В шестидесятые, оттепельное время, на экране появилось много картин о людях науки, энтузиастах, влюблённых в своё дело, уверенных, что уже завтра наука изменит мир.
Фильм «Иду на грозу» (1965) тоже рассказал о двух молодых физиках, правда, выбравших немного разные дороги.
Сценарий написал писатель Даниил Гранин, чей одноимённый роман и вдохновил режиссёра Сергея Микаэляна на съёмки. Дуэт писателя и режиссёра сложился сразу, мужчины отлично поняли друг друга, поэтому сначала Микаэлян стал соавтором сценария, а позже Гранин принимал активнейшее участие в работе над лентой. Кстати, для Микаэляна «Иду на грозу» стал первой большой самостоятельной работой в кино, но именитого писателя не смутил факт, что его роман будет экранизировать режиссёр-дебютант.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Даниил Гранин в романе, вышедшем в начале шестидесятых и моментально ставшем бестселлером, показал мир, с которым был знаком сам:
когда-то писатель закончил Ленинградский политех.
Позже Гранин говорил, что обоим главным персонажам, Олегу и Сергея, подарил часть себя, в каждом из них были черты характера, присутствовавшие у самого Гранина.
А вот сюжет романа, а вслед за ним и фильма, был очень неоднозначным: он раскрывал подноготную науки, далеко не всегда приятную. Для очень многих людей, которые считали, что учёные в едином творческом порыве идут к цели, оказалось открытием, что
в большой науке есть карьеризм, подсиживание и подхалимство, что перспективные направления могут закрываться одним взмахом руки влиятельного руководителя, что ответственность за неудачи и даже трагедии с лёгкостью можно переложить на других и что без интриг и умения интриговать тут не обойтись.
Первым, кого пригласил на съёмки Сергей Микаэлян, стал Василий Лановой, актёр хоть и молодой, но уже очень популярный. Уже вышли и «Павел Корчагин» (1956), и «Алые паруса» (1961), так что аудитория Ланового знала прекрасно.
Микаэлян не знал, какую роль, Олега или Сергея, отдать актёру и предложил ему выбрать самому. Лановой выбрал Олега Тулина
как героя менее плоского, многопланового, многослойного, где-то даже отрицательного. Кстати, в будущем
Василий Лановой почти никогда не будет играть персонажей отрицательных, так что «Иду на грозу» — это редкий случай увидеть его в таком образе.
Роль Сергея, друга Олега, получил Александр Белявский. Он числился в начинающих, снялся уже в нескольких фильмах, но, конечно, узнаваемость его была куда меньше. Однако Александр не потерялся на фоне коллег, в том числе числе очень именитых, и позже критики отозвались лестно о его игре, отметив, что Александр Белявский превратил роль в человека.
Не меньше зрительского внимания приковали к себе актёры второго плана. И неудивительно, ведь Сергей Микаэлян заполучил на съёмки настоящих знаменитостей: Анатолия Папанова, Евгения Лебедева, Ростислава Плятта. Тут надо сказать, что в роли Плятта есть кое-какой сюрприз. Актёр играет маститого учёного по фамилии Данкевич, а коллеги за глаза именуют его Дан.
В одном из эпизодов Данкевич подписывает документ и крупным планом показано, что подпись выглядит как Дау.
И это ни что иное, как реверанс в сторону гениального физика Льва Ландау, которого в учёном мире знали как Дау и чьё имя и сегодня вызывает уважение, а физику, кажется, вообще нельзя выучить без учебника Ландау и Лифшица. Даниил Гранин не скрывал, что
Данкевич — едва ли не единственный герой романа, который имел реального прототипа (с Ландау Гранин был знаком, неоднократно общался с ним и симпатизировал ему как учёному и человеку),
а в фильме «Иду на грозу» Ростиславу Плятту даже делали похожий грим.
Ещё одно громкое имя, которые зритель увидел в титрах, — Михаил Астангов, классик театра, два десятка лет выходивший на сцену театра Вахтангова.
Увы, для артиста роль академика стала последней, до премьеры он не дожил, но свою роль успел сыграть полностью.
Астангов ушёл из жизни, не увидев «Иду на грозу», поэтому в титрах его имя в траурной рамке.
В небольших ролях появились два молодых актёра — Георгий Штиль и Лев Прыгунов, а роли девушек сыграли Жанна Прохоренко и Виктория Лепко. «Иду на грозу» — фильм больше о мужчинах, но романтическая линия в нём тоже всё-таки была. Лена, героиня Жанны Прохоренко, — настоящая эмансипе, своенравная мотоциклистка, которая любит непредсказуемые и парадоксальные поступки.
Эта героиня стала в какой-то мере сенсацией:
Лена после близости с Сергеем наотрез отказывается выходить за него замуж,
что даже для оттепели было неслыханным вольнодумством. Несколько сомнительный моральный облик и у Жени, которую изобразила Виктория Лепко:
пока её кавалер занимается экспериментами, она проводит время с его руководителем Олегом, и это вовсе не невинный досуг.
И вот ещё один любопытный момент. Маленькую роль супруги одного из учёных, Савушкина, сыграла актриса Людмила Ксенофонтова. Роль была яркая: жена Савушкина — дама, которая всё за всех знает, а мужа ни во что не ставит. Интересно, что имени актрисы нет в титрах, да и в официальную её фильмографию ленту почему-то часто не включают.
В 1965 году «Иду на грозу» вышел в прокат. И быстро стало очевидно, что
фильм не просто получился, а определённо станет одним из лучших фильмов своего времени, лентой, которую полюбят зрители разных поколений.
Даниил Гранин высоко оценил работу и режиссёра Сергея Микаэляна, и актёров и говорил, что картина вышла ничуть не хуже, чем роман.
В 1987 году вышла ещё одна экранизация романа, уже более развёрнутая, состоящая из четырёх серий. Фильм получил название «Поражение», а
знаковую роль профессора Данкевича в нём сыграл теперь уже истинный мастер Василий Лановой.
Если вы смотрели этот вариант, то поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
Ну и резюмируя, отмечу, что я не поняла, почему Олег Тулин — герой отрицательный. Да, готов на компромиссы, да, не в меру балагурист, да, наверное, в чём-то и приспособленец. Но разве не он всё-таки продвигал годами тему, добивался разрешений, проводил непростые эксперименты, да и Крылова постоянно тянул за собой? А сам Крылов так уж ли образцов и положителен, как его представляют? Как вы считаете?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: