В 1985-м году британская рок-группа The Groundhogs («Сурки») выпустила самый, пожалуй, убойный и вообще круче некуда для той эпохи хард-роковый альбом «Лезвие бритвы». Правда, в коммерческом плане этот диск почти провалился, но не настолько, чтобы лидер группы Тони Макфи забросил идею поработать дальше. И он поработал – сменив состав группы, он в 1986 году записал новый шедевр – «Спиной к стене», который получился хоть и более мелодичный, но такой же убойный и крутой, как и его предшественник.
Я уже писал о том, что в 80-х годах хард-рок не умер, а продолжал существовать, несмотря на общий коммерческий его провал. Причем в это неблагоприятное время появлялись далеко не худшие образцы, а, возможно, даже лучшие, как для 80-х. Вот эта моя публикация:
Британская рок-группа The Groundhogs («Сурки») – это скорее не группа, а проект одного человека – вокалиста, гитариста, клавишника и композитора Тони Макфи, который, к великому сожалению, умер два года назад в возрасте 79 лет. Он менял музыкантов этого проекта как перчатки, и, соответственно, изменялась и музыка, которую он сочинял. Часто бывало, что следующий его альбом кардинально отличался от другого по стилистике. Начав с блюзов, Тони Макфи быстро перешел на прогрессив, освоил психоделию вместе с меллотроном, потом стал лабать классический рок вперемешку с хардом, но к концу своей музыкальной карьеры снова перешел на блюзы.
В первой половине 70-х с группой работал Мартин Бёрч, разделяя свои таланты между The Groundhogs и Deep Purple. Этот мастер своего дела добился того, что три альбома Макфи с триумфом врывались в первую 10-ку британских чартов, но успехов Deep Purple «Суркам» обеспечить так и не смог – в США эти произведения никак не могли попасть ни в какие списки популярности.
В 1976-м году The Groundhogs прикрыли свою лавочку, и возродились только в 1984-м. Однако у Тони Макфи так и не получилосьг освоить новомодные тогда металл и «новую волну», а продолжил он по-прежнему окучивать свойственный ему хард-рок. В 1985-м и 1986-м были записаны два чисто хард-роковых альбома, но оба они провалились, и хотя впоследствии переиздавались, причем неоднократно, и причем даже в США и Европе, но особых денег они музыкантам не принесли.
На видео: The Groundhogs в 1976 году. Качество видео не очень хорошее, но другого нет - группа перед самым своим распадом в 70-х
Отсутствие этих альбомов в чартах основных музыкальных рынков мира говорит о том, что хард-рок перестал быть интересен публике, но наличие переизданий обоих дисков свидетельствует о том, что на этих альбомах была записана не какая-то никому не нужная белиберда, а музыка, которая хотя бы малой части покупателей рок-пластинок была все же интересна.
А я скажу даже больше – эта музыка была не только интересна, а вполне убойна. Первый альбом из этой пары – «Razor's Edge» (1985 г.) получился вообще эпохальным, правда, на уровне 80-х, когда хард-рок уже мало кто играл, а кто его играл – те не умели его сочинять. Как правило, все профессиональные композиторы 70-х ушли в 80-х или в металл (например, Uriah Heep), или в попсу (например, Queen). А вот только Тони Макфи никуда переметнуться не смог. Он как играл в 70-х хард, прог, блюз и прочие психоделии, так больше ничему другому не научился. И когда в 1984-м он подготовил новый альбом, то это был чистый хард.
Но зато какой это был хард!
Альбом «Razor's Edge» стал вершиной всего хард-рока 80-х, но он провалился, как и весь тогдашний хард 80-х. Однако Тони Макфи решил, что слишком перегнул палку, сделав альбом слишком громким для ушей изнеженной попсой публики, а металлисты его просто не услышали. И тогда он решил немного подкорректировться.
На аудио: альбом The Groundhogs "Back Against The Wall", 1987 г.
В 1987 году после полной смены состава проекта The Groundhogs вышел более мягкий, но еще более шикарный альбом «Back Against The Wall» («Спиной к стене»). Это была вторая попытка удара хардом по толпе, но и она не привела к успеху. Коммерческий успех так и не появился, хотя Тони Макфи со своими новыми музыкантами постарался так, как в те годы не старался никто.
Однако коммерческий успех – это штука капризная и совершенно не логичная. В пример можно привести альбомы Bad Companyи Deep Purple 1974 года – произведение того года первой группы стали «мультиплатиновыми», а оба произведения второй до сих пор еле-еле дотянули до «золота». А кто скажет, что альбом Bad Companyкак-то шикарней, чем оба альбома того года у Deep Purple?
Никто не скажет, потому что любой альбом Deep Purple 70-х во сто крат гениальней, чем любое произведение Bad Company.
Вот то-то же. Это яркий пример, как полное фуфело всплывает, и плывет с триумфом, размахивая разноцветными флагами, а настоящие бриллианты еле-еле волочатся по дну потока, видимые только самым преданным своим фанатам.
Точно так же и с обоими альбомами «Сурков» 80-х – яркий пример того, как настоящие бриллианты остаются незамеченными, и виноваты тут не сами бриллианты, а дурацкая коммерческая конъюнктура.
Короче, хочу представить своим читателям второй шедевр хард-рока 80-х – альбом The Groundhogs «Back Against the Wall» 1987 года. И чтобы понять, что это именно шедевр, надо просто его послушать хотя бы один раз, и после этого настоящих ценителей харда от него за уши не оторвешь.
Состав музыкантов, записавших альбом The Groundhogs «Back Against the Wall»:
Tony McPhee – гитары, лидер-вокал;
Dave Anderson – бас-гитара;
Mick Jones – барабаны;
+
Brian – клавишные.
Альбом записан в 1986 году в Foel Studio (Уэльс, Великобритания), вышел в мае 1987-го, несмотря на то, что на пластинке указан 1986 год.
Сторона 1:
1). Back Against The Wall (5:26) «Спиной к стене».
2). No To Submission (4:38) «Нет подчинению».
3). Blue Boar Blues (3:14) «Блюз синего кабана».
4). Waiting In The Shadows (6:17) «Ожидание в тени».
Сторона 2:
5). Ain't No Slaver (4:37) «Нет работорговцев».
6). Stick To Your Guns (5:56) «Держись за своё оружие».
7). In The Meantime (5:15) «Тем временем».
8). 54146 (3:29) «54146».
Заключительная композиция альбома имеет весьма необычное название: «54146». Это ни что иное, как идентификационный номер гитары Тони «Gibson SG», которая была украдена у него незадолго до выхода альбома. В буклете обозначена просьба Тони Макфи, в случае обнаружения гитары, вернуть ее за хорошее вознаграждение, так как потеря любимого инструмента стала для него серьезной проблемой.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ THE GROUNDHOGS НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Рок-хард из дурдома от пионеров блюз-прога The Groundhogs ~ альбом «Black Diamond», 1976 год
«The Groundhogs» и ее фронтмен Тони Макфи – самые неизвестные лидеры блюз-рок-прогрессива 70-х