В 1976-м году бессменный лидер британской прогрессивно-блюзовой хард-рок-группы The Groundhogs после нескольких лет взлетов и падений решил попытать счастья последний раз и записал эпохальный альбом «Black Diamond». И хотя пластинка вышла сногсшибательно гениальной, она все же не «выстрелила», и группа распалась в первый раз. Потом она воссоединялась еще дважды, но мировой успех не пришел к ней и до сих пор.
Хорошо помню тот летний день 1983 года, когда я зарулил к одному своему соседу-меломану, и увидел у него на вертушке диск какой-то группы, ранее мной невиданной и не слышанной. Название диска, выпущенного в 1976 году, я сразу запомнил – «Black Diamond», потому что так называлась одна из моих любимых песен Kiss. А вот название группы устоялось в памяти не сразу – The Groundhogs. Какое-то нелепое название, подумал я, начиная слушать музыку этой группы.
Ну, первая песня еще была так себе, хотя вокал был очень авангардным, то есть что-то наподобие Лемми Килмистера, который никогда не стеснялся тембра своего ужасного голоса. Но Лемми – это Лемми, а тут пел какой-то Тони МакФи, причем не гнул прямую хард-роковую линию, какую гнули «Моторхэды», а пытался озвучивать вполне себе попсовую песню, сыгранную, впрочем, весьма слаженно и на высоком гитарно-барабанном уровне. По крайней мере, соло-гитары чесали совсем не как принято у отъявленных хард-рокеров, а как принято у рок-эстетов типа Эрика Клэптона или Марка Нопфлера.
Однако эти соло-гитары, невзирая на экспрессивность саунда, вполне подходили и для жанра «поп-рок».
На видео: Тони МакФи и The Groundhogs на TV в 1976 году
Но как только начал звучать второй номер на этой пластинке, тут-то я и понял весь замысел вокалиста. Оказывается, ничего попсового автор песен на диске никому не предлагал, а первая композиция была всего лишь затравкой, и, возможно обычным троллингом слушателя перед горячей баней совершенно сумасшедшей музыки. Нет, не громкой, как у тех же «Моторхэдов», на грани металла, а очень сложной, но вместе с тем дикой, основанной на прог-роке с хард-роковой составляющей, причем очень активной, как будто бы вся эта музыка и сочинялась, и записывалась в дурдоме.
Вот именно этим дурдомовским направлением она мне вдруг и понравилась. До этого я не слышал ничего подобного, даже Лемми в своих дичайших фантазиях все же придерживался каких-то классических канонов, например, рок-н-ролла и блюза. У «Грандхогсов» было все на порядки сложнее – никаких канонов на этом своем диске они не исповедовали, кроме блюзов, склоняемых так, как склоняет все, что ему попадает в руки сумасшедший механик. И в таком стиле музыканты чесали на своих инструментах, каким-то чудом все же выдерживая четкий ритм и не замутняя центральную идею.
В общем, я даже не дослушал диск до второй половины, а схватил его в охапку и потащил домой записывать. И у меня весь день удался – я до самого вечера крутил этот альбом, снова и снова, каждый раз находя в этой чарующей дикой музыке что-то новое. На следующее утро, когда я пошел на работу, то вовсю распевал чудные мелодии и отстукивал ритмы на подворачивающихся по дороге столбах и деревьях. Ясно, что все смотрели на меня как на свихнувшегося.
Да, интересная музыка мне попалась, но, на мое удивление, никаких сведений об этой группе я тогда не нашел. Большинство моих знакомых о группе The Groundhogs просто не слышали, а на «туче», где я наводил справки, некоторые знатоки только многозначительно закатывали глаза, красноречиво щелкали языками и скупо изрекали нечто вроде «дааа… Чемберлен – это голова!».
Но никто не мог мне указать путь, в конце которого я смог бы найти хотя бы кассету с записью других дисков этой группы.
Так я и промыкался до самого конца 80-х, когда у нас началась эра компакт-дисков, и на этих носителях можно было найти всё что угодно. Отыскал я наконец-то и остальные альбомы «Сурков» (так переводится название группы), и снова начался праздник.
Правда, все остальные альбомы показались мне совершенно не такими, как «Black Diamond», они хоть и были не менее интересными, но совсем не такими разнузданными. И вообще я больше такого своеобразного альбома не слышал ни до, ни после ни у одной рок-группы, даже самой авангардной. По-моему, «Сурки» тут просто показали своей публике жест отчаяния, нарушив все музыкальные каноны, записав такой смелый альбом.
И только потом я узнал, что «Black Diamond» был, по сути, последним альбомом группы The Groundhogs старой формации, потому что группа до этого все никак не могла вписаться в рынок и терпела постоянные убытки. А так как единственным вдохновителем группы был гитарист и вокалист Тони МакФи, то это было именно его решение. Ведь группа была исключительно его вотчиной, и музыканты в ней менялись как перчатки. Все песни писал и аранжировал именно фронтмен, и все пути по продвижению группы тоже были только его делом. Поэтому и альбом «Black Diamond» был детищем именно МакФи.
Правда, через 10 лет после первого своего распада группа снова собралась, уже, конечно, в новом составе, но успеха не добилась, хотя выпустила два шикарных альбома. Но в музыке воссозданных «Сурков» не было совершенно ничего от прошлых опытов, а когда группа еще через 10 лет возродилась в очередной раз и выпустила еще два альбома, то в них чего-то «старенького» было еще меньше. И хоть The Groundhogs официально «ушли на пенсию» в 2014 году, но 78-детний Тони МакФи до сих пор выступает с разными музыкантами.
