Найти в Дзене

По болотам идеально ровной Западной Сибири. Озеро Карачи, Карачинское, Калачинск. Татарск. III день поездки Москва-Тында-Москва.

В предыдущей статье мы целых 11 счастливых и солнечных минут погуляли в Омске. Теперь по жаркой Сибири мчим к следующей станции нашей прогулке — Барабинску. Сегодня поезд № 92 Москва — Северобайкальск на этом участке пути делает остановку в Озере Карачинском. К счастью, не в самом озере, а лишь на одноименной железнодорожной станции. Около самой станции в населенном пункте Озеро-Карачи живёт аж 729 человек. Это как в отдельно взятом многоквартирном доме в Москве. Если вы живёте в новомодном ЖК или же классической длинной 9-12-этажке, представляете, чтобы ради вашего дома останавливали целый поезд или даже несколько? Но я так понимаю, что цель остановки (причем не стандартные 2 минуты, а аж целых 5) — не сам населенный пункт, а, собственно, озеро Карачинское. Точнее, не совсем так. Озеро, которое называется именно КарачинскОЕ, — совсем небольшое озеро, расположенное через несколько болот от станции, а примечательное — озеро, которое называется КарачИ. Прошу не путать, озеро КарачИ и оз
Оглавление

В предыдущей статье мы целых 11 счастливых и солнечных минут погуляли в Омске. Теперь по жаркой Сибири мчим к следующей станции нашей прогулке — Барабинску.

Озера Карачинские

Сегодня поезд № 92 Москва — Северобайкальск на этом участке пути делает остановку в Озере Карачинском. К счастью, не в самом озере, а лишь на одноименной железнодорожной станции. Около самой станции в населенном пункте Озеро-Карачи живёт аж 729 человек. Это как в отдельно взятом многоквартирном доме в Москве.

Если вы живёте в новомодном ЖК или же классической длинной 9-12-этажке, представляете, чтобы ради вашего дома останавливали целый поезд или даже несколько?

Станция Озеро-Карачинское и окрестности на карте
Станция Озеро-Карачинское и окрестности на карте

Но я так понимаю, что цель остановки (причем не стандартные 2 минуты, а аж целых 5) — не сам населенный пункт, а, собственно, озеро Карачинское. Точнее, не совсем так. Озеро, которое называется именно КарачинскОЕ, — совсем небольшое озеро, расположенное через несколько болот от станции, а примечательное — озеро, которое называется КарачИ.

Озера Карачинские на карте
Озера Карачинские на карте

Прошу не путать, озеро КарачИ и озеро КарачинскОЕ — разные вещи! Но и то, и то при этом озёра Карачинские) Именно ради озера КарачИ, видимо, затеяна вся эта тусовка с остановкой поездов. А хотя стоп. Там же есть ещё болото Комарово. Наверное, всё-таки всё ради болота, это очень интересно.

Озеро Карачи — горько-солёное, между прочим, хоть и расположено посреди сибирских полян и болот. Служит источником лечебной сульфидно-иловой грязи, которая используется на местном курорте и экспортируется. Аж с 1880 года, то есть со времен царской России, озеро используется как грязевой и бальнеологический курорт.

Лечебные грязи

Лечебные грязи. Кто-то считает, что они обладают омолаживающим эффектом, укрепляют органы, мышцы и суставы, побеждают рак, продлевают жизнь и даже воскрешают мертвых. Я отношусь к этому скептически, я бы вообще думал, что целебные свойства грязи придумал какой-нибудь шутник, чтобы посмотреть, как люди мажутся грязью и ещё отдают за это свои деньги. В крайнем случае — доказано, что эффект плацебо действительно работает в какой-то степени. Но, вроде как, какая-то польза от этих грязей действительно есть. Я не медик, не буду утверждать. Мне интересно другое — неужели это грязное грязевое озеро настолько примечательно, что ради него делают остановку быстрым поездам? Вообще, лечебными грязями у нас богато Азовское море — например, Ейск и окрестности (по этой ссылке я кстати снял эти окрестности из окна поезда, там сохранился редчайший, занесённый в Красную книгу, стук колёс звеньевого пути). Уверен, что если кто-то захочет искупаться в грязи, сделает это, конечно, не в ближайшей луже, но поедет туда, в Краснодарский край, в более крупную лужу (если что, мне очень нравится это место, не обижайтесь, я любя). Понятно, что сибиряки и жители Дальнего Востока на Азовское море из-за грязи вряд ли поедут, но неужели что эта грязь так ценна, что из-за неё на регулярной основе ездят сюда? Вообще, я вроде как и в аптеках видел, что там лечебная грязь продаётся. Или в аптеке это как полуфабрикат, а здесь живая...

В общем, вот такой интересный момент...

Калачинск/ая

Но у нас в поездке 2022 году были другие остановки. По 2 минуты. Первая из них — Калачинская.

Станция Калачинская из окна поезда. Фото моё
Станция Калачинская из окна поезда. Фото моё

Довольно ухоженная станция, на первой платформе много зелени. Калачинская и Карачинская — легко перепутать, особенно если кто-то не выговаривает «Р», то вообще звучит как одно и тоже. Какой-то шутник видимо решил придумать похожие названия, расположенные недалеко друг от друга. Озеро Карачи, озеро Карачинское и вот Калачинск.

Калачинск — не много ни мало — третий по величине город в Омской области! Так что зря убрали эту остановку. Правда, население у него всего чуть больше 20000 человек, это более чем в 7 раз меньше, чем, например, у одного района Москвы Бибирево. А третий по величине город Московской области имеет населения — Химки — 256000 человек... Или возьмем Краснодарский край — более 260000 человек. Вот такой разброс населения у нас в стране, и учитывая климат и другие географические особенности это нормально... Вот здесь, в Сибири, такая плотность, а на БАМе будет ещё меньше. И это возле магистральной железной дороги, а что говорить о местах, которые севернее...

