Когда-то в этих местах кипела жизнь: дети бегали в школу, на фермах мычал скот, а в домах топились печи. Сегодня же Колыванский район Новосибирской области усеян пустыми избами и покосившимися табличками. Среди десятков деревень-призраков лишь во дворе одного дома по-прежнему тлеет костер и слышно живое дыхание. Там живёт Леонид – последний человек во Вдовино.
Леонид родился и вырос во Вдовино. В его детстве деревня была большой: здесь жили 400–500 человек, работала школа. В пятом класс он был единственным учеником. Потом семья переехала в Лебяжье, были и другие сёла, но дорога всё же вернула мужчину обратно.
Вернулся он в родное место, когда в нём от былого уже почти ничего не осталось. На тот момент здесь проживали всего три семьи. С годами не стало и их. Пять лет назад уехала семья Леонида – сыну нужно было учиться, и ради школы купили квартиру в другом селе. Супруга и ребёнок перебрались туда, а Леонид не последовал за ними.
– Лучше бы я во Вдовино остался, – как-то сказал перед смертью один из бывших соседей.
Эти слова словно стали для Леонида подтверждением правильности его выбора.
Жить здесь – значит каждый день сталкиваться с опасностью. Телефон не ловит, дорогу зимой не чистят, а до ближайшей Пономарёвки двадцать километров по просёлку. Несколько лет назад местный житель в мороз за −48 градусов отморозил ноги: медиков смогли вызвать лишь по спутниковой связи. В итоге пришлось ампутировать ступни.
– Конечно, одному тяжело, рук не хватает. Скотину на полдня оставлю – что-то да случится. То медведь приходит, то енот, то человек другой, – признавался Леонид.
Колыванский район сам по себе словно сплошное кладбище деревень. Здесь официально числятся 59 населённых пунктов, но многие из них – только на бумаге. Пономарёвка, Жирновка, Хохловка, Вдовино… одни исчезли бесследно, другие превратились в места, куда ездят только за ягодами или на охоту.
Жирновка, где когда-то держали ферму, сегодня полностью заросла болотом. В Алексеевке не уцелел и старый мост – местным когда-то приходилось класть на сваи доски, чтобы переползти на другой берег. Теперь не видно и свай.
Тишина этих мест обманчива. Охотник Виктор, сосед Леонида по тайге, вспоминает не только убитых медведей и лосей, но и странные огненные шары в небе, которые периодически видели всей деревней. Одни считали это природным явлением, другие – мистикой.
Помимо НЛО, замечали в окрестностях нечистую силу: поговаривали, что в болоте обитают лешие, а на опушке стоит домик ведьмы, которая по ночам меняла облик на чёрную змею и мучила скот. Однако даже без легенд жизнь здесь полна сюрпризов и испытаний.
Для Леонида главным врагом являются не вымышленные, а реальные звери. Медведи выходят прямо к его дому, уводят свиней и телят с огорода. Однажды за день пришлось стрелять в двух хищников. Не успел отец расправиться с одним косолапым, как сын закричал с огорода, что к скотине вышел ещё один.
– Медведи у меня прямо с крыльца свиней забирают, – спокойно рассказывал Леонид.
Он привык и к этому, и к звону комаров в воздухе, от которых не спасает даже дым костра.
Леонид по-прежнему считается единственным жителем Вдовино. Так и проживает в доме, облицованном белой плиткой, с нерабочим таксофоном у крыльца и хозяйством, которое требует каждодневной заботы. Коровы, козы, лошади, гуси – всё держит он один. Продукты старается приобретать сразу на год вперёд. Иногда помогает Виктор, иногда сам выбирается в Пономарёвку.
– Мне одному не страшно. Всё относительно. От себя ведь не убежишь, – так рассуждал он.
Его философия проста: если каждый будет бежать со своего места, то кто-то окажется на его. А Леонид своё место уже давно нашёл.
Друзья, если вам хочется видеть на канале «Ямал-Медиа» больше интересных историй, подписывайтесь и пишите об этом в комментариях. А пока можете провести время за просмотром видео о других заброшенных деревнях России: