17 июня 2025 года/
В первом сюжете про Дорогомилово была изучена история старинной ямской слободы, просуществовавшей до наступления индустриальной эпохи. К концу XIX века паровой локомотив пришёл на смену крестьянской лошадке: перевозка почты, пассажиров и грузов по железной дороге оказалась надёжнее и быстрее ямской гоньбы. Однако гужевой транспорт продолжал использоваться в черте города, например, для доставки грузов с товарной станции или развозки по домам пассажиров поездов, которые прибывали на Брянский вокзал (переименованный в 1934 году в Киевский).
Этот фотоальбом посвящён железной дороге, а также и другим видам транспорта - наземным, подземным и водным. Движение поездов, организованное компанией «Общество Киевско-Воронежской железной дороги», открылось в 1899 году. Первая версия Брянского вокзала представляла собой одноэтажное протяжённое здание без особых архитектурных изысков, которое не впечатлило горожан. История Дорогомилово связана с событиями Отечественной войны 1812 года и в ознаменование столетия победы над наполеоновской армией городские власти приняли решение построить новый вокзал, отражавший в интерьерах триумф русского оружия.
Смотрите старые фотографии. Брянский вокзал. 1902 год:
Новое здание создавала звёздная творческая команда: за архитектуру отвечали Иван Рерберг и Вячеслав Олтаржевский, ажурный дебаркадер и перекрытия залов проектировал инженер Владимир Шухов, скульптуры создавал Сергей Алёшин, художники Фёдор Рерберг и Игнатий Нивинский руководили росписью залов, а Борис Ланге работал над мозаичными панно.
Брянский вокзал. 1920-1925 гг.:
Входные порталы в залы ожидания это стилизованные триумфальные арки, в правой части под башней располагались залы для пассажиров 1-го и 2-го классов, а слева - для публики попроще.
Часовая башня с действующими механическими часами украшена скульптурами орлов.
Для создания торжественного антуража была выбрана античная тематика, но не без отсылок к современности - фигуры «Труд» и «Урожай» в нишах парадного фасада символизируют индустрию и сельское хозяйство, ещё четыре аллегорических персонажа восседают на портике и представляют разные виды транспорта (забавно выглядит полуобнажённый грек или римлянин на фоне аэроплана с пропеллером). Хотя в древней мифологии богинь было не меньше, чем богов, здесь скульптор решил использовать исключительно мужские образы.
Два первых снимка иллюстрируют состояние скульптур до реставрации, а ниже представлен весь пантеон в современном виде.
Две фигуры на перроне явно напоминают путевых обходчиков с фонарями - скульпторы не сдерживали фантазию и смело связывали в своих работах древние образы и технический прогресс.
Георгий Победоносец и Архангел Михаил - небесные покровители Москвы и Киева. Первая Мировая война притормозила строительство вокзала, который открылся в 1918 году уже при Советской власти. Изображающие людей труда скульптуры-аллегории не противоречили новой идеологии и остались на своих местах, а вот мозаики с православными святыми при реконструкции уступили место государственной символике СССР.
Киевский вокзал. 1954-1955 гг.:
В 1945 году с северной стороны был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и вторым вестибюлем станции метро по проекту Дмитрия Чечулина. В зале ожидания появились новые барельефы, посвящённые Советской Конституции. Позднее в одном из залов установили витраж из цветного стекла с изображениями двух сестёр-республик в дружной советской семье - РСФСР и Украинской ССР, а на перрон вышел бронзовый Владимир Ленин.
В декоративном оформлении интерьеров Киевского вокзала сочетается имперская и советская символика.
Перрон поездов дальнего следования и памятник Ленину. 1991 год:
Перрон поездов дальнего следования и памятник Ленину. 1974-1979 гг.:
В нынешних реалиях памятник вождю пролетариата оказался неуместен, зато появились новые часы в винтажном стиле.
Шуховский дебаркадер пережил несколько реконструкций и в результате последней лишился подлинных элементов - клёпаное соединение стальных ферм заменено на сварку, за исключением четырёх конструкций, примыкающих к зданию вокзала.
Прибытие поезда. 1952 год:
Отправление поезда
Вокзальные интерьеры разных эпох можно увидеть в эпизодах кинофильмов «Папиросница от Моссельпрома» (1924), «Трое вышли из леса» (1958), «Первое свидание» (1960), «Семь нянек» (1962), «Послесловие» (1983). На задворках пассажирского вокзала образовалась товарная станция с пакгаузами, депо и конторами.
Площадь Киевского Вокзала, 2Б - багажное отделение Киевского вокзала, экспедиция и товарная контора (1902)
Стоянка такси возле Киевского вокзала. 1965-1970 гг.:
На заднем плане видны постройки действующей станции Москва-Товарная-Киевская. Здесь нужно обратить внимание на обелиск за забором - такие четырёхгранные стелы с каменной оградой между ними и арками для прохода обрамляли часть привокзальной площади. Назначение ограды не очевидно и от неё избавились в советское время, чтобы расширить площадь. Участки сооружения остались зафиксированы на киноплёнке в фильме «Путёвка в жизнь» (1931) и ретрофотографиях.
