Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Целых 50 лет под спудом! Шпионско-фантастическая повесть «Золотая гора» - самое редкое произведение Александра Беляева

В 1929-м году Александр Беляев опубликовал целых три своих произведения – два классических, «Продавец воздуха» и «Человек, потерявший лицо», и одно, забытое впоследствии на долгие десятилетия - повесть «Золотая гора». И в СССР оно вышло только два раза – в ленинградском альманахе в 1929-м, и в малотиражной антологии в 1962-м, и больше до самого 1985 года нигде не публиковалось. То есть, целых 50 лет это произведение лежало практически под спудом, даже в те времена, когда другие произведения Александра Беляева выходили в многотомных собраниях сочинений чуть ли не миллионными тиражами.

А. Беляев, "Золотая гора". Справа - обложка журнала, в котором это произведение впервые появилось в 1929 году, а слева - современная обложка аудиокниги
А. Беляев, "Золотая гора". Справа - обложка журнала, в котором это произведение впервые появилось в 1929 году, а слева - современная обложка аудиокниги

Александр Беляев – признанный патриарх советской фантастики. Конечно, до него фантастику писали и другие писатели, в частности – Алексей Толстой. Но Толстой не был фантастом, просто воспользовался фантастическими допущениями, а остальные советские фантасты первых лет СССР очень плохо известны даже сегодня.

Александр Романович Беляев (1884-1942 гг.) в разные годы своей жизни
Александр Романович Беляев (1884-1942 гг.) в разные годы своей жизни

Беляев же занялся фантастикой плотно, в его багаже – 16 романов, 7 повестей и почти 70 рассказов, многие из которых стали классикой, неоднократно экранизировавшейся не только в СССР и России, но и за рубежом. И это всё за 16 лет, отпущенных писателю судьбой на занятия литературой!

Также многие его произведения послужили источником самого настоящего плагиата, причем, со стороны довольно известных советских фантастов, я не говорю уже о неизвестных зарубежных. Достаточно вспомнить роман «Властелин мира» Николая Дашкиева, который повторял научное открытие и даже сюжет одноименного романа Беляева, только место действия было перенесено в другую страну.

Обложка альманаха "Борьба миров", 1929 г., №2 и первый лист повести А. Беляева "Золотая гора"
Обложка альманаха "Борьба миров", 1929 г., №2 и первый лист повести А. Беляева "Золотая гора"

Ну ладно, дело не в плагиатах, а в том, что имелись у Александра Беляева произведения, классикой так и не ставшие. Мало того – они при его жизни были опубликованы только один раз, да и вообще в СССР у издателей популярностью не пользовались. И это очень странно, потому что Александр Беляев не написал ни одного произведения, которое не могло бы пользоваться популярностью – я перечитал их все, и плохих нет ни одного.

Тем не менее, не популярные произведения у Александра Беляева есть, и одно из них – повесть «Золотая гора», которая была написана Беляевым в 1929 году, и в том же году вышла в приложении к московскому журналу «Вокруг света» - ленинградском альманахе «Борьба миров», №2.

Иллюстрации Г. Фитингофа к первой журнальной публикации "Золотой горы" в 1929 году
Иллюстрации Г. Фитингофа к первой журнальной публикации "Золотой горы" в 1929 году

Вообще 1929 год был удачным для Александра Беляева – тогда в печать пошло сразу семь его крупных произведений. Два из них – «Человек-амфибия» и «Властелин мира» вышли повторно, «Остров Погибших Кораблей» и «Последний человек из Атлантиды» - по четвертому разу, и плюс к этому появились сразу три новых произведения – «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо» и «Золотая гора». И это не считая рассказов, некоторые из которых в этом году тоже были опубликованы впервые.

И еще четыре иллюстрации
И еще четыре иллюстрации

Интересно, что профессиональным писателем Беляев стал только за несколько лет до этого, а уже написал за эти несколько лет чуть ли не половину произведений, ставших непререкаемой классикой фантастики, и за последние 100 лет изданных по 100-150 раз, не считая таких же многочисленных зарубежных выпусков. И почти все из них стали очень популярными, а вот повесть «Золотая гора» классикой так и не стала, и в СССР она, кроме первого выпуска, была напечатана только в антологии 1962 года.