До Калачинской я завтракал и общался с друзьями, о еде в нашей поездке — в отдельной статье.

Виды Западной Сибири из окна поезда, чем примечательны

А вот дальше обратил внимание на виды из окна. Они кардинально отличаются от того, что я видел вчера днём. Более того, отличаются и от видов первого дня поездки!

Западно-Сибирская равнина из окна поезда. Фото моё.
Западно-Сибирская равнина из окна поезда. Фото моё.

Первое отличие — в деревьях. Вроде бы они такие, как в Москве — много берёз, например, но ростом высотой при этом они намного ниже чем в центральной России. Хотя это место географически южнее Москвы, но климат здесь намного более суровый. Притом что летом бывает даже жарче, чем в Москве, но оно более короткое и зимой, соответственно, намного холоднее. Меньше осадков. Видимо, из-за более сурового климата им не удаётся так вырасти.

Как мы знаем, Москва и близлежащие города расположены в восточно-европейской равнине. Сейчас мы едем по Западно-Сибирской равнине. Казалось бы, там равнина, и там равнина. И вроде бы широта примерно одна и та же. Что может отличаться? А смотрите!

-5

Просто идеально ровная равнина! Без этой тавтологии никак здесь. Ни одного холма не видно! Как будто кто-то взял огромный утюг и пригладил здесь всё. Вот тут и поверишь, что Земля плоская. Это смотрится очень необычно. Вроде бы я не горный человек, но в столице не зря говорят что Москва стоит на семи холмах. Но даже в местах где официально холмы никак не называются, то там тоже не идеально ровно. Даже в степях Волгоградской области, или северной части Краснодарского края не так идеально ровно.

Интересно, что здесь не сплошные леса, как в Московском регионе, и не искусственно высаженные лесополосы, как в Краснодарском крае, а в основном поля с маленькими лесными вставками. Могу ошибаться, но, кажется, тут даже есть вспаханные поля. А в основном всё в зелёной траве и множестве маленьких белых и жёлтых цветов.

-6

Мы едем по идеально ровной местности, а также ещё и прямой (если посмотреть на карту то как будто линейкой прочертили наш путь)

-7

Особенности местной железной дороги

А значит, ничего не мешает нам ехать с максимально возможной скоростью, 110-120 км/час, что мы и делаем. На участке пути от Омска до Барабинска, кстати, наш поезд абсолютный лидер — доезжает за 3 часа 25 минут. Ближайшие преследователи — Москва-Новокузнецк и Тюмень-Новосибирск — отстают аж на 13 минут. Самый медленный поезд здесь Кисловодск-Тында и Кисловодск-Новокузнецк, аж на 1 час и 12 минут дольше нашего, хотя у него всего на 2 короткие остановки больше. Так что и по такой идеально ровной местности без кривых есть поезда, которые идут не быстро.

-8

Судя по карте, мы проезжаем много болот. Причем некоторые из них прямо под нашими путями! Железную дорогу умудрились построить даже через них. Титанический труд!

-9

Вот так вот едешь, думаешь, трава и трава. А наступишь на такую траву — и засосёт тебя, извините за выражение... Болото, и совсем не мещанское. А, например, болото Лагунак.

-10

Татарск/ая

После очередного ровного поля и болота прибываем на следующую станцию — Татарскую. Нет, не Татарскую в смысле того, что ей владеют татары, а так называется город, на котором она расположена — Татарск...

...Такой мог быть логичный ответ, но нет. На самом деле, это город назвали в честь станции! Да, сначала была построена именно она, а уже потом около неё начал развиваться сначала пристанционный посёлок, потом уже и город. На самом деле действительно, когда здесь появилась станция, тут жили татары. Точнее, деревню Татарку ещё в царское время назвали по местным жителям. Татары, безусловно, живут во всей России, но действительно в Татарстане их больше всего, и назвать населенный пункт в честь них было бы совсем не оригинально. А здесь, в Сибири, — другое дело. Правда, сейчас город населяют потомки переселенцев, и татар здесь не больше, чем в любом другом городе. А название осталось.

Да, бывает по-разному, когда-то станцию называют в честь города, когда-то наоборот.

Вокзал станции Татарская из окна поезда. Фото моё.
Вокзал станции Татарская из окна поезда. Фото моё.

Станция в отличном состоянии, невероятно чистая и аккуратная, тротуарная плитка уложена на платформе очень красиво и ровно, Москве стоит поучиться у Татарска. Вокзал очень красивый! И радует глаз яркие краски, очень удачное цветовое решение. В общем, эта станция несомненно попала бы в топ моего рейтинга. Но, к сожалению, стоянка тут всего две минуты. Это в принципе, логично, город небольшой. Но посадка и высадка здесь есть, не так уж и мало людей вошло в наш поезд. Не смотря на то что график у нас здесь самый быстрый, прибыли мы за три минуты до официального времени, и не зря. Еле успели всех посадить.

Отправляемся и мчим дальше. Жёлтые цветы побеждают белые, их становится очень много.

-12

Следующая остановка — Барабинск, где, наконец, получится уже как следует погулять и с пользой. О том, как прошла эта прогулка, — в следующей статье. Или не в следующей)

Ссылка на все статьи о путешествии:

Часть 1

Москва-Тында-Москва 2022 и попутные города. Часть 1. Москва-Тюмень | Интересные виды ЖД и не только | Дзен

Часть 2

Москва-Тында-Москва 2022 и попутные города. Часть 2. Омск-Северобайкальск | Интересные виды ЖД и не только | Дзен