Buccaneer можно увеличить до 350 л.с. (261 кВт), что даст спаренному 12-цилиндровому двигателю общую мощность 700 л.с. (522 кВт). Благодаря муфтам свободного хода (или обгонным муфтам) два двигателя должны были вращать один воздушный винт. Если один двигатель выйдет из строя, это не повлияет на работу другого, и он будет продолжать вращать воздушный винт постоянной частоты вращения. В этом случае шаг винта изменится, чтобы компенсировать снижение мощности. Такая компоновка обеспечит надежную работу спаренного двигателя без увеличения сопротивления, свойственного двухмоторной силовой установке, и возникновения ассиметричной тяги в случае отказа одного из двигателей. Представители компании Lockheed считали, что этот двигатель хорошо подойдет для оснащения личных самолетов или небольших самолетов вспомогательных авиалиний.
В 1936 году при спонсорской поддержке компании Lockheed компания Menasco соединила два четырехцилиндровых двигателя Wright Gipsy мощностью по 90 л.с. каждый, чтобы проверить возможность использования редуктора с муфтами свободного хода. Этот спаренный двигатель выдержал 300-часовые испытания и проложил путь к созданию авиамотора Menasco Unitwin. Компания Lockheed основала новую дочернюю компанию Vega Airplane Company (Vega; первоначально называлась AiRover Company) для производства самолетов с двигателем Unitwin. Кроме того, в компании Lockheed изучали возможность установки двигателей Unitwin на свой самолет Model 12 Electra Junior. К 1937 году компания Vega взяла на себя проект Unitwin, работы по которому отставали от графика. Возникли проблемы с двигателем Buccaneer, который не смог развить требуемую мощность 350 л.с. (261 кВт). Кроме того, компания Menasco Manufacturing Company находилась в плохом финансовом состоянии. Роберт Гросс и Сирил Чаппеллет лично инвестировали в компанию Menasco с целью ее поддержки.
Menasco 2-544 Unitwin состоял из двух шестицилиндровых двигателей C6S-4 Super Buccaneer с рабочим объемом по 544 кубическх дюймов (8,9 л). Двигатели Buccaneer были расположены бок о бок и соединены общим редуктором. Каждый двигатель был наклонен на 10 градусов от вертикали. В коробке передач размещались гидравлические муфты свободного хода, позволявшие двигателям работать полностью независимо друг от друга. Кроме того, в задней части корпуса редуктора были предусмотрены приспособления для управления необходимым вспомогательным оборудованием, включая регулятор шага винта и масляный насос. Редуктор имел собственную систему маслоснабжения, которая была независимой от моторного отсека. Секции двигателя были модифицированы таким образом, чтобы валы вращались в противоположном направлении, а после прохождения через корпус редуктора направление вращения возвращалось к нормальному для использования стандартного воздушного винта. Редуктор также включал в себя привод воздушного винта с передаточным числом 0,667 (возможно, 0,6375).
Жесткие опоры соединяли картеры двух двигателей Buccaneer вместе, что позволяло использовать общую моторную раму. Два блока цилиндров имели общие перегородки для направления охлаждающего воздуха через их ребра. Позднее в процессе совершенствования двигателя впускной и выпускной патрубки в левой секции двигателя были поменяны местами; это позволило расположить впускные коллекторы снаружи обеих секций двигателя, а выпускные коллекторы – посередине, между секциями.
Инвертированный U-образный 12-цилиндровый рядный двигатель имел диаметр цилиндра 4,75 дюйма (121 мм) и ход поршня 5,125 дюйма (130 мм). Общий рабочий объем двигателя составлял 1090 кубических дюймов (17,9 л). Каждый цилиндр имел один впускной и один выпускной клапан, приводимый в действие толкателями. На каждый цилиндр приходилось по две свечи зажигания, которые приводились в действие магнето Scintilla; на каждую секцию двигателя приходилось по два магнето. Степень сжатия составляла 5,5 к 1, а каждая секция двигателя имела собственный нагнетатель. Двигатель развивал мощность 580 л.с. (433 кВт) при 2400 оборотах в минуту и развивал максимальную мощность 660 л.с. (492 кВт) при 2700 оборотах в минуту. Длина двигателя Unitwin составляла 80,0 дюймов (2,0 м), ширина – 38,0 дюймов (1,0 м), а высота – 30,5 дюймов (0,8 м). Масса двигателя составлял 1380 фунтов (626 кг).