Потом – уже только под закат СССР, когда пала вся и всякая цензура, и наши издательства стали печатать всё, что могло принести деньги, причем тиражи тогда были просто запредельные даже для СССР – практически по полмиллиона экземпляров каждой книги! И даже тогда они в магазинах не залеживались.

Антология "Капитан звездолета", Калининградское книжное издательство, 1962 г., тираж - 30 000 экз. В этой книге был второе издание повести А. Беляева "Золотая гора"
Антология "Капитан звездолета", Калининградское книжное издательство, 1962 г., тираж - 30 000 экз. В этой книге был второе издание повести А. Беляева "Золотая гора"

Короче, я, как коллекционер-букинист, считаю, что антология «Капитан звездолета», вышедшая в 1962 году в Калининградском книжном издательстве тиражом всего в 30 тысяч экземпляров – самая настоящая букинистическая редкость. Вот и нынешние обладатели этой книги тоже прекрасно знают, что этот статус книге придает напечатанная в ней второй раз в истории повесть А. Беляева «Золотая гора». Я нашел в интернет-магазинах только три книги, за которые просят 1000, 1500 и даже 5000 (пять тысяч!) рублей. Вот это цены! Это я понимаю – раритет столько и должен стоить.

В антологии "Капитан звездолета" нашлись только две иллюстрации к повести, Художник - Ю. Синчилин
В антологии "Капитан звездолета" нашлись только две иллюстрации к повести, Художник - Ю. Синчилин

Гораздо более интересно предложение первого издания повести в ленинградском альманахе «Борьба миров» 1929 года, но этот интернет-магазин находится в стране, из которой сегодня получить какие-либо товары весьма проблематично. А других предложений я не нашел.

Конечно, можно удовлетвориться тремя поздними советскими изданиями с повестью «Золотая гора», за которые цены не ломят, но меня они совсем не интересуют, как и издания постсоветские. А именно те, которые интересны – практически недоступны. Вот в этом и заключается их раритетность, как я это понимаю.

Ну ладно, давайте перейдем к самой повести. Я читал на нее и критику, и хвалебные отзывы, но считаю, что критика просто несостоятельна, потому что на вкус и цвет товарища нет, а хвалебные отзывы можно принять. Сюжет этого произведения не слишком затейливый, но автор, невзирая на свой загруженный график в 1928-1929 гг., все же постарался придать своему произведению знаменитый «беляевский» лоск. Конечно повесть «Золотая гора» не сравнить с написанными в тот же период времени романами «Продавец воздуха» и «Человек, потерявший лицо», тем не менее, оно такое же интересное, и никакой критики не заслуживает.

Собрание сочинений А. Беляева 1985 года, в томе 5 (сиреневый) было третье издание повести "Золотая гора". Изд-во "Детская литература" (Ленинградское отделение), 1985 г., тираж - 200 000 экз..
Собрание сочинений А. Беляева 1985 года, в томе 5 (сиреневый) было третье издание повести "Золотая гора". Изд-во "Детская литература" (Ленинградское отделение), 1985 г., тираж - 200 000 экз..

Сюжет приблизительно такой.

Советский ученый – физик-изобретатель с мировым именем, Василий Микулин, начал опыты по теме получения золота из других элементов с помощью так называемой трансмутации, о чем стало известно его английскому коллеге, с которым он работал в Лондоне. Но затем Микулин вернулся в СССР, а потом вообще исчез. Западные спецслужбы выяснили, что Микулин собрался для продолжения своих опытов на Алтай. На его поиски англичане отправили в Советскую Россию журналиста и авантюриста Клэйтона, который должен был связаться с Микулиным, втереться к нему в доверие и похитить его разработки, а если не удастся похитить, то все их уничтожить.

