5 августа 2025 года/
После открытия в 1899 году Брянского (Киевского) вокзала окрестный ландшафт десятилетиями менялся незначительно. Первая серьёзная реконструкция случилась в 1950-е годы, когда парадная привокзальная площадь была окончательно зачищена от ветхой застройки и образовалось огромное свободное пространство с автостоянками и скверами. А нынешний облик окрестности обрели в обозримом прошлом с возведением торгового центра, гостиницы, деловых билдингов, а площадь украсил сквер с фонтаном.
Смотрите старые фотографии на сайте pastvu. Панорама площади Киевского вокзала. 1998-1999 гг.:
Смотрите старые карты на сайте retromap. План Москвы. 1952 год:
Панорама со стороны Кутузовского проспекта
В 2002 году привокзальный пустырь и стоянка такси, наглядно представленные на ретроснимке, по решению мэра Юрия Лужкова превратились в благоустроенный сквер под названием Площадь Европы. Это был совместный российско-бельгийский проект со светодинамическим фонтаном, абстрактной композицией «Похищение Европы» работы бельгийского скульптора Оливье Стребеля и павильоном, вокруг которого расположили 48 колонн с флагами европейских стран.
В июле-августе 2010 года на столицу опустилось облако смога от природных пожаров на торфяниках, завершившее многолетнюю мэрскую карьеру Лужкова - градоначальник проигнорировал чрезвычайную ситуацию и отправился в отпуск в места, где не пахнет гарью и видно небо. Вскоре последовал президентский указ Дмитрия Медведева об отставке мэра «в связи с утратой доверия».
При Сергее Собянине площадь Европы была переименована в площадь Евразии, а флагштоки лишились европейских флагов. Странная металлоконструкция под названием «Похищение Европы» осталась в чаше фонтана символом западных ценностей.
В сквере гостям столицы может быть оказана сомнительная услуга цыганского гадания по линиям руки - вокзальные окрестности издавна служили стоянкой таборов кочевого народа.
До появления площади с фонтаном ожидающие поезда пассажиры могли скоротать часок-другой в Киевском (Бородинском) сквере советского образца с тенистыми аллеями и скамейками, раскинувшемся ближе к Бородинскому мосту. В 1954 году здесь установили закладной камень монумента в память 300-летия воссоединения Украины с Россией. Дружбе народов республик СССР придавалась большое политическое значение, отражённое, в частности, в интерьерах станций метро «Киевская», а вот монумент так и не был возведён. В девяностые годы скамейки в сквере стали родными для бездомных и пьяниц, однако сейчас маргинальных персонажей стало гораздо меньше.
Площадь Киевского вокзала, 2 - торгово-развлекательный центр «Европейский» (2006, архитектор Юрий Платонов) построен на месте ещё одного пустыря и дореволюционной кинофабрики И.Ермольева.
Вид на бывший съёмочный павильон кинофабрики И.Ермольева. 1973 год:
Здание кинофабрики построено в 1915 году по проекту инженера А.Попова, в советские годы в нём базировалась Лаборатория обработки цветной плёнки и Кинокопировальная фабрика киностудии «Мосфильм».
Владельцы ТЦ устроили свой фонтан, который под Новый год превращается в иллюминированный уголок Санкт-Петербурга с грифонами на Банковском мосту, ростральными колоннами и разводными мостами.
Клуб имени Горбунова. 1988-1989 гг.:
Ближе к набережной находился рабочий клуб, снесённый по завершении строительства гостиницы «Рэдиссон-Славянская».
Площадь Евразии, 2 - гостиница «Рэдиссон-Славянская» (1990). Помимо гостиничных номеров в здании располагаются магазины, рестораны и офисы компаний.
Теоретически вместо гостиницы мог располагаться производственный комбинат газеты «Известия» - как писал в 1939 году архитектор П.Диденко, «нам кажется, что участок на Киевской площади выбран совершенно правильно». Вероятно, в те годы планировалось увеличить мощности типографии, которая с 1927 года находилась на Страстной (Пушкинской) площади, однако идея заглохла на стадии подготовки проекта.
