«В чём же истоки победы, где взял народ силы, чтобы изменить ход войны? Наш кинематограф не раз исследовал этот вопрос, однозначного ответа на который, вероятно, не существует. Каждый фильм отвечает на него по-своему. Скажем, эпопея «Освобождение» рассматривает проблему с точки зрения преимущественно стратегической; «Живые и мёртвые» — это, скорее, уже тактика войны, её быт, героический и сложный; «Двадцать дней без войны» уводят нас в далёкий от линии фронта Ташкент, чтобы доказать: фронт был везде, дней без войны не было.
Фильм «Вдовы» тоже об истоках победы, хотя сюжет его развивается в наши дни, и нет на экране»,
— так писала кинокритик Наталья Зеленко, представляя в журнале «Спутник кинозрителя» мелодраму «Вдовы» (1977). Её режиссёр Сергей Микаэлян сам прошёл через фронт и, хотя не был мастером военного кино, почти в каждой своей работе военную тему затрагивал. «Вдовы» — лента вроде бы обычная, на первый взгляд, в ней нет героики, но вряд ли кто-то после просмотра не задумается, что за победу заплатили не только погибшие, а действительно вся страна.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Ещё больше интересных фактов, фотозагадки, опросы и викторины по советским фильмам. Вспоминаем советское кино вместе!
Сергей Микаэлян к середине семидесятых был уже известным режиссёром. Его прославила первая же самостоятельная работа — экранизация романа Даниила Гранина об учёных «Иду на грозу» (1966). Потом Микаэлян снял ещё ряд успешных фильмов,
но даже ему, режиссёру с именем, поначалу не разрешили снимать ленту о двух пожилых женщинах, ухаживающих за могилой погибших солдат.
Слишком уж била в глаза неприглядная правда жизни, рассказанная в этой истории, слишком уж ярко она демонстрировала, что мы помним ушедших, забывая при этом о тех, кто ещё жив. Первый сценарий «Вдов», написанный самим Микаэляном и публицистом Львом Аркадьевым, на несколько лет лёг на полку. Интересно, что сюжет был не выдуманным, а взятым из реальной жизни. Лев Аркадьев написал небольшой очерк о двух пожилых женщинах-пенсионерках, живущих в деревне.
Обе они потеряли на войне близких и доживают век вместе. У них осталась единственная ценность — могила, в которой они похоронили двух солдат.
Когда фашисты наступали на деревню, молодые парни погибли, но, судя по ранам и разбросанному рядом оружию, сопротивлялись до последнего. Женщины ночью забрали тела, сами сколотили гробы, вырыли могилу и похоронили солдат. Ни имён, ни званий они не знали, от погибших осталась только маленькая фотография, да и та почти вся была залита кровью. И теперь, спустя тридцать лет после Победы, женщины продолжают хранить память этих неизвестных, отдавших жизнь ради спасения других.
Публикуя очерк, Лев Аркадьев и не предполагал, что у истории будет продолжение. Вместе с очерком в газете опубликовали и ту самую фотографию, которую нашли женщины. Её удалось восстановить, и неожиданно в мужчине на фото множество людей начали узнавать мужа, брата, отца, сына. В ответ на публикацию пришло более 500 писем, и в каждом люди писали, что это именно их родственник или знакомый. Сергей Микаэлян, узнав об этой истории, потом рассказывал, что почти в каждом присланном письме были фотографии, которые люди прикладывали, чтобы можно было опознать мужчину на военной фотографии.
И в подавляющем большинстве случаев сходство было более чем отдалённое, но люди всё равно настаивали, что они правы.
До самой глубины души поражало, что найти место упокоения родственника — это подлинное счастье. Вдовам, матерям, сёстрам, невестам было невероятно важно знать, что их родственник остался на родной земле, что есть место, где можно почтить его память. И к женщинам, которые так долго ухаживали за могилой безвестных солдат, потекла вереница людей, которые спустя десятилетия обрели возможность поклониться своему родному погибшему.
Собственно, это и есть основной сюжет «Вдов». Скромная и сговорчивая Александра Матвеевна и строгая и даже немного склочная Елизавета Егоровна живут вместе в одном доме. Правда, из-за «змейского» характера Елизаветы за ней тянется слава скандалистки. Хотя на самом деле Елизавета просто принципиальна и не любит уступать. В течение фильма Елизавета несколько раз ссорится с Александрой, причём нешуточно: собирает вещи и уходит в свой дом. Но всякий раз подруги снова сходятся. Эта линия придаёт картине не только крошечную долю юмора, но и живость, жизненность:
на экране не нарисованные героини, а живые люди, которые могут и злиться, и ругаться.
Как-то подругам становится известно, что к празднованию 30-летия Победы «их» могилу планируется перенести в райцентр. Там руководство района хочет устроить мемориал и разбить парк. Но Александра и Елизавета не готовы расстаться с единственной своей ценностью: могила солдат для них и воспоминания о погибших родных (обе потеряли на войне мужей и сыновей), и место успокоения. Меж тем к ним после публикации в газете рассказа об их поступке начинают съезжаться со всей страны «родственники» солдат, память которых они хранят так долго.
Пока о сценарии «Вдов» размышляли киночиновники, Сергей Микаэлян занялся производственной драмой «Премия» (1975). Эта работа буквально разорвала общество прямолинейностью, и сегодня считается едва ли не лучшим фильмом в этом жанре. И лишь после «Премии» чиновники проявили благосклонность и позволили Микаэляну экранизировать «Вдов». Доработал сценарий блестящий дуэт — Юлий Дунский и Валерий Фрид, и Сергею Микаэляну он так понравился, что он в качестве сценаристов указал именно Дунского и Фрида, хотя идея и первая версия сценария принадлежали ему и Льву Аркадьеву.
Главные роли в фильме получили Галина Макарова (Александра) и Галина Скоробогатова (Елизавета). И если Галина Макарова была хорошо известна кинозрителям, то Галина Скоробогатова была больше знакома поклонникам театра. Её роль во «Вдовах» — фактически единственная её крупная киноработа, но сыгранная поистине филигранно. На безупречном дуэте Галины Макаровой и Галины Скоробогатовой вообще держится картина, и эти работы актрис были сразу же оценены по достоинству. В рецензии в «Спутнике кинозрителя» отмечалось:
«Галина Макарова и Галина Скоробогатова играют своих героинь с той высокой мерой огранки, когда актёрам веришь безоговорочно. Баба Шура и баба Лиза — они именно такие: немного вздорные и мудрые, всё понимающие и душевные. Чужая боль, чужое горе — для них не чужие: им ли не понять, что привело сюда этих людей? Общая у них тоска, одна боль».
Во второстепенных ролях и эпизодах снялись Елена Цыплакова, Павел Кормунин, Борислав Брондуков, Михаил Погоржельский, Анатолий Рудаков, Владимир Пицек, Юрий Дубровин.
Основную работу над «Вдовами» завершили в начале 1977 года, к прокату картина была готова к концу лета. Повсюду пишут, что картина вызвала гнев чиновников и была запрещена. Лишь через несколько лет она попалась на глаза генсеку Брежневу и так его растрогала, что он тут же велел выпустить её в прокат. Справедливости ради скажу, что рецензия на ленту была опубликована в «Спутнике кинозрителя» за сентябрь 1977 года, так что о фильме массовый зритель всё же знал.
В заключение — цитата из другой рецензии, напечатанной в газете «Советская культура»:
«”Вдовы” — фильм о том, как победили в грозную годину. О неистребимости народной памяти. О необходимости подлинной человечности. О жажде душевного единства».
Помните этот фильм?