Анна Антипина родилась в 1966 году, в сибирской деревне Коротково. Мать работала дояркой, отец был чернорабочим. В семье все с детства были приучены к труду: куры, коровы, огород – за всем нужно было ухаживать. Ещё маленькой Анна часто наблюдала, как отец собирает ружьё и уходит на охоту в тайгу. Тогда она ещё не знала, что сама когда-нибудь уйдёт туда на долгие годы.
Он появился внезапно – геолог, прошедший пешком через тайгу. Виктор, человек с двумя высшими образованиями, родом из Смоленска. Попросился переночевать – и остался. Потом взял фамилию матери Анны, став Антипиным. А вскоре заявил, что хочет поселиться в лесу.
Остались вдвоём
С матерью и отчимом Анна объездила полстраны – от Москвы до Великого Устюга – в поисках места, где можно было бы начать новую жизнь. В тайге, говорил Виктор, нет зла, нет соблазнов, нет болезней. Он мечтал обучать людей древним ремёслам, жить просто, без суеты. Денег на создание собственной школы было, но была вера.
В какой-то момент мать Анны не выдержала. Во время одной из пересадок она сошла с поезда и больше не вернулась. 16-летняя дочь осталась с отчимом и пошла за ним в тайгу.
Шесть лет длились их скитания. Питались дарами природы, забредали в беспросветную глушь. Пока искали подходящее место, Анна родила троих детей. Двое мальчиков погибли через месяц. Оленье – девочке с именем, которое мать дала в честь оленя, случайно подошедшего к их избушке – удалось выжить.
Жизнь в глуши
Когда малышке исполнилось три года, семья, наконец, осела в балке, который им выделили как временное жилище. Подрабатывающие в лесхозе родители думали, что пробудут здесь недолго, но с прибавлением в семье изменили решение.
Балок был тесен: печка в углу, стол, две нары и проход между ними. Зимой топили суткам, чтобы сохранить тепло и приготовить пищу. Летом использовали костёр.
Жили без молитв и суеверий. Виктор добывал мясо, делал лыжи. Раз в месяц уходил в Сереброво – за продуктами. Обменивал их на вещи, сделанные своими руками, или помогал больным выздороветь, а потом носил по восемьдесят килограммов за спиной в поняге, сшитой из звериной шкуры.
Анна в деревню не выходила. Детей учили дома, читали им газеты, рассказы. Оленья писала стихи. Её мама вела дневник погоды. Так шёл год за годом.
Пожар и встреча с медведем
Иногда в балок заглядывали охотники, но после развала Союза гостей поубавилось. Семья осталась одна. Ловили соболей и глухарей, варили черемшу, сушили хлеб и травы. Для стирки использовали порошок, вместо шампуня применяли щелок из золы.
Были и беды. Однажды случился пожар. Виктор, пока тушил, обжёг ноги, у Анны обгорели руки. Встречался во время проверки капканов и медведь. Зверь стоял напротив, когда мама с дочерью пришли за добычей. К счастью, он ушёл обратно, никого не тронув.
Отмечали праздники, наряжали елку фантиками, дети угощали друг друга принесёнными отцом конфетами.
Неожиданное решение
К началу 2000-х Виктор сильно ослаб. Спина, привыкшая к тяжести, болела всё чаще. Еды не хватало. Дети росли, им становилось тесно.
– Появилось чувство, что живём неправильно, – рассказывала Анна.
Вспомнила умерших сыновей и поняла, что в нынешней ситуации может потерять и остальных детей.
Весной 2002 года она впервые за 19 лет вышла в люди. Шла, дрожа – не от холода, а от страха заговорить хоть с кем-то. В сельсовете помогли: дали дом, восстановили документы. Виктор, узнав об этом, сильно злился. Отказывался покинуть тайгу. Так он там и остался. А Анна с детьми начала жизнь заново.
Новый мир
Поначалу они всему удивлялись: впервые увидели велосипеды, машины, телевизор.
– Мы смотрели всё – даже рекламу, – вспоминал сын Михаил.
Старшие пошли в школу. Оленья экстерном окончила её, но имя своё сменила на Алёну, потому что над прежним смеялись.
Анна вышла замуж за местного жителя Александра и родила ещё двух дочерей.
Последний раз Виктора видели на дне рождения Алёны – в феврале 2003 года. Он тогда взял продукты и ушёл, не желая и слышать про возвращение к цивилизации. Спустя месяц старшая дочь отправилась к отцу в гости и нашла его мёртвым возле печки. Тайга забрала своего хранителя.
Анна не держала на него зла или обиды. Была благодарна за всё, чему мужчина её научил, за любовь к детям. Единственное, о чём сильно жалеет она – потеря связи с мамой. О её смерти дочь-отшельница узнала лишь через 4 года.
«В тайге их родина»
Сейчас ей пятьдесят девять. Анна – соцработник, ездит по деревням, ухаживает за стариками. У неё свой охотничий участок, есть ружьё и лицензия. Ходит в тайгу с мужем, ловит соболя, белку, иногда кого-то и покрупнее. Старшие дети приезжают в гости с семьями. Все они сыграли свадьбы, старшие дочери стали мамами.
Избушку Виктора восстановили. Ежегодно многодетная семья на несколько дней уходит в тайгу останавливается в ней – там, где прошло их детство.
– Лес – это сила! – заключила Анна. – И старшие приезжают сюда. Здесь рядом, в тайге, их родина.
Друзья, если вам нравятся истории о силе человеческого духа и необычных поворотах судьбы, на канале «Ямал-Медиа» мы ежедневно рассказываем удивительные случаи, произошедшие в реальности. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи и видео.
Читайте также: