3 ноября 2025 года/
«Планировка Киевского района является в значительной степени наследием прошлого. Кварталы Б.Дорогомиловской улицы чрезвычайно мелки, рассчитаны на застройку деревянными домами полугородского типа. Дореволюционные хозяева Москвы игнорировали значение Москва-реки. Сеть улиц и переулков Дорогомилова не имеет выхода к воде»,- так охарактеризовал прибрежный ландшафт авторы журнала «Строительство Москвы» в 1939 году. К этому времени уже началась реализация сталинского генплана реконструкции Москвы с акцентом на освоение набережных Москвы-реки и архитекторы стали рисовать эскизы монументальных новостроек вдоль берега, так и оставшиеся на ватмане по причине грянувшей беды - нападения на СССР немецко-фашистских захватчиков. Все знаковые перемены в районе случились после Победы, в 1950-е годы: по снесённым кварталам старой застройки проложена магистраль Кутузовского проспекта, автомобильный мост связал Дорогомилово с центром города, а в излучине реки выросла многоэтажная гостиница «Украина».
Смотрите старые карты. План Москвы 1952 года:
В пятидесятые годы фотографы поспешили сохранить на память диковинное и кратковременное соседство старого и нового, когда у подножия сталинской высотки ютились лачуги, ещё помнящие царские времена.
Смотрите старые фотографии на сайте pastvu. 1-я Бородинская улица. 1955-1956 гг.:
Кутузовский проспект, 5. 1957-1958 гг.:
Дорогомилово. 1951 год:
Снос старой застройки по трассе Кутузовского проспекта. 1957 год:
Новоарбатский (Калининский) мост (1957, архитекторы Константин Яковлев и Алексей Душкин, инженеры М.Руденко, С.Терехин, М.Крючков)
Важнейшей задачей при застройке излучины реки стало сооружение нового моста, включённое в генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Среди нескольких проектов наиболее близок к воплощению оказался балочный мост архитектора Александра Власова, который предполагалось богато оформить монументальными арками, пропилеями, барельефами и обелисками, а над всем этим пафосом сталинского ампира должны были возвышаться скульптуры на тему дружбы народов РСФСР и Украинской ССР. После войны появились новые проекты, из которых был выбран трёхпролётный мост со стальными балками и железобетонными плитами проезжей части. В лаконичном оформлении использованы лишь гранитные плиты облицовки устоев моста и художественное чугунное литьё ограждений.
Строительство Калининского моста. 1956-1957 гг.:
Строительство Калининского моста. 1957 год:
Мост должен был соединить Кутузовский проспект с проспектом Калинина, поэтому получил название Калининский. На волне расставания с советской топонимикой в 1991 году городские власти переименовали мост в Новоарбатский.
Возле главного входа в гостиницу «Украина» разбит сквер, спускающийся к набережной Москвы-реки.
Памятник Тарасу Шевченко (1964, скульпторы Юлий Синькевич, Анатолий Фуженко и Михаил Грицюк). По замыслу создателей, выполненный из бронзы и облачённый в шинель-крылатку литератор выходит на массивный гранитный утёс. По легенде, Никита Хрущёв узнал о планах украинской диаспоры в США установить в Вашингтоне памятник Шевченко в год 150-летия со дня рождения писателя и распорядился срочно объявить всесоюзный конкурс проектов, чтобы опередить американцев. Действительно, памятник в Москве открылся на восемь дней раньше, чем в американской столице.
Нынешние владельцы отеля в 2012 году раскопали сквер, чтобы построить новое коммерческое пространство - Конгресс-парк гостиницы Radisson Royal с конференц-залом на 1500 персон, подземной парковкой, кафе и ресторанами. На крышах благоустроен ландшафтный парк с арт-объектами.
Сквер возле гостиницы «Украина». 1969 год:
На снимке запечатлена дюжина фотолюбителей - то ли туристов, то ли участников фотокружка - в поиске лучших ракурсов обновлённой Москвы.
Действительно, отсюда открываются красивые панорамные виды Краснопресненской набережной и Нового Арбата.
Обустройство пристани для теплоходов планировалось на этом месте ещё во время строительства гостиницы, хотя достоверно неизвестно, когда она появилась и как использовалась: ранних фотографий немного, на них виден пустынный причал и нет ни одного пришвартованного теплохода.
Теплоходы «Москва» у причала. 1980 год:
К Олимпийским играм власти раскрыли туристический потенциал столицы и причал уже был задействован для обслуживания экскурсионных маршрутов.
Сегодня здесь швартуется собственная флотилия «Рэдиссон Ройал» с яхтами-ресторанами и «речными трамваями» (именно такими терминами характеризуют эти суда сотрудники «Рэдиссон Ройал»), которые следуют по маршруту от причала «Гостиница «Украина» до причала «Большой Каменный мост» согласно расписанию.
Пять судов вместимостью по 200 пассажиров построены на турецких верфях специально для «Рэдиссон Ройал»: «Фердинанд», «Бон Вояж», «Капелла», «Селебрити», «Скарлет». Они относятся к ледовому классу и способны ходить по Москве-реке зимой.
Пассажирские салоны яхты
«Красота-то какая! Лепота!» - гостям из прошлого, прибывшим на фестиваль «Времена и Эпохи», понравилась собянинская Москва.
«Фердинанд» — головное судно серии прогулочных яхт-ресторанов
«Бон Вояж»
«Капелла»
«Скарлет»
Латвийские корабелы построили ещё пять теплоходов повышенной вместимости по 300 человек: «Баттерфляй», «Бьюти», «Монтана», «Примавера», «Феличита».
В капитанской рубке «Монтаны»
«Примавера»
«Феличита»
В 2018 году флотилию пополнил букет из десяти турецких летних прогулочных катамаранов с цветочными названиями «Гвоздика», «Незабудка», «Орхидея» и другими. Эти необычного вида «речные трамваи» рассчитаны на 44 пассажира и оснащены телескопической стеклянной крышей, которая закрывается при непогоде.
Были времена, когда на набережную по утрам выезжали на работу «Волги» ГАЗ-21 4-го таксомоторного парка, технические службы которого располагались в стилобате под Калининским мостом.
«Волги» тогда заменили вышедшие из эксплуатации в такси ЗиС-110. Цветовая гамма московских такси неоднократно менялась, на ретрофото внизу все машины тёмные со светлой крышей, лишь с середины 1960-х годов появилось единообразие - светлый кузов с «красной шапочкой» на крыше. 4-й таксопарк в Дорогомилово был основан в 1958 году, ему присвоили номер старого парка с Вольной улицы.
4-й таксомоторный парк. Такси после осмотра выезжают на стоянки. 1959 год:
Ралли Тур де Европа. 1973 год:
Осенью 1973 года в Москве побывали экипажи ралли «Тур Европы»: 64 автомобиля европейских марок стартовали в немецком Эрбахе, преодолели свыше 13 000 километров по европейским странам и завершили гонку в Травемюнде. До финиша добрались не все экипажи, но советские раллисты на «Москвиче-412» и «Жигулях» ВАЗ-2101 выступили достойно и завоевали призы. На ретроснимке фотограф зафиксировал чек-пойнт московского этапа ралли, организованный на набережной Тараса Шевченко: секретари за школьными партами отмечают участников, а за металлическими барьерами толпятся любопытные горожане - очень атмосферный кадр!
Такси на базе ГАЗ-21 и другие раритетные автомобили ушедших времён сегодня можно увидеть на ежегодных ралли ретроавтомобилей «Ночная Москва», которое по традиции стартует из сквера гостиницы Radisson Collection Hotel. Пилот-водитель и штурман должны преодолеть около ста километров по московским улицам, следуя указаниям дорожной карты. В ралли побеждает экипаж, который отметится на всех судейских точках и покажет лучшее время.
Набережная Тараса Шевченко не раз становилась местом проведения массовых шествий под названием «Русский марш», приуроченных ко Дню народного единства и согласованных с городскими властями. Организаторам из националистических движений удавалось привлекать тысячи своих сторонников, которые шествовали с хоругвями и знамёнами под лозунгами «Русские идут», «Нет наркотикам и иммиграции», «Чубайс должен сидеть в тюрьме», «Косово это Сербия» и даже «Слава опричнине». Гастарбайтеры-строители с любопытством наблюдали за происходящим театрализованным действом.
В 2009 году марш националистов согласовали в Люблино, а набережную заняли активисты молодёжного движения «Наши», которые провели альтернативный «Русский марш. Все свои». Их мероприятие оказалось аполитичным, разноцветным и напоминало карнавальное шествие, а в культурной программе выступили девушки из популярного тогда сериала «Ранетки», группа «Блестящие», вернувшаяся с Марса легенда рок-н-ролла Жанна Агузарова, Андрей «Рыжий из Иванушек» Григорьев-Апполонов.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе
#городнапамять #москва #история #архитектура #дорогомилово #москварека #теплоходы #ретроавтомобили