Найти в Дзене
Альтернативная история

Крылатые дизели Чаромского. Семейство советских авиамоторов АЧ-30

Оглавление

В истории советской авиации найдется немало страниц, посвященных перспективным, но так и не реализованным в полной мере проектам. Среди них особое место занимают авиационные дизельные двигатели конструкции Алексея Дмитриевича Чаромского, в первую очередь – серия АЧ-30. Эти моторы, обладавшие рядом уникальных характеристик, так и не смогли в полной мере раскрыть свой потенциал, столкнувшись с технологическими трудностями и меняющейся стратегией развития авиационной промышленности.

Андрей Дмитриевич Чаромский
Андрей Дмитриевич Чаромский
Двигатели и иное моторостроение | Альтернативная история | Дзен

Предпосылки создания и первые шаги

В 1930-е годы интерес к авиационным дизелям был продиктован несколькими факторами. Во-первых, дизельное топливо было дешевле и менее горючим, чем бензин, что повышало безопасность полетов. Во-вторых, дизели отличались более высокой топливной экономичностью, что позволяло увеличить дальность полета. И, наконец, дизельные двигатели, как правило, имели больший крутящий момент на низких оборотах, что обеспечивало улучшенные взлетно-посадочные характеристики.

В Советском Союзе работы над авиационными дизелями велись в различных конструкторских бюро, но именно Алексей Чаромский, работавший в ЦИАМ (Центральном институте авиационного моторостроения), добился наиболее значительных успехов. Его первый авиационный дизель, АН-1, был создан в 1931 году. Несмотря на недостатки, АН-1 продемонстрировал перспективность дизельной технологии для авиации.

АЧ-30: Конструкция и характеристики

Наиболее известным и массовым двигателем конструкции Чаромского стал АЧ-30, разработанный в конце 1930-х годов. Это был 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива. Двигатель оснащался наддувом, обеспечивавшим высокую мощность на больших высотах.

Двигатель АЧ-30Б в ЦМВВС
Двигатель АЧ-30Б в ЦМВВС

Ключевыми особенностями АЧ-30 были:

  • Высокая мощность: На взлетном режиме двигатель развивал мощность до 1500 л.с.
  • Топливная экономичность: Удельный расход топлива был значительно ниже, чем у бензиновых двигателей того времени.
  • Надежность и ресурс: Несмотря на сложность конструкции, АЧ-30 обладал достаточно высокой надежностью и ресурсом для своего времени.

Установка на самолеты и эксплуатация

Двигатели АЧ-30 устанавливались на различные типы самолетов, в том числе на дальний бомбардировщик Ер-2 и торпедоносец Ер-2Т, на советский стратег Пе-8, на наследнике Ил-4, опытном бомбардировщике Ил-6. Уже после войны были проведены эксперименты по переводу на дизеля советской пассажирской авиации и установке моторов серии АЧ-30 на авиалайнеры Ил-12.

Кроме авиации в конце 40-х, проводились эксперименты с использованием этих моторов в бронетехнике и на флоте. Вариант мотора М-50 мощностью 900—1000 л. с., устанавливался на торпедные катере Проекта М-123-бис.

Торпедные катере Проекта М-123
Торпедные катере Проекта М-123

Были эксперименты по установке дизелей Чаромского и на танки. Так ИС-7 получил модификацию ТД-30Б, а модификация М-50Т мощностью 1090 л. с. на Объект 277.

Объект 277
Объект 277

Самолеты с дизельными двигателями демонстрировали хорошие летные характеристики, особенно по дальности полета. Во время Великой Отечественной войны Ер-2 с двигателями АЧ-30 использовались для нанесения бомбовых ударов по Берлину в августе 1941 года.

Однако, эксплуатация АЧ-30 выявила и ряд проблем. Двигатель был довольно сложным в обслуживании и требовал высокой квалификации технического персонала. Кроме того, двигатели АЧ-30 были чувствительны к качеству топлива и нуждались в использовании специальных масел.

Развитие семейства АЧ-30 и закат дизельной эры

На базе АЧ-30 были разработаны различные модификации, в том числе АЧ-30Б с увеличенной мощностью и АЧ-30 М с улучшенными характеристиками. Однако дальнейшее развитие семейства АЧ-30 было прекращено в конце 1940-х годов.

Несмотря на перспективность, авиационные дизели столкнулись с рядом факторов, препятствовавших их широкому распространению. Во-первых, разработка и производство дизельных двигателей требовали больших инвестиций и времени. Во-вторых, появление новых и более совершенных бензиновых и турбореактивных двигателей отодвинуло дизели на второй план.

Наследие Чаромского

Хотя авиационные дизели конструкции Чаромского не получили широкого распространения, они внесли значительный вклад в развитие советского авиационного моторостроения. АЧ-30 стал одним из самых мощных и совершенных авиационных дизелей своего времени и продемонстрировал возможность создания надежных и экономичных дизельных двигателей для авиации. Опыт, полученный при разработке и эксплуатации АЧ-30, был использован в дальнейшем при создании других типов двигателей. И сегодня, когда вопросы топливной эффективности и экологичности вновь становятся актуальными, интерес к авиационным дизелям снова возрастает, и разработки Чаромского остаются важной вехой в этой области.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Аркадий Швецов – «звездный» конструктор авиационных двигателей - Альтернативная История
Трудный первенец. Первые реактивные Семена Лавочкина - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/krylatye-dizeli-charomskogo-semejstvo-sovetskih-aviamotorov-ach-30/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