Иллюстрация: «Строительство Москвы» 1939 № 1. В левой части эскиза между вокзалом и рекой предполагалось поместить здание полиграфического комбината. Здесь же можно увидеть мост, который спустя десятилетия всё-таки был построен, но как пешеходный, а не автомобильный.
Пешеходный мост Богдана Хмельницкого в 2001 году связал Бережковскую и Ростовскую набережные. В основе его конструкции - старинное пролётное строение Краснолужского моста, построенного в 1907 году по проекту инженера Лавра Проскурякова накануне запуска движения поездов по МОЖД. Когда для транспортной артерии понадобился современный мост, историческую конструкцию было решено сохранить и две стальные арки длиной по 135 метров отправились в путешествие на баржах вверх по течению Москвы-реки.
Транспортировка Краснолужского моста. 2000 год:
Береговые каменные опоры моста стилизованы под старину и украшены башенками, сверху мост накрыт стеклянным куполом для комфорта пешеходов, а внутри можно прикоснуться к наследию российской инженерной мысли. В погожие дни на мосту открыта смотровая площадка, горожане и туристы любуются панорамой Москвы-реки - вдали можно рассмотреть обновлённый железнодорожный мост, по которому курсируют уже не товарные составы, а электропоезда «Ласточка» Московского центрального кольца.
А на этих фотографиях - исторические опоры и современные фермы нового Краснолужского моста, который на момент открытия переименовали в Лужнецкий, а на самых свежих яндекс-картах он отмечен уже как Бережковский мост.
На Бережковской набережной на окраине промышленной зоны красуются две сталинки, а у берега был пришвартован плавучий дебаркадер - сооружение, используемое в судоходстве как пристань или склад. Волшебным образом дебаркадеры, изготовленные на железобетонном основании, не тонут и могут перемещаться при помощи буксира.
Дебаркадер-пристань на Бережковской набережной. 1923-1929 гг.:
В Москве на дебаркадерах открывались кафе и рестораны. Советский антураж подобного заведения общепита можно увидеть в телефильме «Место встречи изменить нельзя» в эпизоде с Манькой-Облигацией. Сцена снималась на ДМ-104, пришвартованном на Якиманской набережной в действующем тогда плавучем ресторане «Прибой». В постсоветской Москве дебаркадеры перешли в частные руки и, помимо ресторанов, хозяева устраивали в них казино или гостиницы на воде.
Акватория реки находится в федеральном подчинении и владельцы дебаркадеров получили от государственных ведомств необходимые лицензии. Однако городские власти косо поглядывали на плавучую недвижимость: Юрий Лужков обвинял заведения в загрязнении Москвы-реки, а Сергей Собянин на волне борьбы с самовольным строительством заодно запретил и дебаркадеры. Эти любопытные с инженерной точки зрения сооружения сегодня можно увидеть только за пределами МКАД.
Бережковская набережная, 14 - жилой дом из крупных блоков (1940), один из первенцев «скоростного строительства крупноблочных жилых домов Моссовета»
Бережковская набережная, 12 - центральная часть жилого дома возведена к 1943 году, а в пятидесятые к ней добавили два симметричных крыла с башнями.
Бережковская набережная, 4 - жилой дом (1962), фотография которого была опубликована в журнале «Строительство и архитектура Москвы» в качестве удачного примера современного проекта. На первом этаже в 1966 году Главное архитектурно-планировочное управление Москвы открыло выставочный зал по градостроительству (сейчас там магазины).
Постоянная выставка по градостроительству. 1966-1967 гг.:
Исторически на берегу Москвы-реки находилась патриаршая рыбачья слобода с построенной в 1746 году церковью Тихвинской Божией Матери и огородами на Красном лугу. После открытия Брянского вокзала слобода вытеснилась товарными складами и индустриальными предприятиями, такими как Сахарный завод «Генер и Ко». Вдоль реки пролегала улица Бережки с малоэтажной фабричной и купеческой застройкой.
Сахарный завод «Генер и Ко». 1908 год:
Фотограф сделал панорамный снимок, вероятно, желая показать масштаб природного бедствия - одного из самых крупных наводнений в Москве. В кадр удачно попали и заводские корпуса, и церковь, и окрестные домишки.
Чтобы впредь не допускать подобных катаклизмов, в тридцатые годы берега Москвы-реки одели гранитом по проекту архитектора Исидора Француза и улица Бережки превратилась в Бережковскую набережную.
Тогда же началась зачистка остатков слободы, завершившаяся в 1960 году сносом церкви Тихвинской Божией Матери.
Церковь Тихвинской Божией Матери, что на Бережках. 1882 год:
Автостанция у Киевского вокзала. 1958 год:
Церковь располагалась на привокзальной площади, на нынешней площади Евразии. После закрытия в 1930 году с неё сняли кресты и купола. Советские фотографы со всех ракурсов снимали красивые панорамы Киевского вокзала, при этом избегая попадания в кадр неприглядных окрестностей. Лишь на случайном любительском снимке церковь попала в кадр.
На очередном этапе привокзальной реконструкции в начале 1970-х годов градостроители обратили внимание на Киевскую и Брянскую улицу, где на месте деревянных строений выросли кирпичные жилые дома и административные здания.
Брянская улица. 1957-1960 гг.:
Брянская улица, 2 - жилой дом (1968), кооператив художников с мастерскими
Провинциального вида Киевская улица пролегала параллельно железнодорожным путям и была застроена деревянными домами сотрудников ещё дореволюционного Брянского вокзала. Вдоль товарной станции громоздились пакгаузы и склады такого же почтенного возраста. Из довоенных новостроек выделялись лишь школа и подстанция Скорой помощи, позднее появилось новое здание Можайских бань. Большой участок привокзальной промзоны с 1956 года занимала Автобаза № 12 пассажирского автотранспорта Мосгорисполкома (с 1973 года - Автокомбинат № 1 Мосавтолегтранса).
Киевская улица. 1958-1962 гг.:
4-я подстанция Скорой помощи. 1936 год:
Новая баня Киевского района (Можайские бани). 1955-1956 гг.:
Гостиница «Киевская». 1987 год:
Возле перронов располагалась гостиница «Киевская», построенная в стиле конструктивизма в 1929 году.
Киевская улица, 14с1 - «Автокомбинат № 1» Мосавтолегтранса был создан в 1956 году для обслуживания легковых автомобилей министерств и ведомств СССР и РСФСР.
Девелоперы освоили не только привокзальные пустыри, но и радикально поменяли облик квартала между Брянской и Киевской улицами, а также отщипнули значительные куски от промышленной зоны. Теперь здесь громоздятся торгово-офисные здания.
Киевская улица, 2с1 - торгово-гостиничный комплекс «Киевский» (2015) заменил одноимённую гостиницу
Киевская улица, 7 - бизнес-центр «Легион-III» (2008) внешне напоминает океанский лайнер и выглядит вполне современно, к тому же изменилась в лучшую сторону атмосфера вокзальных задворок, прежде оккупированных маргинальными персонажами, нелегалами, бездомными.
Вид на Киевскую улицу. 1967-1975 гг.:
Киевская улица, образованная в 1956 году слиянием улицы Киевского Вокзала, Брянского и Новорезервного проездов, получилась довольно длинной и извилистой.
В середине пятидесятых годов в начале улицы ютились деревянные избушки с палисадниками, чуть дальше шумели механизмами железнодорожные мастерские, а в её конце на повороте к Можайскому шоссе (Кутузовскому проспекту) новосёлы уже въезжали в новые квартиры комфортных сталинских домов.
Киевская улица, 21 - жилой дом дореволюционной постройки не первый год закрыт строительной сеткой. На размещённом застройщиком баннере приведена цитата из Алексея Толстого: «Московская земля - это наше сердце, наш дом, в ней соединяются прошлое и будущее, и она всегда будет олицетворять нашу культуру и национальный дух». Вероятно, проникшись патетикой литератора, владельцы не стали сносить следующие два старых дома по нечётной стороне, отремонтировали и используют под новые задачи.
Киевская улица, 23 - дореволюционный пакгауз
Киевская улица, 25 - жилой дом (1927)
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе
#городнапамять #москва #история #архитектура #дорогомилово #киевскийвокзал