Эпоха доступных цен на новые автомобили в России приближается к завершению. Дилеры, представляющие китайские бренды, активно сокращают действие специальных акций и выгодных программ. Как свидетельствуют данные опроса, проведенного «Российской газетой», период доминирования покупателя на рынке заканчивается.
Коммерческий директор автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин констатировал завершение краткого этапа снижения стоимости машин. Он пояснил, что сообщения о значительном повышении утилизационного сбора с 1 ноября, хоть и затрагивают в первую очередь частных импортеров, немедленно сказались на официальных продажах. По его наблюдениям, спрос в салонах вырос на 30% по сравнению с августом, что уже позволило компаниям скорректировать цены и пересмотреть систему дисконтов. По словам Житнухина, склады активно пустеют, а такие факторы, как год выпуска, цвет или комплектация, для многих клиентов теряют первостепенное значение.
Руководитель отдела по работе с партнерами «Интерлизинга» Алена Креженкова добавила, что дополнительные скидки на автомобили прошлых лет поэтапно отменяются в различных сегментах. Она отметила, что такие марки, как Voyah, Changan и Exeed, постепенно сворачивают программы лояльности, в то время как Chery и Omoda пока сохраняют предложения благодаря остаткам на складах.
Креженкова также сообщила, что запасы машин предыдущих лет выпуска значительно сократились благодаря программам для частных лиц и государственным субсидиям для лизинговых компаний. На текущий момент многие бренды практически распродали остатки, что приводит к отмене скидок и параллельному подорожанию отдельных моделей.
Эксперт прогнозирует ощутимое повышение цен на авторынке уже в начале ноября. Среди ключевых причин она назвала планируемый рост утилизационного сбора, сохраняющуюся высокую ключевую ставку ЦБ и дефицит модельного ряда новых автомобилей. Ожидается, что в массовом сегменте подорожание составит 2-3%, в премиальном — 10-15%, а стоимость электрокаров и гибридов может вырасти на 10-20%.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей «Авилон» Ренат Тюктеев отметил, что сентябрь стал первым месяцем в году, когда импортеры сократили бюджеты на дисконты. Основной причиной он назвал активные продажи в июле, когда в России было реализовано 120 тысяч новых легковых автомобилей, что означало рост на 34% по сравнению с июнем. Этот результат побудил импортеров пересмотреть стратегии и с сентября существенно уменьшить программы поддержки продаж. Более 70% производителей урезали субсидии, что привело к общему снижению уровня скидок на рынке.
В то же время директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов призвал не драматизировать ситуацию. Он подчеркнул, что отмена скидок не означает колоссальной разницы в стоимости. Для примера он привел модель Haval Jolion, цена которой выросла со 2 050 000 до 2 150 000 рублей, то есть на 100 000 рублей. По его мнению, такое увеличение при общей стоимости товара в 2-3 млн рублей не является критичным. Иванов предположил, что отмена программ поддержки будет происходить плавно на фоне растущего спроса и сокращения складских запасов, исключая шоковые сценарии.
Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич добавил, что текущий новостной фон стал для покупателей сигналом к действию. Осознание, что ушедшие бренды не вернутся в ближайшие годы, а стимулирующие скидки носят временный характер, подтолкнуло спрос. По его словам, колебания валютных курсов и снижение ставки ЦБ дополнительно оживили рынок.
Евгений Житнухин, в свою очередь, напомнил о планах государства по планомерному повышению сборов на импортируемые автомобили. Эта мера, по его словам, направлена на пополнение бюджета и стимулирование автопроизводителей к локализации производств в России. Он пояснил, что параллельный импорт, даже лишенный гарантий, ранее сдерживал цены на рынке. С исчезновением этой альтернативы или потерей ее экономической целесообразности, конкуренция уменьшится. Свой прогноз Житнухин сформулировал так: к концу года средние цены на новые автомобили вырастут на 10-15% по сравнению с августом.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Илья МАСЮК