Федеральный бюджет РФ в октябре 2025 года может недополучить 26,9 млрд рублей дополнительных нефтегазовых доходов, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минфина РФ. Планирует ли Минфин компенсировать недополученные средства за счет других источников дохода или сокращения расходов, а также насколько текущая ситуация отличается от аналогичных периодов предыдущих лет, разбирались «Известия».
Перераспределение средств
Бюджетная политика в России строится на системе особых правил, которые направлены на уменьшение зависимости экономики от колебаний цен на энергоресурсы, заявили «Известиям» в Минфине. Именно это позволяет сохранить устойчивость государственных финансов и обеспечивает их долговременное равновесие.
«В октябре текущего года ожидаемый объем недополученных нефтегазовых доходов прогнозируется на уровне 26,9 млрд рублей, с учетом корректировки нефтегазовых доходов объем продажи иностранной валюты и золота в соответствии с нормами бюджетных правил с целью компенсации недополученных нефтегазовых доходов в октябре текущего года составит 13,9 млрд рублей. Компенсацию недополученного объема нефтегазовых доходов в октябре 2025 года планируется осуществить в полном объеме за счет ранее приобретенной иностранной валюты и золота», — рассказали в Министерстве финансов.
Происходящее нельзя назвать случайностью, поскольку оно объясняется значительным давлением на нефтегазовые доходы, пояснил в беседе с «Известиями» управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Это давление формируется как санкционными ограничениями, из-за которых покупатели требуют заметные скидки, так и общей коррекцией мировых цен на нефть и газ.
Аналитики НРА, по его словам, фиксируют постепенное, но ограниченное восстановление стоимости нефти, удерживающейся в пределах $70–80 за баррель, при этом крепкий рубль снижает объем валютной выручки в рублевом выражении. Вместе с тем стоит обратить внимание на позитивный момент: курс национальной валюты не поддерживается искусственной девальвацией, что позволяет сдерживать инфляционное давление. При этом наблюдаемая динамика лишь продолжает тенденции, характерные еще для 2024 года.
— Например, в августе 2024 года нефтегазовые доходы упали более чем на четверть в годовом исчислении, а совокупное недополучение за первые восемь месяцев 2024 года составило более 20%. Таким образом, мы имеем дело со структурным дефицитом, — отметил эксперт.
Несырьевые доходы
В качестве основных источников дополнительных средств по-прежнему используются заимствования и средства ФНБ, отметил Сергей Гришунин. Однако постепенно усиливается значение ненефтегазовых поступлений. В частности, по данным за первое полугодие 2024 года, налог на доходы физических лиц принес региональным бюджетам более чем на треть больше средств по сравнению с тем же периодом годом ранее. То есть подобная динамика отражает рост роли альтернативных, не связанных с нефтегазом доходов.
— Это свидетельствует об увеличении налоговой базы, связанной с доходами населения и развитием внутренней экономики, — подчеркнул Сергей Гришунин. — Укрепление региональной доходной базы создает важный для федерального бюджета компенсационный доход в условиях сохраняющегося давления на нефтегазовые доходы, обусловленного умеренными ценами на нефть, укреплением рубля и геополитическими проблемами.
Сложившиеся условия способствуют перенаправлению части финансовых ресурсов в региональные бюджеты. Делался вывод, что подобное перераспределение имеет потенциал превратиться в долговременную особенность бюджетной политики.
В 2025 году доходы от нефтегазовой отрасли оказались ощутимо меньше прогнозируемых, подтвердил в беседе с «Известиями» Владимир Климанов, директор центра региональной политики ИПЭИ Президентской академии. Объясняется это двумя факторами: с одной стороны, мировая стоимость нефти оказалась ниже ожидаемой при составлении прошлогоднего бюджета, а с другой — санкции ограничили экспортные поставки, что автоматически сократило поступления в государственный бюджет.
— Компенсировать выпадающие доходы возможно за счет роста ненефтегазовых поступлений. Для этого необходимо искать внутренние резервы: повышать производительность труда, стимулировать экономический рост через запуск новых производств, — считает эксперт. — Подобный эффект может быть достигнут при смягчении денежно-кредитной политики и при активных инвестициях в отрасли, способные дать отдачу в краткосрочной перспективе.
Российские власти намерены усилить поддержку несырьевого экспорта, и к 2030 году его объем должен увеличиться не менее чем на две трети по сравнению с 2023 годом. Президент Владимир Путин отметил, что речь идет не просто об увеличении физических объемов продукции, а о расширении поставок товаров высоких переделов и выходе отечественных компаний на новые мировые рынки. Он подчеркнул, что важным направлением станет формирование полноформатных технологических и промышленных партнерств с другими странами, охватывающих весь жизненный цикл товаров и услуг.
Структура экспорта постепенно меняется: увеличиваются поставки готовой высокотехнологичной продукции. Одновременно обозначена цель снизить долю импорта до 17% ВВП к 2030 году. В 1999 году этот показатель составлял 26%, в 2023-м — 19% ВВП (примерно 32 трлн рублей). При этом президент подчеркнул, что сокращение должно происходить за счет развития собственного производства, а не через искусственные барьеры.
Ранее глава Минфина Антон Силуанов указал, что за последние годы бюджету удалось уменьшить зависимость от нефтегазовых поступлений: если ранее они формировали почти половину доходов, то сейчас их доля снизилась примерно до четверти. Однако министр также обратил внимание на необходимость корректировки бюджетного правила таким образом, чтобы минимизировать воздействие внешних факторов.
В частности, речь шла о наращивании ликвидных активов ФНБ до объема, достаточного для покрытия расходов в течение трех лет даже при неблагоприятной конъюнктуре на нефтяном рынке. В Минфине считают, что расходная политика должна соответствовать новым условиям, а это означает необходимость более бережного отношения к средствам и стремления к повышенной эффективности использования каждого бюджетного рубля.