Впрочем, я о Тони и его «Хогсах» написал в этой статье – «The Groundhogs и ее фронтмен Тони Макфи - самые неизвестные лидеры блюз-рок-прогрессива 70-х», поэтому пересказывать биографию группы сейчас не буду, а сосредоточусь исключительно на эпохальном альбоме «Black Diamond» 1976 года выпуска. Кстати, своей популярности в первой половине 70-х группа добилась в составе трио, но с 1974 года начались чехарда, а в 1976 году Тони МакФи сочинил и выпустил сразу два альбома вообще с новыми музыкантами, причем в группе, помимо него, появился и дополнительный гитарист.
И если первый альбом 1976 года – «Crosscut Saw», - не сильно отличался от предшественников, то «Black Diamond» представил собой уже совершенно новую музыку, совсем иного уровня, и с вообще другим саундом.
Сторона 1:
1). Body Talk (4:50) «Разговор о теле». Размеренный бит, что-то легкое и совсем «пляжное», и даже грубый вокал Тони Макфи звучит как-то коммерчески. Чисто американская музыка, но если вслушаться, то она скрывает в себе что-то тревожное, и особенно подозрения усиливаются, когда в финале начинаются запилы на соло-гитаре. Я не нашел в Интернете текстовки ни одной песни с этого альбома, а на слух я английские фольклоры не расшифровываю, поэтому о чем конкретно на этом альбоме поет МакФи – не имею представления.
2). Fantasy Partner (5:13) «Фантазийный партнер». В этом номере музыкальные подозрения не только оправдываются, а просто бьют по воображению. Очень тяжелый блюз со скрежещущими гитарами, в припеве переходит в бескомпромиссный авангард, причем даже не на хард-роковой основе, а на металлической. Запилы на соло-гитаре очень вкусные, причем такие же бескомпромиссные.
3). Live Right (3:44) «Живи правильно». Еще более тяжелый блюз. Не следует забывать, что Тони МакФи – профессиональный блюзовик, и хотя он решил продвинуться вглубь прог-рока и хард-рока, тем не менее, исключительно на блюзовых корнях. И это дало поистине шикарный результат, особенно еще учитывая то, что Тони и гитаристом является от Бога, и прекрасно умеет применять все необходимые технические новинки в своих гитарных баталиях.
4). Country Blues (4:17) «Кантри-блюз». И снова блюз, только уже в виде какой-то заковыристой страшилки, пугающий эффект от которой усиливается загробным вокалом Тони МакФи. Если это кантри, то, скорее всего, оно берет свое начало из страны людоедов где-то на Соломоновых островах. Соло на гитаре опять бесподобно.
Сторона 2:
5). Your Love Keeps Me Alive (4:51) «Твоя любовь поддерживает меня в живых». Очередной «ужастик», и, судя по названию, песня повествует о двух вампирах или живых мертвецах, один из которых уже настолько сдал, что ему требуется срочная реанимация. Кульминационное соло на гитаре просто убивает своими загробными звуками – на Земле гитаристы такие звуки из своих инструментов просто не извлекают. Ниже - эта песня исполняется на концерте в 1976 году. Качество звука ужасное, зато можно полюбоваться группой в движении.
6). Friendzy (5:28) «Дружба». А это вообще шедевр. Песня - такая же ужасающая пародия на музыку, выполненная с огромным мастерством и поистине потрясающей патетикой и самозабвением. И снова, если тут поется о дружбе, то скорее о дружбе между троглодитами, которые дружат только до тех пор, пока какой-то из друзей по неосторожности не повернется спиной. Композиция представляет собой короткую пьесу из двух частей, и вторая часть не просто шибает по мозгам, а убивает своей гениальностью. И особенно потрясает соло-гитара. Ну, я ж говорю, что Тони – гитарный гений.
7). Pastroral Future (3:09) «Пасторальное будущее». А эта инструментальная композиция выбивается из альбома совершенно. Никаких тебе вампиров и троглодитов, просто битловская пасторальная симфония, озвученная чуть ли не десятком самых разных гитар. Тем не менее, без этого номера альбом не получился бы, потому что, кроме всего прочего, он служит своеобразным предисловием к еще одному не свойственному музыке это пластинки шедевру.
8). Black Diamond (5:55) «Черный алмаз». Да, это, конечно же, шедевр, вообще не похожий на творчество Тони МакФи как человека с определенным характером. Если бы я не слышал своими ушами, что это поет именно он, то никогда бы не связал эту песню не только с этим альбомом, но и вообще с творчеством группы The Groundhogs. Соло на гитаре в финале – это особенный шедевр, чем-то напоминает запилы Марка Фарнера из Grand Funk Railroad, только гораздо вкуснее и сочнее.
Вот мы, наконец, и пришли к завершению этого музыкального праздника. Да, альбом получился эпохальным, и если бы я составлял всякие мировые списки типа «100 лучших альбомов в истории рока», то я бы эту пластинку обязательно в этот список закинул, и желательно, поближе к топу. И этот альбом не из тех, которые надо расслушивать много раз, чтобы наконец-то понять его суть и полюбить. Этот альбом отбивает мозги с первого же прослушивания. Я испытал это на себе, и прекрасно знаю мнение тех моих знакомых, кто этот альбом тоже прослушал впервые.
Это альбом улетный, вышибающий и закапывающий, и по этому параметру он стоит в одном ряду с такими же вышибающими с первого раза эпохальными рок-музыкальными произведениями, как «Deep Purple in Rock» от DP, «Physical Graffiti» от LZ, «Sabotage» от BS, «E Pluribus Funk» от GFR или «Tarkus» от ELP.
На видео: Тони МакФи со своей группой в 2003 году
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Are You Experienced» Джими Хендрикса, 1967 г. – самый успешный дебютный альбом в истории рок-музыки
Van Halen - история резкого взлета к мировой славе прямо с первого же альбома