Найти в Дзене

Интересные особенности Котельнича и окрестностей. На двух магистралях сразу. Через всю Россию на поезде.

Предыдущая статья закончилась на том, что за окном нашего поезда становилось светлее. Утро или белая ночь? Сначала можно подумать, что уже наступило утро, но нет - ещё даже не середина ночи - без нескольких минут три часа. Да, на широте Москвы ночи в июне и до середины июля, конечно, не белые, как в Петербурге, но всё же очень короткие. До конца не темнеет, и в самое темное время на небе видна полоса света на севере. И вот даже в середине июля, в три часа ночи уже стало светло. Тем более, то место где мы ехали сейчас, все таки чуть севернее Москвы. Соединение двух частей Транссибирской магистрали Тем временем из окна, кроме встречного пути, виднеется другая, двухпутная железная дорога. Это не какая-нибудь, а самая настоящая Транссибирская магистраль. Да, тот ход, по которому мы ехали через Владимир-Нижний Новгород, считается более новым, а «классическим» Транссибом считается линия через Ярославль, хоть она и более длинная. Раньше поезда на восток ходили по большей части именно таким
Оглавление

Предыдущая статья закончилась на том, что за окном нашего поезда становилось светлее.

Утро или белая ночь?

Сначала можно подумать, что уже наступило утро, но нет - ещё даже не середина ночи - без нескольких минут три часа.

Да, на широте Москвы ночи в июне и до середины июля, конечно, не белые, как в Петербурге, но всё же очень короткие. До конца не темнеет, и в самое темное время на небе видна полоса света на севере. И вот даже в середине июля, в три часа ночи уже стало светло. Тем более, то место где мы ехали сейчас, все таки чуть севернее Москвы.

Соединение двух частей Транссибирской магистрали

Тем временем из окна, кроме встречного пути, виднеется другая, двухпутная железная дорога. Это не какая-нибудь, а самая настоящая Транссибирская магистраль. Да, тот ход, по которому мы ехали через Владимир-Нижний Новгород, считается более новым, а «классическим» Транссибом считается линия через Ярославль, хоть она и более длинная. Раньше поезда на восток ходили по большей части именно таким способом, теперь большая часть идёт, как мы, через Нижний Новгород. Ещё небольшое количество поездов следует так называемым южным ходом Транссиба, с Казанского вокзала через Муром, Казань.

Интересно, что у дороги через Ярославль тоже две версии: одна полностью электрифицированная, со сменой рода тока в Данилове, а другая электрифицирована лишь частично, через Кострому, в Костроме меняется электровоз на тепловоз. Именно по этой линии ходит нынешняя «Россия» 1/2, бывший 99/100 Москва-Владивосток. Остальные поезда ходят через Данилов.

Что общего у Транссиба и рек?

Таким образом, Транссибирская магистраль как речная система — не одна линия от Москвы до Владивостока, а несколько, соединяющихся в одну. Как Миссисипи и Миссури, Ангара и Енисей, Ока, Кама и Волга. Местами она на какое-то время также разделяется на две части. Как у рек бывает, что возникают острова, «разбивающие» на определённом участке реку на основное течение и протоку.

Например, от Екатеринбурга до Омска можно добраться двумя способами - северным, через Тюмень, и южным, через Курган и Петропавловск. Второй способ, к сожалению, сейчас предусматривает транзит через другую страну (Казахстан). Точно также как основная железнодорожная линия на Черноморское побережье Крыма и Кавказа была построена через Харьков (Украину), поэтому как бы все не ругали, как долго и медленно идут поезда через Воронеж, других вариантов и возможностей нет. Соответственно, путь на восток был построен частично через Казахстан. Никто не знал, что СССР развалится... Но мы не о политике. Что касается именно нашего путешествия - транзит даже через Казахстан, влечет за собой определенные неудобства. Наш поезд в Северобайкальск едет северным путем через Тюмень, а обратно мы уже поедем на другом поезде через Петропавловск (Казахстан). И естественно, расскажу обо всех особенностях этого. Но зато получилось осмотреть сразу два разных пути.

Вот изобразил движение нашего поезда и где мы сейчас находимся. Зеленые линии - это железные дороги, электрифицированные переменным током. Синие - постоянным. Черные - тепловозные линии. Более жирные линии с белой полосой - двухпутные или многопутные магистрали, остальные - однопутные.

Спасибо составителям этой схемы! Всем, кто интересуется железной дорогой, рекомендую - очень интересно и легко можно изучить.

Город Котельнич и его станция

Постепенно путей становилось всё больше, а значит, мы прибываем на станцию Котельнич-1, которая соединяет две части великой железнодорожной магистрали.

Вот как она выглядит с северной стороны - станция не маленькая.

Станция Котельнич-1 из окна поезда. Фото моё.
Станция Котельнич-1 из окна поезда. Фото моё.

