ДЕЙСТВОВАТЬ НА УПРЕЖДЕНИЕ
Цены на бензин растут всегда. Но иногда они ускоряются. По данным Росстата, с января по конец сентября стоимость литра АИ-92 поднялась на 9,22% — это при средней инфляции в 4,29% за тот же период.
Причины понятны — это и сезонный рост спроса (связанный, например, с уборочными работами в сельском хозяйстве), и плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах. При этом в Национальном автомобильном союзе отметили — есть еще один фактор. А именно — попытки отдельных компаний извлечь сверхприбыль из сложившейся ситуации.
— Некоторые игроки ведут себя не очень корректно, — говорит вице-президент НАС Антон Шапарин. — И взвинчивают цены значительно выше уровня средней инфляции.
В итоге НАС обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с предложением ввести жесткое регулирование. Если вкратце — установить потолок цен. Стоимость топлива на каждой заправочной станции не должна превышать среднюю цену для региона на соответствующий день прошлого года плюс уровень накопленной инфляции. Меньше — пожалуйста. Если больше — штраф.
— Сейчас ФАС реагирует постфактум. Поступило сообщение, что где-то цены выросли слишком сильно — проводят проверку. Подозрение подтвердилось — выносится предписание, что их нужно снизить. Не снизили — могут серьезно наказать. Но мы предлагаем совершенно иной механизм. Нужно действовать превентивно. Чтобы участники рынка не пробовали «проскочить незамеченными». А точно знали — есть такая-то цена, выше которой подниматься нельзя. Если поднимешься — получишь штраф. Мониторить текущие цены на топливо и выделять продавцов, которые выходят за установленные рамки, значительно проще и эффективнее, чем реагировать на жалобы с задержкой, — отмечает Антон Шапарин.
ЗАПРЕТ И МОРАТОРИЙ
Впрочем, ситуация выглядит неоднозначно. Розничный рынок топлива — неоднородная структура. Он делится на вертикально-интегрированные компании (ВИКи) и более мелкие сети. Первые — это крупные холдинги, контролирующие весь процесс производства бензина и дизеля — от добычи нефти до ее переработки и последующей реализации. А мелкие сети покупают готовый продукт и делают это на товарно-сырьевых биржах. Причем, по сути, покупают у ВИКов. То есть по умолчанию находятся в худшей позиции. Ведь к этой цене им нужно добавить стоимость доставки, свою прибыль — и только потом продавать топливо потребителям.
При этом цены на бирже растут. И если розничные цены на заправках, принадлежащих ВИКам, связаны с оптовыми не напрямую (им проще регулировать этот процесс — они сами хозяева своим продуктам), то мелким региональным компаниям деваться практически некуда. Либо торговать в ноль и в убыток, либо не торговать вовсе, либо повышать цены вслед за биржевыми.
ЧТО ЛУЧШЕ: ДОРОГОЙ БЕНЗИН ИЛИ ОТСУТСТВИЕ?
— Предложение НАС вызывает вопросы, — рассуждает автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. — Если ввести потолок цен, то небольшие розничные сети просто закроются — какой им смысл работать даже в ноль? Часть регионов в этом случае останется вообще без заправок! А если стоит выбор между «бензин есть, но дорогой» и «бензина нет в принципе», то лучше выбрать первый вариант.
Конечно, можно рассчитывать, что на смену закрывшимся частным АЗС придут те самые ВИКи, но что тогда им помешает аналогичным образом поднять стоимость топлива? В отсутствие конкуренции — практически ничего!
— Государство старается регулировать рынок, но тут важно не перегнуть палку. Нефтяной бизнес — это бизнес, и крупным компаниям для развития нужны деньги. Это можно понять. Наверное, часть вопросов можно решить кулуарно: на словах. Где-то, если потребуется, «припугнуть», «поднажать» — чтобы сдержать рост цен. Но в целом формула «бензин не должен дорожать быстрее уровня инфляции» у нас и так давно принята, — считает Максим Кадаков.
— Я не склонен защищать мелкие розничные сети, — в свою очередь, признается Антон Шапарин. — Когда в прошлом году оптовые цены резко снизились, это на розничных отчего-то никак не сказалось. Значит, тогда накопили «жирок» — вот пусть теперь за его счет поработают в ноль, пока ситуация не наладится. Или учатся, как вести бизнес, у более успешных компаний. Но контролировать цены на топливо нужно жестко и четко. Ведь каждый лишний рубль в стоимости литра солярки — это лишние 10 копеек к цене на батон хлеба или бутылку молока.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Николай МЫСИН