МЖД Киевское, 1-й км, 2с2 - Ремонтно-экипировочное депо Киевского направления Московской железной дороги построено в 2000 году на перронах товарной станции для обслуживания пассажирских вагонов. После запуска МЦД комплекс используется также для ремонта и экипировки пригородных поездов «Иволга».
Значительную часть фотоальбома заняла железнодорожная тематика, но надо уделить внимание и другим видам транспорта. Первым общественным транспортом в Дорогомилово (если не считать извозчиков) оказалась конка 17 маршрута - по состоянию на 1891 год маршрут протяжённостью почти пять километров пролегал от Дорогомиловской заставы по Бородинскому мосту до Смоленского рынка. После открытия Брянского вокзала к нему стали сходиться все транспортные потоки, благо размеры площади позволяли оборудовать стоянки и разворотные кольца.
Большая Дорогомиловская улица. Торговля овсом и сеном. 1914 год:
С появлением железных дорог ямская гоньба по городам и весям ушла в прошлое, но в самой Москве автомобиль не сразу пришёл на смену гужевому транспорту, который долго оставался востребован.
Биржа извозчиков. 1902 год:
Троллейбус у Киевского вокзала. 1939-1941 гг.:
Троллейбус 4 маршрута отличался извилистой трассой, возможно, самой длинной в истории московского троллейбуса. В 1938 году «четвёрка» курсировала от Киевского до Казанского вокзала через Воробьёвы горы, Октябрьскую площадь и центр города, а в 1942 году дотянулась до Сокольников. Расстояние между конечными пунктами по замысловатой траектории составляло около 18 километров. В наши дни магистральные маршруты автобусов не редкость, а тогда протяжённая троллейбусная линия просуществовала не слишком долго.
Трамвай на площади Киевского вокзала. 1957-1958 гг.:
Автобус у Киевского вокзала. 1967 год:
Строительство крупных торговых центров и офисных билдингов вблизи вокзалов неминуемо приводит к ухудшению транспортной ситуации, но в последние годы движение на площади Киевского вокзала было упорядочено, появились выделенки для электробусов и такси, пассажиры теперь могут укрыться от непогоды под навесами.
Пристань возле Дорогомиловского (Бородинского) моста определённо существовала ещё до революции - известно, что здесь находилась база МОГЛИВС - Московского общества горно-лыжного и водного спорта, однако тогдашние фотографы это место проигнорировали и на старых снимках встречаются только виды после 1934-1935 годов. По плану реконструкции Москвы в середине 1930-х годов набережные оделись в гранит и пристань приобрела внушительный вид.
В советское время здесь швартовались рейсовые и прогулочные теплоходы, а с 2023 года от причала «Киевский» отправляются электросуда первого круглогодичного маршрута до парка «Фили». Запуск рейсовых электроходов вызвал ажиотажный интерес горожан и гостей столицы.
В 1937 году приняла первых пассажиров станция метро «Киевская», которая на схемах поначалу обозначалась как «Киевский вокзал». Эта станция успела побывать конечной сначала Кировского радиуса, затем Арбатско-Покровской линии, в 1953-1958 годах не работала и использовалась метростроевцами в качестве склада, а в 1958 году вошла в состав Филёвской линии. Спроектировал станцию знаменитый мастер сталинского ампира Дмитрий Чечулин.
Станция метро «Киевская». Вестибюль первой очереди. 1947 год:
Павильон был снесён в начале 1970-х годов по неизвестной причине с обустройством входа из подземного перехода.
В 2015-2016 годах в перронном зале проводились реставрационные работы без закрытия станции для пассажиров: воссоздано мозаичное покрытие пола, оригинальные плафоны и облицовка путевых стен - всё, что было утрачено или нуждалось в ремонте.
Продление линии до Киевского вокзала стало возможным благодаря постройке Смоленского метромоста - первого в истории Московского метрополитена, введённого в эксплуатацию в 1937 году (архитекторы Константин Яковлев и Юрий Яковлев, инженеры Н.Поликарпов и П.Антонов). Художественное оформление состояло из чугунных торшеров и вазонов со светильниками, позднее демонтированных, а из декора на мосту осталась лишь эмблема метро. Зато в наши дни по всей длине свода установили динамическую подсветку.
Киевский вокзал. Метро. 1961-1964 гг.:
Второй вестибюль метро в 1941 году встроен в здание вокзала и украшен внутри мозаичным фризом с изображением счастливых советских людей.
Ещё один вход на станции метро оборудован из подземного перехода, снаружи он оформлен в эстетике парижского метрополитена.
С 1958 года под землёй располагается пересадочный узел из трёх станций с одним названием «Киевская». Станции Арбатско-Покровской и Кольцевой линии строились в самый апофеоз сталинского ампира и богато украшены мозаикой и фресками - их декоративное оформление подробно представлено в серии фотоальбомов «Город на память» о соцреализме в метро.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Все фотоальбомы «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #дорогомилово #киевскийвокзал #транспорт