Интересные факты, особенности и моменты


Помимо того, что Котельнич — важный транспортный узел (автомагистрали тоже там соединяются), он примечателен тем, что это один из старейших городов Кировской области (первое упоминание — 1181 год, то есть практически ровесник Москвы). Расположен на высоком берегу Вятки. Именно от этой реки произошло название славянских племен, живших в том числе на территории современной Москвы. Не случайно в этом городе есть Вятский центр русской культуры, где можно познакомиться с фольклором, традициями и обрядами Вятки, принять участие в праздниках, пройти мастер-классы.

Развит Котельнич и с точки зрения палеонтологии. Есть Котельничский палеонтологический музей и парк «Динозавры на Вятке», где среди деревьев размещены 18 фигур динозавров в натуральную величину.

И на такой большой, довольно значимой станции мы стоим всего две минуты! Правда, сам городок Котельнич значительно меньше Дзержинска, в котором мы также стояли две минуты. Да и несмотря на то, что светло, глубокая ночь, поэтому в нашем поезде посадки и высадки не было.

Ещё интересно, как выглядит Котельнич на карте!

-3

Посмотрите, внутри города как будто «дыра» из других населенных пунктов — сел Чащины и Ситниковы. Как Ватикан внутри Рима. Такое, в отличие от эксклавов, когда город имеет несколько отдаленных частей, бывает довольно редко. При этом административный центр Чащиных и Ситниковых находится к северо-востоку от Котельнича, то есть чтобы попасть в райцентр, надо перейти через другой район! Это всё равно как если бы управа района Бирюлево находилась в Черёмушках.

Интересны и названия этих сел! Часто села и деревни называются, словно отвечая на вопрос - "Чьё?". То есть если названо в честь Косолаповых, то КосолапоВО. Или ПушкиНО. А обратите внимание на названия здесь. КосолапоВЫ, БанникоВЫ, ШабалиНЫ (причем целых две штуки с разных сторон Котельнича), НаймушиНЫ, ВесниНЫ и так далее. К северо-востоку есть ещё более крупное КардакоВЫ. Интересно, какие фамилии у жителей этих мест и почему их так назвали.

Как же много интересного и необычного! Чего мы даже не замечаем.

В пути до Кирова

Итак, постояли мы положенные две минуты, ровно по расписанию, и поехали дальше. Сон ушел окончательно, друзья находились в глубоком сне, мне оставалось лишь следить за километражными столбиками и высчитывать скорость и ждать следующую станцию Киров. В телефоне вроде бы был навигатор, но скорость показывать не хотел.

Километражные столбики после станции Котельнич-1 указывают нам наше место, что именно линия через Ярославль главная. То есть, хотя по столбам видно, что уже 900+ километров от Москвы, по факту мы проехали чуть меньше.

От невозможности заснуть и нечего делать, приступил к занятию детства - высчитывать скорость поезда по столбам. Кто ещё так делал? Напишите. Высчитал по столбам, что 1 километр поезд проезжал за 32-35 секунд, то есть ехал со скоростью, близкой к максимальной 120 км/час. Помедитировав так около часа, я заметил, что лес сменился домами, а железнодорожных путей снова стало много. Это значит, что мы проезжаем Лянгасово. Сейчас, я так понял, это уже часть Кирова. Раньше был отдельным населенным пунктом. Сейчас почему-то модно стало всё объединять: поликлиники, школы, автобусные и электробусные парки, вот и города объединяют. Пример — далеко не только Новая Москва, но и, например, Балашиха-Железнодорожный, Подольск-Климов и т. д. Я раньше думал, такое только в Москве и сопредельных территориях, но вот тут также.

Станция Лянгасово-Пассажирская. Фото из интернета.
Станция Лянгасово-Пассажирская. Фото из интернета.

В Лянгасово имеют остановку несколько поездов, но не наш, который все-таки самый быстрый. Проскакиваем ходом, скорость уже небольшая, и получается сполна рассмотреть городские и железнодорожные пейзажи. В Лянгасово и Кирове к Транссибу примыкает тепловозная линия, ведущая в Котлас, через который в свою очередь проходит единственная линия к Сыктывкару, Воркуте и Лабытнанги (город на другом берегу от Салехарда)

Самое тяжелое ночью — это когда хочешь спать, но не можешь заснуть. Мозг уже не работает, и дела не поделать, но и не поспать, и время идет впустую. Полночи я пробыл в таком состоянии, сейчас же организм проснулся. Я в ожидании ночной-утренней прогулки... Она описана в следующей статье.


Ссылка на все статьи об этом путешествии

Москва-Тында-Москва 2022 и попутные города | Интересные виды ЖД и не только | Дзен
Москва-Тында-Москва 2022 и попутные города. Часть 2. Омск-Северобайкальск | Интересные виды ЖД и не только | Дзен