Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

В России предложили установить потолок цен на бензин на заправках

Оглавление
   Цены на бензин растут всегда. Но иногда они ускоряются. Николай ОБЕРЕМЧЕНКО
Цены на бензин растут всегда. Но иногда они ускоряются. Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

ДЕЙСТВОВАТЬ НА УПРЕЖДЕНИЕ

Цены на бензин растут всегда. Но иногда они ускоряются. По данным Росстата, с января по конец сентября стоимость литра АИ-92 поднялась на 9,22% — это при средней инфляции в 4,29% за тот же период.

Причины понятны — это и сезонный рост спроса (связанный, например, с уборочными работами в сельском хозяйстве), и плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах. При этом в Национальном автомобильном союзе отметили — есть еще один фактор. А именно — попытки отдельных компаний извлечь сверхприбыль из сложившейся ситуации.

— Некоторые игроки ведут себя не очень корректно, — говорит вице-президент НАС Антон Шапарин. — И взвинчивают цены значительно выше уровня средней инфляции.

В итоге НАС обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с предложением ввести жесткое регулирование. Если вкратце — установить потолок цен. Стоимость топлива на каждой заправочной станции не должна превышать среднюю цену для региона на соответствующий день прошлого года плюс уровень накопленной инфляции. Меньше — пожалуйста. Если больше — штраф.

— Сейчас ФАС реагирует постфактум. Поступило сообщение, что где-то цены выросли слишком сильно — проводят проверку. Подозрение подтвердилось — выносится предписание, что их нужно снизить. Не снизили — могут серьезно наказать. Но мы предлагаем совершенно иной механизм. Нужно действовать превентивно. Чтобы участники рынка не пробовали «проскочить незамеченными». А точно знали — есть такая-то цена, выше которой подниматься нельзя. Если поднимешься — получишь штраф. Мониторить текущие цены на топливо и выделять продавцов, которые выходят за установленные рамки, значительно проще и эффективнее, чем реагировать на жалобы с задержкой, — отмечает Антон Шапарин.

ЗАПРЕТ И МОРАТОРИЙ

Впрочем, ситуация выглядит неоднозначно. Розничный рынок топлива — неоднородная структура. Он делится на вертикально-интегрированные компании (ВИКи) и более мелкие сети. Первые — это крупные холдинги, контролирующие весь процесс производства бензина и дизеля — от добычи нефти до ее переработки и последующей реализации. А мелкие сети покупают готовый продукт и делают это на товарно-сырьевых биржах. Причем, по сути, покупают у ВИКов. То есть по умолчанию находятся в худшей позиции. Ведь к этой цене им нужно добавить стоимость доставки, свою прибыль — и только потом продавать топливо потребителям.

При этом цены на бирже растут. И если розничные цены на заправках, принадлежащих ВИКам, связаны с оптовыми не напрямую (им проще регулировать этот процесс — они сами хозяева своим продуктам), то мелким региональным компаниям деваться практически некуда. Либо торговать в ноль и в убыток, либо не торговать вовсе, либо повышать цены вслед за биржевыми.

ЧТО ЛУЧШЕ: ДОРОГОЙ БЕНЗИН ИЛИ ОТСУТСТВИЕ?

— Предложение НАС вызывает вопросы, — рассуждает автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. — Если ввести потолок цен, то небольшие розничные сети просто закроются — какой им смысл работать даже в ноль? Часть регионов в этом случае останется вообще без заправок! А если стоит выбор между «бензин есть, но дорогой» и «бензина нет в принципе», то лучше выбрать первый вариант.

Конечно, можно рассчитывать, что на смену закрывшимся частным АЗС придут те самые ВИКи, но что тогда им помешает аналогичным образом поднять стоимость топлива? В отсутствие конкуренции — практически ничего!

— Государство старается регулировать рынок, но тут важно не перегнуть палку. Нефтяной бизнес — это бизнес, и крупным компаниям для развития нужны деньги. Это можно понять. Наверное, часть вопросов можно решить кулуарно: на словах. Где-то, если потребуется, «припугнуть», «поднажать» — чтобы сдержать рост цен. Но в целом формула «бензин не должен дорожать быстрее уровня инфляции» у нас и так давно принята, — считает Максим Кадаков.

— Я не склонен защищать мелкие розничные сети, — в свою очередь, признается Антон Шапарин. — Когда в прошлом году оптовые цены резко снизились, это на розничных отчего-то никак не сказалось. Значит, тогда накопили «жирок» — вот пусть теперь за его счет поработают в ноль, пока ситуация не наладится. Или учатся, как вести бизнес, у более успешных компаний. Но контролировать цены на топливо нужно жестко и четко. Ведь каждый лишний рубль в стоимости литра солярки — это лишние 10 копеек к цене на батон хлеба или бутылку молока.

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru

Автор: Николай МЫСИН

Николай МЫСИН
Журналист