Найти в Дзене

Чем удивил Омск? Река Иртыш. Успешное начало третьего дня поездки Москва-Тында-Москва.

В предыдущей статье мы с вами совершили небольшую прогулку ночью по станции в Тюмень, и эта прогулка, может быть, худшая на нашем пути. Но зато, в отличие от Нижнего Новгорода и Кирова, после прогулки по Тюмени проблем со сном у меня не было. Заснул сразу как убитый и проснулся уже когда мы подъезжали к следующему крупному городу — Омску. Просто идеальный расклад! Правда, выспался я или нет, понять сложно, по ощущениям я бы с удовольствием поспал ещё. Зато мы без проблем перешагнули следующий часовой пояс, на данный момент у нас уже +3 часа от Москвы. Я у себя дома просыпаюсь обычно в 11-12, а тут в 9 утра по местному времени. Примечательно, что по этому часовому поясу живёт всего один регион России (Омская область). Странное распределение, конечно. Омск с точки зрения железной дороги очень интересен. Здесь соединяются два важных русла Транссибирской магистрали — то, по которому мы едем, которое, в свою очередь, в Екатеринбурге делится на два и больше, северное — через Пермь и через Ка
Оглавление

В предыдущей статье мы с вами совершили небольшую прогулку ночью по станции в Тюмень, и эта прогулка, может быть, худшая на нашем пути.

Сон и необычный часовой пояс

Но зато, в отличие от Нижнего Новгорода и Кирова, после прогулки по Тюмени проблем со сном у меня не было. Заснул сразу как убитый и проснулся уже когда мы подъезжали к следующему крупному городу — Омску. Просто идеальный расклад!

Правда, выспался я или нет, понять сложно, по ощущениям я бы с удовольствием поспал ещё. Зато мы без проблем перешагнули следующий часовой пояс, на данный момент у нас уже +3 часа от Москвы. Я у себя дома просыпаюсь обычно в 11-12, а тут в 9 утра по местному времени. Примечательно, что по этому часовому поясу живёт всего один регион России (Омская область). Странное распределение, конечно.

Расположение Омска с точки зрения железной дороги

Омск с точки зрения железной дороги очень интересен. Здесь соединяются два важных русла Транссибирской магистрали — то, по которому мы едем, которое, в свою очередь, в Екатеринбурге делится на два и больше, северное — через Пермь и через Казань, и южное — через Самару, Уфу, Челябинск и Петропавловск (Казахстан), по которому мы поедем обратно и обязательно осмотрим эту дорогу. О разнообразии пути до Перми/Екатеринбурга я уже писал здесь, повторяться не буду. Дальше пути из Омска идут как в Барнаул, Абакан, минуя Новосибирск и Барнаул, и, конечно, по основному направлению, как мы дальше и поедем — в Новосибирск и Красноярск.

Так что Омск — не только один из крупнейших городов России (13-е место по численности населения по состоянию на 2025 год) и второй по населению после Новосибирска город Сибири, но и транспортный узел, расположенный на пересечении железнодорожных магистралей.

Река Иртыш, чем примечательна

Река, на которой стоит Омск, под стать городу — Иртыш. Несмотря на то, что официально Иртыш впадает в другую крупнейшую реку — Обь, последняя короче её примерно на расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга. Таким образом, Иртыш — плюс-минус третья по длине река России, несмотря на то, что является притоком другой реки!

В любом случае это могущественная река, и мы очень рады лицезреть её из окна поезда.

Река Иртыш и спальный район Омска из окна поезда. Фото моё.
Река Иртыш и спальный район Омска из окна поезда. Фото моё.

Если честно, я ожидал большего, думал что она будет шире, так как начинает своё течение она задолго до Омска. Интересно, что в большой степени Иртыш китайских кровей, точнее вод. В Китае течет Река Черный Иртыш, она впадает в озеро Зайсан, и из этого озера вытекает уже обычный Иртыш.

Какое-то время река обеспечивает водой Казахстан, и далее уже течет по России. Может, я уже привередничаю, 500 метров реки мне уже мало (именно такая ширина Иртыша в этой части)... Но для сравнения, Волга относительно в начале своего пути, в районе Рыбинска уже 550 метров. И даже относительно короткая Нева в районе Троицкого моста Санкт-Петербурга шире — 570 метров.

Иртыш закончился, а мост ещё нет...

-3

Какие-то поляны ещё проезжаем на мосту.

Немного городских пейзажей и прибытие на станцию Омск-Пассажирский

Сразу после моста уже начинаются городские пейзажи. Дома типичные для любого российского города, например, по этому фото не отличишь, Омск это, Тула, Ростов-на-Дону или Подмосковье.

Омск из окна поезда. Фото моё.
Омск из окна поезда. Фото моё.

Станция Омск долго себя ждать не заставляет — вот уже идёт разветвление путей.

Омск из окна поезда на приближении к станции. Фото моё.
Омск из окна поезда на приближении к станции. Фото моё.

Снова гаражи — без них никуда.

Вот уже мы прибыли на станцию Омск. Здесь уже далеко не в первый раз нашему поезду предстоит заправиться водой. В отличие от Перми, водозаправочные шланги расположены между путями, а не на платформе — это плюс. Но куда больший плюс — это красивое здание вокзала, построенное в неорусском стиле. Вокзал выглядит прекрасно не только благодаря своей архитектуре, но и тому, что он в прекрасном состоянии. В это сложно поверить, но построен он в 2006 году. Формально это реконструкция, но по сути здание построено заново. И главное, что поддерживается в хорошем состоянии, как будто отстроили его не 16 лет (на момент нашего путешествия), а 16 дней назад.

Голубой вокзал очень красиво смотрится на фоне голубого — совершенно другого оттенка — неба.

Вокзал Омск со стороны платформ. Фото моё.
Вокзал Омск со стороны платформ. Фото моё.

Или вокзал Омска зелёный и у меня что-то со зрением? Как одно время было - платье бело-золотое или черно-синее...
Наверное, название бирюзовый/циан - наверное лучше всего передаёт этот цвет. Цвет океана на Мальдивах, в общем. Мой любимый.

Кстати, о небе... Цвет вокзала, океанический на мой взгляд, на ваш может по другому, очень хорошо смотрится на ярком солнце. И это не случайно!

Какая погода в Сибири?

С какой погодой у вас ассоциируется Омск? Кажется, холодная Сибирь... А вот вам интересный факт: Омск — один из самых солнечных городов России, я специально посмотрел несколько источников, чтобы не быть голословным, но везде Омск стабильно в топ-10. Вот куда надо ехать, если вы хотите насладиться солнцем. Несколько городов его обгоняют, но в нашем путешествии Омск точно самый солнечный. Не стало, к радости для нас, исключением и сегодняшнее омское утро. Как видите, очень солнечно и ярко. А ещё — всего только около 10 утра по местному времени, а уже жарко! Вот вам и Сибирь. Спасибо, Сибирь, что встречаешь нас такой хорошей погодой!

Но ничего удивительного, на самом деле, здесь нет. В азиатской части России климат резко-континентальный, то есть более сухой, с большой разницей в температурах между зимой и летом, и между днём и ночью. Поэтому жара сильнее Московской и даже где-то на уровне Ростовской области в Сибири — это нормально. Просто это значительно более короткий период времени занимает, и мы в него как раз попали. Люблю жару! По мне её намного проще переносить, чем холод. Можно под кондиционер, можно водой облиться. А на холоде, хоть ты во сто шуб одет, всё равно замёрзнешь рано или поздно.

Что можно увидеть на платформе станции Омск

Стоянка поезда у нас всего 16 минут здесь. В принципе, больше и не надо, манипуляции с водой и смена локомотивных бригад параллельно примерно столько времени и занимают, а других процедур с нашим составом тут не предстоит. Для посадки и высадки этого достаточно. Нам бы, конечно, хотелось погулять, осмотреть окрестности, но это всё-таки не туристический поезд, поэтому без претензий. Будем подстраиваться под то, что есть, тем более что масштабные прогулки у нас запланированы попозже, а тот же Омск у нас будет возможность посмотреть на обратном пути. Пока наслаждаемся дорогой и самими станциями.

-7

Ворота на предыдущем фото открыты, заманчиво приглашая на привокзальную площадь. Но это обманка и ловушка — выйти можно, а зайти уже нет. Точнее, можно, но только через унизительную процедуру досмотра (самое страшное — это не она, а то, что может быть очередь, а попасть в вагон надо строго за 5 минут до отправления). На всё это 11 минут — это риск. Поэтому, как и на предыдущих станциях, нам остаётся гулять по станции и рассматривать её.

Посадка и высадка, несмотря на очень удобное время прибытия, в нашем поезде в Омске почему-то небольшая. Вся толпа, которую вы видите, — это пассажиры, которые вышли прогуляться на жарком сибирском воздухе)))

-8

Рядом с основным вокзалом Омска расположен пригородный, удачно вписавшийся. Покрасили его почему-то ещё более выразительно.

-9

Подходим к локомотиву. Видим памятник паровозу — штука уже довольно привычная. Но здесь есть и памятник вагону. Такие вагоны ходили примерно более 80 лет назад.

-10

Классическое фото нашего поезда во главе с электровозом. Видим удачно гармонично вписавшуюся переходную галерею, ведущую, по-видимому, к пригородным поездам. Для поездов дальнего следования предусмотрен пешеходный тоннель от основного вокзала.

Вроде бы всё осмотрели, что можно, наше время подходит к концу, проводники зазывают, так что идём в вагон.

Дальше — пара коротких остановок и Барабинск, где наконец мы планируем не только выйти за пределы станции, но и закупиться продуктами, так как запас нашего пропитания планово подходит к концу. Об этом — в следующих статьях.

Ссылки на все статьи о путешествии

Часть 1

Москва-Тында-Москва 2022 и попутные города. Часть 1. Москва-Тюмень | Интересные виды ЖД и не только | Дзен

Часть 2

Москва-Тында-Москва 2022 и попутные города. Часть 2. Омск-Северобайкальск | Интересные виды ЖД и не только | Дзен