Иллюстрации А. Громова к повести в сборнике 1985 года
Иллюстрации А. Громова к повести в сборнике 1985 года

Таким образом Клэйтон отправился на далекий Алтай, который, кстати, по-китайски называется «Золотая гора» - отсюда и название произведения. Он нашел там Микулина и стал действовать согласно плану, а все его действия направлял его коллега – бывший журналист Додд, спрятавшийся в тайге неподалеку в компании с нанятыми им головорезами.

Тут и проясняется такое стремление помешать советскому ученому сделать открытие, которое могло бы обесценить золото – единственный, по сути, ценностный эквивалент современной цивилизации, потеря которого могла бы обрушить экономики всего мира, включая и СССР. Но для капиталистов это была гораздо большая угроза, подобная смерти, и в общем, вокруг этого дела завертелся самый настоящий шпионский боевик, который заканчивается тем, что Клэйтон влюбился в ассистентку Микулина, а потом вообще решил перейти на советскую сторону, предав Додда и разоблачив его планы.

Александр Беляев, "Последний человек из Атлантиды", авторский сборник, изд-во "Правда", Москва, 1988 г., тираж - 500 000 экз., иллюстрации С. Ермолова
Александр Беляев, "Последний человек из Атлантиды", авторский сборник, изд-во "Правда", Москва, 1988 г., тираж - 500 000 экз., иллюстрации С. Ермолова

Критики этого произведения слабой стороной повести «Золотая гора» считают, что такую глобальную проблему следовало бы решать не руками журналистов, а с помощью исключительно спецслужб.

Вторая слабая сторона – это то, что такое глобальное открытие советский ученый совершает в какой-то далекой от мира чаще, где его легко «найти и обезвредить».

Еще три иллюстрации к повести в книге 1988 года
Еще три иллюстрации к повести в книге 1988 года

Ну, и третья слабая сторона – это то, что повесть не развивается до логического конца, а как бы обрывается после того, как Микулин с помощью открытого им способа передачи электроэнергии на расстоянии расправляется со всеми бандитами, которые под предводительством Додда напали на лагерь.

Ну, со всеми этими «недостатками» можно разобраться. Ничего повесть не обрывается, и когда советский ученый разобрался с бандитами, то сюжет, по сути, был полностью исчерпан. Опасности нет, опыты подходят к завершению, а Клэйтон, как косвенно становится понятно из последней фразы Микулина, получил от своей дамы сердца положительный сигнал. Что еще надо для завершения сюжета?

А то, что произойдет, когда опыты закончатся и начнется промышленная добыча золота буквально из грязи – это уже тема для другого романа. Что может произойти, если избыток халявного золота заполнит мир, прекрасно описал Алексей Толстой в своем знаменитом романе «Гиперболоид инженера Гарина».

Александр Беляев, "Избранные произведения", авторский сборник, изд-вл "Правда", Москва, 1989 г., тираж - 400 000 экз., художник - С. Ермолов
Александр Беляев, "Избранные произведения", авторский сборник, изд-вл "Правда", Москва, 1989 г., тираж - 400 000 экз., художник - С. Ермолов

Да, в той истории Гарин потерпел поражение, и капиталистам удалось предотвратить поступление больших объемов золота на мировые рынки. И вот я думаю, что и в случае с открытием Микулина тоже нашлось бы решение. Халявное золото не было выгодно и советским большевикам, а так как советский ученый сделал еще одно эпохальное, на этот раз более полезное открытие – передачу электрической энергии по воздуху, то его усилия были бы направлены с добычи золота на доработку именно этого оружия.

Что касается того, что «нейтрализацией» Микулина послали заниматься не профессиональных диверсантов, так тут тоже нет особого перекоса. Если бы ученый действовал в государственной лаборатории где-то в Москве, то, конечно же, пришлось бы посылать опытных спецслужбистов. Но по причине, изложенной выше, большевики просто не дали бы этому изобретению хода. А для диких таежных условий прекрасно подходила парочка таких отвязанных авантюристов, даром, что журналистов – Додда и Клэйтона, которые легко могли сколотить среди местных бичей приличную банду.

