В частности, доходы предлагается утвердить в сумме 36,562 трлн руб., расходы - оставить на прежнем уровне 42,3 трлн руб.
МОСКВА, 15 октября. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о федеральном бюджете на 2025-2027 годы в части показателей, утвержденных на 2025 год.
В частности, доходы бюджета в 2025 году предлагается утвердить в сумме 36,562 трлн руб. (16,8% ВВП, на 1,94 трлн руб. меньше, чем было запланировано ранее). Расходы остаются на прежнем уровне - 42,3 трлн руб. (19,5% ВВП). Дефицит федерального бюджета составит 5,736 трлн руб. (2,6% ВВП, на 1,94 трлн руб. больше, чем было запланировано).
Прогноз по ВВП снижен до 217,29 трлн руб. (ранее - 221,86 трлн руб.), по инфляции - до 6,8% (в действующей редакции закона - 7,6%).
Нефтегазовые доходы бюджета РФ в 2025 году ожидаются в объеме 8,7 трлн руб. (на 336,48 млрд руб. больше запланированных), ненефтегазовые доходы - 27,91 трлн руб. (на 2,28 трлн руб. меньше).
В сопроводительных материалах к документу говорится, что снижение ненефтегазовых доходов связано главным образом с тем, что в 2025 году налоги и некоторые другие платежи поступают медленнее, чем ожидалось. Это касается, например, НДС, налога на прибыль, НДФЛ, таможенных пошлин, акцизов на ввозимые товары и утилизационного сбора.
Перераспределение средств
Законопроект предусматривает перераспределение средств бюджета между разными государственными программами. В частности 234,9 млрд руб. будет направлено на реализацию льготных ипотечных программ ("Льготная ипотека", "Дальневосточная и Арктическая ипотека", "IT-ипотека", "Семейная ипотека"); 123,1 млн руб. - на госпрограмму "Развитие оборонно-промышленного комплекса"; 21,63 млрд руб. - на госпрограмму "Развитие транспортной системы"; 295,7 млрд руб. - на госпрограмму "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"; 73,1 млн руб. - на госпрограмму "Развитие образования"; 21 млн руб. - на госпрограмму "Социальная поддержка граждан"; 19,55 млрд руб. - на госпрограмму "Развитие здравоохранения".
Правительству РФ предлагается дать право распределить средства бюджета на 2025 год: 1,39 млрд руб. - на обеспечение сбалансированности финансирования отдельных проектов в сфере топливно-энергетического комплекса и реализацию некоторых мероприятий в Северо-Кавказском федеральном округе; 212,2 млн руб. - на обеспечение сбалансированности финансирования проектов в сфере топливно-энергетического комплекса в Дальневосточном федеральном округе.
Кроме того, законопроект уточняет, как будут распределяться отдельные субсидии и субвенции между регионами, без изменения их общего объема. Это касается также планового периода 2026-2027 годов. Такие изменения помогут сохранить сбалансированность федерального бюджета в 2025 году, указывается в сопроводительных материалах к документу.
Эффективность бюджетного рубля
В ходе обсуждения проекта документа председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул важность темы эффективности бюджетных расходов.
"Мы можем выделять все больше и больше денег, а решение задач будет сокращаться, потому что не учитывается главный фактор - повышение эффективности бюджетного рубля. И это работа, которой мы должны совместно заниматься с правительством, вместе - в первую очередь, безусловно, с Минфином. Но правильно было бы подчеркнуть, что надо посмотреть нам все госпрограммы, национальные проекты с точки зрения повышения эффективности расходования бюджетных средств", - указал он.
По словам, даже имея те ресурсы, которые есть сейчас, можно сделать больше. "Вот здесь как раз и необходима обратная связь Министерства финансов, правительства в целом с депутатским корпусом. Через депутатов можно брать и, получая эту информацию, оперативно реагировать. А как итог - мы повысим эффективность бюджетного рубля", - подчеркнул Володин.
"Мы всегда рассматриваем с поправки в бюджет как определенный этап для того, чтобы проанализировать базу, на которую мы вступаем в рассмотрении закона о следующей трехлетке", - подчеркнул глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
"Какой главный урок должны вынести мы все из этого закона? Бюджет, который нам предстоит рассматривать, который мы будем принимать, он должен быть, безусловно, сбалансированным, чтобы позволять нам при любой ситуации, при любой цене на нефть, при любых санкциях продолжать решать все задачи так же, как мы их решаем сейчас. И он должен иметь гибкие механизмы, чтобы реагировать на любые новые вызовы. И конечно же, важнейшая роль в этом принадлежит парламентскому контролю, потому что эффективность каждого рубля в этой ситуации становится главной задачей", - отметил Макаров.