В предыдущей статье мы целых 11 счастливых и солнечных минут погуляли в Омске. Теперь по жаркой Сибири мчим к следующей станции нашей прогулке — Барабинску.
Озера Карачинские
Сегодня поезд № 92 Москва — Северобайкальск на этом участке пути делает остановку в Озере Карачинском. К счастью, не в самом озере, а лишь на одноименной железнодорожной станции. Около самой станции в населенном пункте Озеро-Карачи живёт аж 729 человек. Это как в отдельно взятом многоквартирном доме в Москве.
Если вы живёте в новомодном ЖК или же классической длинной 9-12-этажке, представляете, чтобы ради вашего дома останавливали целый поезд или даже несколько?
Но я так понимаю, что цель остановки (причем не стандартные 2 минуты, а аж целых 5) — не сам населенный пункт, а, собственно, озеро Карачинское. Точнее, не совсем так. Озеро, которое называется именно КарачинскОЕ, — совсем небольшое озеро, расположенное через несколько болот от станции, а примечательное — озеро, которое называется КарачИ.
Прошу не путать, озеро КарачИ и озеро КарачинскОЕ — разные вещи! Но и то, и то при этом озёра Карачинские) Именно ради озера КарачИ, видимо, затеяна вся эта тусовка с остановкой поездов. А хотя стоп. Там же есть ещё болото Комарово. Наверное, всё-таки всё ради болота, это очень интересно.
Озеро Карачи — горько-солёное, между прочим, хоть и расположено посреди сибирских полян и болот. Служит источником лечебной сульфидно-иловой грязи, которая используется на местном курорте и экспортируется. Аж с 1880 года, то есть со времен царской России, озеро используется как грязевой и бальнеологический курорт.
Лечебные грязи
Лечебные грязи. Кто-то считает, что они обладают омолаживающим эффектом, укрепляют органы, мышцы и суставы, побеждают рак, продлевают жизнь и даже воскрешают мертвых. Я отношусь к этому скептически, я бы вообще думал, что целебные свойства грязи придумал какой-нибудь шутник, чтобы посмотреть, как люди мажутся грязью и ещё отдают за это свои деньги. В крайнем случае — доказано, что эффект плацебо действительно работает в какой-то степени. Но, вроде как, какая-то польза от этих грязей действительно есть. Я не медик, не буду утверждать. Мне интересно другое — неужели это грязное грязевое озеро настолько примечательно, что ради него делают остановку быстрым поездам? Вообще, лечебными грязями у нас богато Азовское море — например, Ейск и окрестности (по этой ссылке я кстати снял эти окрестности из окна поезда, там сохранился редчайший, занесённый в Красную книгу, стук колёс звеньевого пути). Уверен, что если кто-то захочет искупаться в грязи, сделает это, конечно, не в ближайшей луже, но поедет туда, в Краснодарский край, в более крупную лужу (если что, мне очень нравится это место, не обижайтесь, я любя). Понятно, что сибиряки и жители Дальнего Востока на Азовское море из-за грязи вряд ли поедут, но неужели что эта грязь так ценна, что из-за неё на регулярной основе ездят сюда? Вообще, я вроде как и в аптеках видел, что там лечебная грязь продаётся. Или в аптеке это как полуфабрикат, а здесь живая...
В общем, вот такой интересный момент...
Калачинск/ая
Но у нас в поездке 2022 году были другие остановки. По 2 минуты. Первая из них — Калачинская.
Довольно ухоженная станция, на первой платформе много зелени. Калачинская и Карачинская — легко перепутать, особенно если кто-то не выговаривает «Р», то вообще звучит как одно и тоже. Какой-то шутник видимо решил придумать похожие названия, расположенные недалеко друг от друга. Озеро Карачи, озеро Карачинское и вот Калачинск.
Калачинск — не много ни мало — третий по величине город в Омской области! Так что зря убрали эту остановку. Правда, население у него всего чуть больше 20000 человек, это более чем в 7 раз меньше, чем, например, у одного района Москвы Бибирево. А третий по величине город Московской области имеет населения — Химки — 256000 человек... Или возьмем Краснодарский край — более 260000 человек. Вот такой разброс населения у нас в стране, и учитывая климат и другие географические особенности это нормально... Вот здесь, в Сибири, такая плотность, а на БАМе будет ещё меньше. И это возле магистральной железной дороги, а что говорить о местах, которые севернее...
До Калачинской я завтракал и общался с друзьями, о еде в нашей поездке — в отдельной статье.
Виды Западной Сибири из окна поезда, чем примечательны
А вот дальше обратил внимание на виды из окна. Они кардинально отличаются от того, что я видел вчера днём. Более того, отличаются и от видов первого дня поездки!
Первое отличие — в деревьях. Вроде бы они такие, как в Москве — много берёз, например, но ростом высотой при этом они намного ниже чем в центральной России. Хотя это место географически южнее Москвы, но климат здесь намного более суровый. Притом что летом бывает даже жарче, чем в Москве, но оно более короткое и зимой, соответственно, намного холоднее. Меньше осадков. Видимо, из-за более сурового климата им не удаётся так вырасти.
Как мы знаем, Москва и близлежащие города расположены в восточно-европейской равнине. Сейчас мы едем по Западно-Сибирской равнине. Казалось бы, там равнина, и там равнина. И вроде бы широта примерно одна и та же. Что может отличаться? А смотрите!
Просто идеально ровная равнина! Без этой тавтологии никак здесь. Ни одного холма не видно! Как будто кто-то взял огромный утюг и пригладил здесь всё. Вот тут и поверишь, что Земля плоская. Это смотрится очень необычно. Вроде бы я не горный человек, но в столице не зря говорят что Москва стоит на семи холмах. Но даже в местах где официально холмы никак не называются, то там тоже не идеально ровно. Даже в степях Волгоградской области, или северной части Краснодарского края не так идеально ровно.
Интересно, что здесь не сплошные леса, как в Московском регионе, и не искусственно высаженные лесополосы, как в Краснодарском крае, а в основном поля с маленькими лесными вставками. Могу ошибаться, но, кажется, тут даже есть вспаханные поля. А в основном всё в зелёной траве и множестве маленьких белых и жёлтых цветов.
Мы едем по идеально ровной местности, а также ещё и прямой (если посмотреть на карту то как будто линейкой прочертили наш путь)
Особенности местной железной дороги
А значит, ничего не мешает нам ехать с максимально возможной скоростью, 110-120 км/час, что мы и делаем. На участке пути от Омска до Барабинска, кстати, наш поезд абсолютный лидер — доезжает за 3 часа 25 минут. Ближайшие преследователи — Москва-Новокузнецк и Тюмень-Новосибирск — отстают аж на 13 минут. Самый медленный поезд здесь Кисловодск-Тында и Кисловодск-Новокузнецк, аж на 1 час и 12 минут дольше нашего, хотя у него всего на 2 короткие остановки больше. Так что и по такой идеально ровной местности без кривых есть поезда, которые идут не быстро.
Судя по карте, мы проезжаем много болот. Причем некоторые из них прямо под нашими путями! Железную дорогу умудрились построить даже через них. Титанический труд!
Вот так вот едешь, думаешь, трава и трава. А наступишь на такую траву — и засосёт тебя, извините за выражение... Болото, и совсем не мещанское. А, например, болото Лагунак.
Татарск/ая
После очередного ровного поля и болота прибываем на следующую станцию — Татарскую. Нет, не Татарскую в смысле того, что ей владеют татары, а так называется город, на котором она расположена — Татарск...
...Такой мог быть логичный ответ, но нет. На самом деле, это город назвали в честь станции! Да, сначала была построена именно она, а уже потом около неё начал развиваться сначала пристанционный посёлок, потом уже и город. На самом деле действительно, когда здесь появилась станция, тут жили татары. Точнее, деревню Татарку ещё в царское время назвали по местным жителям. Татары, безусловно, живут во всей России, но действительно в Татарстане их больше всего, и назвать населенный пункт в честь них было бы совсем не оригинально. А здесь, в Сибири, — другое дело. Правда, сейчас город населяют потомки переселенцев, и татар здесь не больше, чем в любом другом городе. А название осталось.
Да, бывает по-разному, когда-то станцию называют в честь города, когда-то наоборот.
Станция в отличном состоянии, невероятно чистая и аккуратная, тротуарная плитка уложена на платформе очень красиво и ровно, Москве стоит поучиться у Татарска. Вокзал очень красивый! И радует глаз яркие краски, очень удачное цветовое решение. В общем, эта станция несомненно попала бы в топ моего рейтинга. Но, к сожалению, стоянка тут всего две минуты. Это в принципе, логично, город небольшой. Но посадка и высадка здесь есть, не так уж и мало людей вошло в наш поезд. Не смотря на то что график у нас здесь самый быстрый, прибыли мы за три минуты до официального времени, и не зря. Еле успели всех посадить.
Отправляемся и мчим дальше. Жёлтые цветы побеждают белые, их становится очень много.
Следующая остановка — Барабинск, где, наконец, получится уже как следует погулять и с пользой. О том, как прошла эта прогулка, — в следующей статье. Или не в следующей)