Также не удивительно, что Микулин отправился совершать свое открытие в таежные дебри, и он это прекрасно объяснил Клэйтону – для химической реакции превращения разных элементов в золото требуется огромное количество электроэнергии, которую можно было взять только из грозовых облаков. А самые лучшие и самые «богатые» на электричестве грозовые облака, как выяснил Микулин, образовывались только на Алтае.

Ну, я лично не знаю, на Алтае ли образуются такие облака, или где-то в других местах, но советский ученый выбрал именно Алтай, и в этом я не вижу ничего странного.

А безопасность своей таежной лаборатории он обеспечил заранее – это видно по тому эпизоду в конце повести, когда этими электрическими лучами в одну секунду была уничтожена целая банда. Имея такое оборонительное оружие, и артиллерии не надо – работает точно, убойно и без осечек.

Ну, вот, в принципе, и всё. Больше я никакой критики в адрес повести Александра Беляева «Золотая гора» не обнаружил. Есть, конечно, еще какие-то замечания по воплощению всяких сюжетных линий, но не думаю, что на это стоит обращать внимание.

Кстати, что интересно – недавно я смотрел какой-то научно-популярный фильм о средневековых алхимиках, так приглашенный прокомментировать его немецкий ученый рассказал, что сегодня получить золото из любых других элементов не составляет особого теоретического труда. Современные химики и физики прекрасно умеют совершать всякие трансмутации, и золото, например, можно просто получить из свинца, поменяв местами атомы. Однако эти трансмутации потребуют столько энергии, что на порядки дешевле просто выкапывать его из земли.

Так что Александр Беляев написал не такую уж и фантастическую повесть, если за главную идею его произведения брать получение золота методом трансмутации путем использования электрической энергии из облаков. В принципе, эта трансмутацич как минимум теоретически была возможна уже в его времена. А фантастика тут только в изобретении электрического оружия, которого ученые не смогли изобрести и по сей день.

А так получилась довольно динамическая повесть со всеми элементами шпионского боевика, а в этом деле Александр Беляев был достаточно силен. Принципиально он вообще был не фантастом, а приключенцем, и хотя описывал научные открытия, которые делали его герои, но надо понимать, что главным призванием его была беллетристика, а не наука. Вот разве можно найти слишком много науки в «Человеке-амфибии», «Голове профессора Доуэля» или «Острове погибших кораблей»?

Нет, это просто прекрасно сделанные боевики, просто все приключения крутятся вокруг лабораторий и изобретений, а вот те произведения, в которых Беляев по-настоящему брался популяризировать науку – например, «Звезда Кэц» или «Борьба в эфире», - не сильно впечатляют, так как ради науки писатель очень сильно ослабил приключенческую часть сюжета.

Итак, сегодня повесть «Золотая гора» можно найти в Интернете, и даже с иллюстрациями. Правда, у всех позднесоветских и постсоветских изданий разные иллюстраторы, но в основном всех интернет-выпуски базируются на иллюстрациях, сделанных в 1929 году Г. Фитингофом.

В заключение я представлю только поздние советские издания со всеми иллюстрациями, которые я в них обнаружил, а то, что было выпущено после 1991 года в количестве 12-ти изданий с 1992 по 2023 год – это уже не для коллекционеров советских книг, и если о них писать, то совсем в другом исследовании.

ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ ОБ АЛЕКСАНДРЕ БЕЛЯЕВЕ:

Александр Беляев – первый монополист в советской фантастике, причем мирового уровня

Почему некоторые книги Александра Беляева при его жизни впервые были изданы только на украинском языке?

«Продавец воздуха» Александра Беляева - первый советский фантастический роман-катастрофа?

Сколько миллиардов получила наследница Александра Беляева за многомиллионные тиражи книг своего знаменитого отца?

В начале 1942 года в Ленинграде по одной и той же причине погибли три отца-основателя советской фантастики. Странное совпадение