Были рассмотрены другие конфигурации редуктора и двигателя Unitwin. В одном конструкции редуктора вал воздушного винта проходил над двигателем. Благодаря полому карданному валу это должно было позволить установить над двигателем пулемет или пушку так, чтобы ствол выступал через вал воздушного винта. Данная конструкция предназначалась для использования на боевых самолет, но маловероятно, что данный вариант когда-либо был реализован. В другой конфигурации двигателя цилиндры располагались горизонтально, чтобы создать «плоский» двигатель для установки в крыло самолета. Эта конфигурация двигателя также так и не была воплощена в металле.
В то время как Unitwin проходил строгие стендовые испытания, чтобы доказать свою надежность, компания Vega (AiRover) собрала из запасных частей самолет Lockheed Altair 8G (номер гражданской регистрации NX18149), который стал летающей лабораторией по отработке нового двигателя. Lockheed Altair 8G с двигателем Unitwin впервые поднялся в воздух 29 июня 1938 года. Двигатель Unitwin был полностью испытан именно на этом самолете. Одна секция двигателя работала на постоянной мощности, в то время как другая секция быстро изменяла свой режим работы от максимального до минимального и обратно. В режиме минимальной мощности одного из двигателей Lockheed Altair 8G (NX18149) смог подняться в воздух и набрать высоту 12000 футов (3658 м) без проблем с устойчивостью самолета или охлаждением двигателя. Однако финансовые проблемы компании Menasco Manufacturing Company продолжали ухудшаться, и Гросс и Чаппеллет фактически взяли на себя управление этим предприятием. Это привело к тому, что в июне 1938 года Ал Менаско покинул основанную им компанию.
Воодушевленная результатами применения двигателя Unitwin на летающей лаборатории Lockheed Altair 8G (NX18149) компания Vega разработала и изготовила под этот двигатель пяти-шестиместный самолет. Президент компании Vega Мак Шорт (Mac Short) курировал разработку этого самолета, известного как Vega Model 2 Starliner (номер гражданской регистрации NX21725). Starliner должен был использоваться в качестве самолета местных авиалиний, а также в качестве административного и личного самолета. Первый полет нового самолета, состоявшийся 22 апреля 1939 года, закончился вынужденной посадкой, когда винт перешел на малый шаг. Пилот Верн Доррелл (Vern Dorrell) и наблюдатель Дж. Б. Кендрик (J. B. Kendrick) не пострадали, а Starliner отделался лишь незначительными повреждениями.
Первоначально самолет был изготовлен с двухкилевым хвостовым оперением. Во время ремонта ему на смену пришло обычное однокилевое оперение, а задняя часть фюзеляжа была модифицирована. Вскоре Starliner снова поднялся в воздух, но позднее снова был поврежден, когда носовая стойка шасси не вышла из своей ниши. Самолет снова был отремонтирован, но компания Vega, загруженная государственными заказами, к нему больше не возвращалась. Кроме того, в компании Vega осознали, что двигатель Unitwin никогда не сможет развивать мощность 700 л.с. (522 кВт) и что Starliner слишком мал для эксплуатации на местных авиалиниях. Один самолет заказала авиакомпания Mid-Continent Airlines, но позднее этот заказ был отменен.
После 85 часов налета доводка самолета Starliner была прекращена. Планер был продан голливудским студиям в качестве реквизита. Несмотря на то, что двигатель Unitwin работал без проблем и соответствовал требованиям задания, за исключением Vega Model 2 Starliner не было самолетов, на которые этот мотор можно было установить. Компания Menasco Manufacturing Company, также как и Vega, была загружена потоком государственных заказов, и поэтому в 1940 году разработка двигателя Unitwin была прекращена. До наших дней ни одного экземпляра двигателя Unitwin не сохранилось.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/aviaczionnye-dvigateli-menasco-2-544-unitwin-ssha/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